На экране Слайд 1. Приложение 1. Звучит фонограмма “Хотят ли русские войны”.
(Фонограмму выключить)
1 Ведущий: Вам, рисковавшим жизнью на полях сражений; вам, ныне живущим посвящается!
2 Ведущий: Вам, погибшим в битвах, умершим от ран в мирное время – посвящается!
3 Ведущий: Труженикам тыла, женщинам, вынесшим на своих плечах эту победу – посвящается!
Преподаватель: Детям войны, тем, у кого она украла детство – посвящается!
2 Ведущий: Память! В ней никогда не должно стереться все то, что принес с собой кровавый фашизм. Никогда!!!!
3 Ведущий: Мы расплатились с той войной огромной страшною ценой. Каждый восьмой человек нашей страны погиб на войне. Миллионы беззащитных людей замучены, расстреляны, задушены в газовых камерах фашистских концлагерей.
Слайд 2. Звучит фонограмма – 02 “Вальс”
На сцену выходят несколько учащихся. Все в школьных костюмах с цветами – выпускной вечер. (Фонограмму выключить) Начинают между собой разговор:
1: Просто не верится, что эти десять лет пролетели так быстро.
2: И, правда, подумать только – десять лет, это больше чем половина жизни!
3: А я, если честно, не хочу уходить из школы.
1: Ты, что! Мы же с тобой собирались махнуть на север, на строительство.
3: Это, да. Все равно как-то грустно.
2: Да ладно вам, ребята. Что грустить, когда вся жизнь впереди! Что грустить, когда у нас такая огромная и радостная страна. И вот она, она вся перед нами: хочешь на Урал, хочешь в Ленинград – пожалуйста! Вот, ты куда хочешь?
3: Я... я в летчики
1: Что-то я не слышал о таком месте...
2: Если хочется, то можно и так. Вот представьте, строим мы новый город, и называем его "Летчики". А когда нас спросят, почему столь странное название, мы скажем, что один наш школьный товарищ, очень хотел попасть в Летчики, но не смог отыскать его на карте, и вот мы...
Слайд 3. Звучит фонограмма – 03.
Фонограмма: “Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза. Сегодня в четыре утра, без всякого объявления войны, германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза”
Звучит фонограмма – 04 “Священная война”. (Фонограмму выключить)
1: До свидания. Я быстро. Я, правда, быстро. Вот разобьем фашистов и я вернусь. Ну, может через месяц, ну максимум через два. И я вернусь. Ждите и пишите. Я тоже буду писать. До свидания.
2: Прощайте, и меня ждите – тогда я обязательно вернусь!
Слайд 4
Женский голос за кадром: Сынок, но ведь тебе даже повестка еще не пришла, ну хотя бы недельку еще подожди... Васька ушел, теперь и ты тоже. Сынок, ты ж у меня один остался...
Слайд 5
2: Мама, я не могу. Ты слышала, что они сделали с Брестом? Пойми, мне надо туда. Все, с кем я играл во дворе там, а я здесь. Они гибнут, а я жду повестки! Я не могу. До свидания, мама!
Все уходят.
Слайд 6,7
Звучит фонограмма – 05 “Инструментальная заставка”. Выходит девочка с игрушкой в руках
1 Ведущий:
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Девочка:
Не плачь, не плачь...
Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе...
1 Ведущий:
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля...
Девочка:
Была семья, был дом...
Теперь остались совсем одни на свете – ты и я...
1 Ведущий:
А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнем,
И смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...
Девочка:
Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят...
1 Ведущий:
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в огне...
И выбежала из дому девчонка:
Девочка: Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!
Убегает (Фонограмму выключить)
2 Ведущий:
Память сердца не может молчать,
Всей земле мы должны прокричать:
"Пусть вечно помнит каждый на планете:
Бесчеловечен мир, в котором гибнут дети!"
Слайд 8 Звучит фонограмма – 06 “Колокольный звон”
1 Ведущий: В августе 1941 года сомкнулось кольцо вокруг Ленинграда. Начались суровые 900 дней блокады. Смерть входила во все дома. Это была фашистская стратегия голода.
2 Ведущий: Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнет его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка. Она плачет и просит есть. Этот хлеб – для нее.
3 Ведущий: В осажденном городе работало 39 школ. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились.
Звучит фонограмма – 07 “Инструментальная заставка” (вынести стул, на нем свеча)
1 Ведущий:
Девчушка руку протянула.
