Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Цели: воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам; раскрыть перед обучающимися сущность понятия «вежливость»; систематизировать знания о правилах вежливого поведения, упражнять обучающихся в анализе своих поступков.
Задачи:
- развитие умения формулировать определение понятий;
- формировать умения работы с информацией;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам;
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- систематизировать знания о правилах вежливого поведения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, конструировать;
- упражнять обучающихся в анализе своих поступков.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная.
Формируемые УУД:
Познавательные: развитие внимания,
мышления, умения наблюдать, анализировать,
сравнивать, обобщать, доказывать и опровергать.
Личностные и коммуникативные умения: воспитание
взаимопонимания, дружеского отношения друг к
другу, уважения к мнению других, умения слушать,
умение договариваться через организацию
совместной деятельности (групповую работу).
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Ожидаемый результат
- Формулировка понятия «вежливость».
- Применение полученных знаний в реальной жизни.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование умения уважать мнение других, слушать и договариваться с другими людьми, используя слова вежливости.
Оборудование: мультфильм А. Барто «Медвежонок-невежа», проектор и демонстрационный экран; билеты с номера группы, карточки с заданиями для групп, плакат с правилами вежливости.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Актуализация знаний
– Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, я предлагаю вам выполнить следующее задание: прочитайте слова, записанные на доске:
Здравствуйте! Добрый день! Спасибо! Пожалуйста!
– Каким словом мы объединим все эти слова? (вежливые
слова, вежливость, доброжелательность).
– Как вы думаете, почему с этими словами будет
связано наше занятие?
– Чтобы наше занятие прошло интересно, мы с вами
позовем хорошее настроение. Для этого посмотрим
друг другу в глаза и улыбнемся.
3. Основная часть
– Сегодня мы поговорим о вежливости. Что это
такое? Какого человека можно назвать вежливым?
– Об этом мы узнаем, если посмотрим
мультфильм А.Барто «Медвежонок-невежа»
– Кого же можно назвать вежливым? (Вежливый —
это тот, кто хорошо себя ведет, не шалит; говорит
вежливые слова и не грубит; помогает другим)
– Вежливость — это доброе поведение, соблюдение
правил приличия. Слово это произошло от
старинного «вежество», что означало учтивость,
ученость.
– Надеюсь, среди вас таких мишек нет и вы все люди
воспитанные, умеете культурно себя вести и
знаете все вежливые слова? Сейчас мы это и
обговорим!
Игра «Доскажи словечко»
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй.
А скажи погромче: ... (здравствуй).Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу ... (привет)Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать ... (пожалуйста).Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте ... (любезны),
Будьте ... (добры).Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну ... (извините)!Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: ... (до свидания!)Когда я что-то подарю,
Мне говорят: ... (благодарю!)
Тебе подарят что-нибудь –
Благодарить не позабудь!
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо!)
– Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы ими пользоваться?
4. Физкультминутка
– Медвежата в чаще жили
– Головой они крутили,
(Круговые вращения головой по часой и против часовой стрелки)
– Вот так, вот так головой они крутили.
– Медвежата мед искали,
– Дружно дерево качали,
(Наклоны вправо-влево)
– Вот так, вот так дружно дерево качали.
– Медвежата воду пили,
– Друг за дружкою ходили,
(Шаг на месте)
– Вот так, вот так друг за другом все ходили.
– Медвежата танцевали,
(Поворот и хлопок над головой)
– Кверху лапы поднимали,
Вот так, вот так кверху лапы поднимали.
5. Закрепление полученных знаний
– А теперь я предлагаю вам разделиться на три
группы. Для этого вытащите билет с номером группы
из коробки и пройдите на свои места.
– У каждой группы на столе лежит конверт с
заданием. (Задача детей инсценировать
ситуацию)
– Прочитайте внимательно, распределите роли и
обсудите порядок выполнения этого задания.
Задания:
- Мама послал тебя к соседке попросить немного соли. Как ты это сделаешь?
- Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?
- Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рожденья. Как ты это сделаешь?
После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить.
– Вы хорошо справились с заданием. Только, ребята, помните, что сила «волшебных слов» зависит от того, как мы их говорим. Нужно говорить вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься. Нельзя разговаривать резким тоном, отвернувшись в сторону. Вежливый человек не бывает грубым.
6. Рефлексия
– Давайте вместе составим правила вежливого обращения.
(На доске вывешивается плакат с правилами)
Правила вежливости
- Пользуйся словами вежливого обращения:______________
- Будь приветлив и вежлив со всеми _________________.
- Не _________________ взрослых, не вмешивайся в их разговор.
- Слушай старших ________________, стой при этом спокойно, смотри в ____________ собеседнику.
- ___________________________________________________________________________________________________.
7. Итог
– Подумайте, всегда ли вы сами бываете вежливыми? Какие советы вы дадите сами себе?