Групповая работа в организации проектно-исследовательской деятельности (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


В  настоящее  время  произошли  глобальные  изменения  в  системе  образования. Одна  из  главных  задач современной  начальной  школы -  создание  необходимых  условий  для  личностного  развития  каждого  ребёнка  и  формирование  его  активной  позиции. Поэтому  в  настоящее  время  широкую  популярность  приобрели  проектные    методы  обучения, которые  учат  размышлять,  прогнозировать  и  планировать  свои  действия.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

В младших классах предпочтительнее групповые проекты, такая форма работы позволяет развивать коммуникативные умения. В первом классе учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность. Поэтому в нашей гимназии работа над проектом проводится со 2 класса. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения, познавательной активности.

Во 2-3 классах чаще всего в проектной работе я использую групповые проекты.

Первый проект во 2 классе назывался “Парад планет”. Почему именно эта тема? По окружающему миру мы проходили тему “Планеты Солнечной системы”. Учеников заинтересовала эта тема, поэтому мы решили исследовать некоторые вопросы подробнее. Была выдвинута проблема Она заключалась в том, что глобус – это модель Земли, а существуют ли модели других планет Солнечной системы? Гипотезу выдвинули ученики сами - нельзя своими руками сделать модель Солнечной системы из-за недостатка информации об их размерах, большой их удаленности друг от друга и от Солнца. Было несколько вариантов для решения этого вопроса: сделать модель из воздушных шаров, папье-маше, пластилина. Было решение попробовать сделать модель из пластилина, потому что, как вы сами понимаете, воздушный шар не имеет форму шара, а папье-маше сложно в исполнении.

Таким образом, дети вместе с учителем сформулировали цель нашего исследования – сделать модели планет Солнечной системы. Дети с увлечением стали предлагать задачами проекта:

  1. Узнать информацию о планетах Солнечной системы.
  2. Посетить планетарий.
  3. Выяснить данные о поверхности, диаметре, масштабе.
  4. Используя масштаб, сделать наглядные модели планет своими руками из пластилина и показать их удалённость от Солнца.
  5. Провести анкетирование среди учащихся начальных классов на предмет осведомленности их в этой области.

Группы были образованы по интересу – какая планета интересовала, так ребята и поделились на группы. Количество учеников в группах была различная. Такая ситуация является допустимой при проектной деятельности, так как движущей силой в исследовании является интерес.

В первую очередь ученики решили познакомиться с научной -познавательной литературой о планетах Солнечной системы. На следующем занятии ребята поделились найденной информацией.

 

Мы использовали 2 параметра – диаметр планеты и удаленность от солнца. Мы сделали свой масштаб, произведя вычислительные работы с помощью учителя. И вылепили макеты планеты из пластилина. Эта работа была названа лучшим проектом года в начальной школе.

Учеников так заинтересовала эта тема, что дети предложили выступить с проектом перед родителями. После чего родители подарили ученикам поход в Московский планетарий, где они увлеклись темой звезд, которая стала основой для следующего проекта.

Поэтому мы поставили перед собой цель - узнать, как устроен мир, вселенная, разобраться, что же такое мы видим каждую ночь над головой.

Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Познакомиться с понятиями “звёзды”, “созвездия”, их происхождением.
  • Провести анкетирование
  • Подготовить модель Земли и 12-ти созвездий вокруг нее.

На следующем занятии ученики выдвинули гипотезу - знаки Зодиака получили своё название от легенд и мифов. В группы объединились в соответствии с тем, у кого какой знак Зодиака. Группы так же получились неравномерные.

Изучив теоретический материал о созвездиях, мы решили создать аппликации, которые иллюстрируют эти зодиакальные созвездия. Это было сделано для того, чтобы мы поняли местонахождение звезд, их взаимное расположение относительно друг друга, размер и другое. На уроке технологии мы создавали свои созвездия, сравнивая их с оригиналами.

Изучив всю теоретическую литературу и материалы о созвездиях, мы поняли, что хотим поделиться нашими знаниями. Поэтому мы создали книгу, которую мы назвали “Мифы звездного неба” и решили подарить ее библиотеке, чтобы все могли ознакомиться. Наша гипотеза подтвердилась- знаки Зодиака получили своё название от легенд и мифов.

Перечисленные ранее проекты можно считать среднесрочными – их длительность – 6-7 недель. Кроме среднесрочных, во 2 классе был один долгосрочный проект, над которым мы работали в течение года. Ученики дали ему сами своё название “Сочиним свою сказку”

Изучая по литературному чтению тему “Сказки”, дети проявили интерес к этой теме и изъявили желание привлечь сверстников к чтению книг, создав свои сказки.

Это и стало целью проекта.

На этот раз ученики сами выдвинули задачи проекта:

1) Узнать информацию о жанре русского народного творчества как сказка;

2) Раскрыть характерные особенности сказок о животных, волшебных, бытовых;

3) Написать сказку собственного сочинения;

4) Встретиться с библиотекарем нашей гимназии;

5) Сделать книгу своими руками;

6) Сделать аудиозапись написанных сказок;

Изучив необходимую информацию, мы разделились по желанию на 4 группы. Каждая группа поставила перед собой следующие задачи:

  • Нужно было определиться, какую сказку мы будем сочинять: волшебную, о животных, бытовую. И все группы решили остановиться на волшебной.
  • Нужно было подумать и решить какой будет сюжет сказки, о чём будет сказка?
  • При этом мы должны были не забывать, что сказка включает себя троекратные повторы, небольшая по объему, наличие положительных и отрицательных героев, волшебство, добро побеждает зло, сказочные предметы.

После того, как мы написали сказки, мы создали иллюстрации к ним и решили сделать книги своими руками. Потом мы сделали аудиозапись наших сказок. Диски мы подарили каждому ученику нашего класса и учителям.

Считаю необходимым использование преемственности начальной и старшей школ в проектных работах. Этот принцип был использован в двух проектах. Один был связан с выращиванием кристалла в условиях класса, а второй – моделирование театральной постановки с использование самодельных кукол.

Например, работая с проектом “Выращиванием кристалла в условиях класса” мы посетили учителей старшей школы – математики, химии, истории и других – которые рассказали о роли камней и кристаллов в науках, которые они преподают. Например, посетив кабинет математики, мы узнали, что наиболее точная симметрия существует в мире кристаллов. Кристаллы принимают форму многогранников (октаэдр, куб, додекаэдр, тетраэдр и др.) так же ученики не остановились на учителях и посетили кухню, где от поваров узнали, что соль и сахар – типичные примеры кристаллов, которыми мы пользуемся каждый день.

А в проекте, который был связан с кукольным театром, участвовал учительтехнологии (средней и старшей)школ Федотова Юлия Владимировна Вместе с ней ученики делали театральные куклы – итальянский Арлекин (Пульчинелла), французский Полишинель, английский Панч, русский Петрушка.

Как я уже сказала, мне очень нравится использовать в своей работе групповые проекты, но это отнюдь не означает, что мы пренебрегаем индивидуальными проектами.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, я стараюсь пробудить интерес у учащихся к теме проекта. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Затем на этапе погружения в проект из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы.

После того как спланирована работа учитель вообще может “ потеряться”. Это третий этап. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель держит всё на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности?

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, готовить наглядность. На этапе презентации учитель обобщает, дает оценку.

Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.

Список литературы.

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

4. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000, №4.

5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист” / Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.