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула.
А оказалось – умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.
Слайд 9. (Фонограмму выключить)
2 Ведущий: Таня Савичева жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.
Слайд 10. Звучит фонограмма – 08 “Инструментальная заставка”
3 Ведущий:
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, Любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Тихо сказала“Вставайте на помощь...” - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Самое лучшее, дорогое – Родина.
Горе твое – это наше горе, Родина.
Правда твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина!
(Фонограмму выключить)
Преподаватель: Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сейчас я хочу поговорить с вами о ваших сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту страны поднялись тысячи мальчиков и девочек, ваших ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.
Слайд 11. Звучит фонограмма – 08 “Инструментальная заставка”
1. Валентин Котик
В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут мальчишка, подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
2. Витя Хоменко
Семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко. Витя погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Витя не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени.
Слайд 12.
3. Зина Портнова
Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию “Юные патриоты”. Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
4. Саша Бородулин
Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку. Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.
(Фонограмму выключить)
1 Ведущий: Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.
Слайд 13. Звучит фонограмма – 09 “Горе народное”
2 Ведущий: А сколько детей погибло в концлагерях? 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. В годы Великой Отечественной войны на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18 000 000 человек. Из них более 11 миллионов были уничтожены. Среди погибших – 5 млн. граждан СССР, каждый пятый был ребенком. Тогда, в 1941 году, их жизнь, здоровье, труд использовались в концлагерях, на военных заводах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Дети становились заложниками, донорами, биологическим сырьем для преступных “медицинских экспериментов”.
3 Ведущий:
ВАРВАРСТВО
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки.
И в ярости рыдала мать-земля...
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался звук...
– Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок.
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой,
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
На шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах,
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез горячих и могучих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя.
Омой его, земля, кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят.
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
М.Джалиль
Слайд 14. (Фонограмму выключить)
1 Ведущий: 27 миллионов наших людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия. Но мы должны о них помнить! Сейчас и всегда помнить! И мы помним о них.
2 Ведущий:
Люди! Покуда сердца стучатся, Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли, Помните!
К мерцающим звездам, ведя корабли,
О погибших, Помните!
Мечту пронесите через года,
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю: Помните!
Преподаватель: Внимание! Объявляется минута молчания!
Звучит фонограмма –10 “Минута молчания”
Слайд 15. Звучит фонограмма –11 “Высота”
1 Ведущий: Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.
2 Ведущий: Этим людям приходилось нелегко. Для фронта, для победы женщины и дети становили за станки, садились за трактора и трудились во имя Родины! Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. После уроков дети работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования.
3 Ведущий: Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.
(Фонограмму выключить)
Слайд 16,17.
Преподаватель: 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война – ожесточенная схватка советского народа с германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.
Сколько матерей не дождалось своих сыновей! Сколько жен не дождалось своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время.
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.
Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Слайд 18,19.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Звучит фонограмма – 12 “Матерям погибших героев”. Выходят ведущие со свечами
1 Ведущий:
Держу в ладонях огонек
Как символ той войны далекой,
Где незнакомый паренек
Закрыл собою мир жестокий.
Он навсегда остался там,
Чтоб мы сегодня в мире жили
И солнце чтоб светило нам,
Солдаты головы сложили.
2 Ведущий:
Пылай, гори, не затухай,
Ты – Вечного огня частица!
Забыть войну сердцам не дай!
Забвению не дай случиться!
3 Ведущий:
Мы в 90-х родились
И знаем о войне от дедов.
Они четыре года шли,
Чтоб, наконец, сказать: “Победа!”
1 Ведущий:
Пусть мы не солдаты,
Но клятву свою
Даем, как дает ее воин в бою,
Навек ей верны остаемся:
От школьной скамьи – навсегда, до конца
Отдать тебе, Родина, наши сердца.
Все вместе: Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Звучит фонограмма – 13, песня “День Победы”. Дарят приглашенным ветеранам цветы.
Слайд 20,21. Звучит фонограмма –14
Преподаватель: Все меньше остается ветеранов среди нас. Многие ушли, не ощутив заботы о себе. Окружим же заботою тех, кто еще с нами. Ребята, давайте помнить всегда о тех, кто дал нам великий праздник – День Победы. Хочется завершить нашу встречу такими словами: “Память не знает старости, и именно она поможет сохранить в каждом человеке воспоминания о войне”. Помните!
Звучит фонограмма
Литература.