Цель урока: Дать представление о категориях социологии искусства
Задачи урока:
- Познакомить с такими категориями социологии искусства как народность, общечеловеческое, публика
- Развивать творческое мышление
- Продолжить воспитывать чувство прекрасного
Оборудование: ТСО - компьютер, проектор.
Ход урока
В начале урока педагог сообщает тему урока.
Далее идёт беседа между преподавателем и студентами на тему отношений искусства и общества.
Вывод: Искусство не существует само по себе, изолированно от воздействий общества. История искусства свидетельствует о влиянии на его развитие буквально всех процессов, протекающих в общественной жизни.
Преподаватель:
"Мы остановимся на таких категориях социологии искусства как “народность”, “общечеловеческое”, “публика”.
Далее идёт сообщение, подготовленное студентом, по теме “Категория социологии искусства – “народность”
Вывод: Народность - эстетическая категория, выражающая совокупность взаимоотношений художественного творчества и народа.
Преподаватель: "Сегодня мы рассмотрим пять основных позиций категории "народность".
- 1 позиция: Рассматривается проблема: "Для кого создаются проведения искусства?" (беседа со студентами). На экране представлены картины.
- 2 позиция: Кто является объектом художественного творчества? (беседа преподавателя со студентами). На экране представлены картины.
- 3 позиция: Отражение интересов народа - необходимое условие народности любого художественного произведения:
- стремление человека к красоте, совершенству личности
(“Венере Милосская”, “Рождение Венеры"” Ботичелли, “Мыслитель” Родена - показ на экране и краткий рассказ о них);
- гармоничные отношения между человеком и природой
(“Золотая осень” Левитана, “Охотники на привале” Перова, “Грачи прилетели"” Саврасова - показ на экране и краткий рассказ о них);
- желание передать другим людям чувство радости, грусти, ужаса и т.п. (“Над вечным покоем” Левитана, “Бурлаки на Волге” Репина, “Тройка” Перова, “Боярыня Морозова"”Сурикова - показ на экране и краткий рассказ о них).
- 4 позиция: Народ выступает как субъект искусства, т.е. можно проследить связь профессионального художественного творчества с народным фольклором (вспомнить русские народные песни, частушки и т.д.).
Народ создаёт различные художественные образы, из которых художник отбирает лучшие (“Три богатыря”, “Алёнушка” Васнецова, “Богатырская симфония” Бородина - показ на экране и краткий рассказ о них).
- 5 позиция: Народ является носителем и хранителем произведений искусства (сообщение о Петергофе - "музее под открытым небом").
Следующая категория социологии искусства - общечеловеческое (беседа со студентами).
Преподаватель:
"Вам было дано задание на дом - охарактеризовать любимое проведение искусства с точки зрения такой категории как "общечеловеческое". Сейчас мы прослушаем сообщения о живописных, музыкальных произведениях, скульптурных и архитектурных памятниках."
В этих сообщениях необходимо было отразить следующее:
- как давно вы знаете это произведение искусства,
- когда стало любимым,
- почему оно, по-вашему мнению, "общечеловеческое".
Последняя категория, которая рассматривается - публика
(беседа преподавателя и студентов, можно проанализировать общее и различное между публикой, пришедшей на концерт классической музыки и на концерт современной группы).
Вывод по уроку: ещё раз говорится, что такое социология искусства, какие категории рассмотрены.
Домашнее задание: проанализировать высказывание Н.В.Гоголя с точки зрения "национального и интернационального в искусстве":
"...истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами своего народа, когда чувствует и говорит, что соотечественники его, кажется, будто это чувствуют и говорят они сами."