Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
При организации дидактических игр с математическим содержанием, необходимо придумывать следующие методические вопросы:
Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
- Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
- Как с наименьшей затратой времени познакомить учащихся с правилами игры?
- На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
- Как обеспечить участие всех учеников в игре?
- Как организовать наблюдение за учащимися, чтобы выяснить, все ли включились и работу?
- Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность учащихся?
- Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры?
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различны. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр - значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучении, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры, как уже говорилось, положительное отношение к учебе.
Цели:
- Повторение и закрепление знаний по пройденной теме;
- Развитие логического мышления, способности самостоятельно решать учебные задачи;
- Воспитание интереса к математике через использование нестандартных форм обучения;
Оборудование: компьютер, проектор, экран или интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания и умения по теме “Десятичные дроби” в форме математической игры.
П. Повторение изученного (демонстрация презентации). В процессе просмотра презентации повторяются следующие темы:
- сравнение десятичных дробей;
- сложение десятичных дробей;
- вычитание десятичных дробей;
- умножение десятичных дробей;
- деление на натуральное число;
- деление на десятичную дробь;
- применение распределительного закона умножения;
- решение уравнений.
По каждой теме имеются упражнения для тренировки в различной форме, в том числе и в тестовой. На слайдах с упражнениями используется анимация с последующим выводом ответов. На всех слайдах имеется кнопка с гиперссылкой “Возврат”, которая возвращает на слайд № 2.
На слайде № 2 “Выбери задание” изображена таблица с 24 окошками, на каждое окошко сделана гиперссылка, что позволяет быстро выйти на слайды с заданиями. В нижнем правом углу слайда - управляющая кнопка “В конец”, на последний слайд “Игра закончена”. Эта кнопка позволяет закончить игру в любой момент. Окошки с заданиями;
- 1, 11,15 - сравнение десятичных дробей;
- 2, 10, 16 - тестовые задания на чтение и запись десятичных дробей;
- 3, 5 - задание “Восстановите запятые” в примерах на сложение и вычитание десятичных дробей;
- 4,13,19 - задание “Найдите ошибку” в примерах на сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей;
- 6,9 - умножение и деление на 10, 100, 1000 и т.д. (вопросы на проверку усвоения знаний);
- 7, 8 - применение распределительного закона умножения;
- 12,18 - умножение и деление на 10, 100,1000 и т.д.;
- 14,17 - решение уравнений.
Кроме того, есть особые окошки-сюрпризы.
Окошки-сюрпризы
- Сведения из истории возникновения десятичных дробей
Первая физкультминутка
Во время физкультминутки можно использовать любые задания для устного счета. Например, учитель дает задание первому ученику: “Отними 0,3 от 1”. Ученик отвечает: “0,7”. Учитель говорит следующему ученику: “Умножь полученный ответ на 2”. Второй ученик отвечает и т.д. Игра проходит в очень быстром темпе. Если ученик дает неправильный ответ или долго думает, то он “выходит из игры”, т.е. садится на свое место. Выигрывают те, кто остался стоять.
Вторая физкультминутка
1. Загадываем число (например “четыре*).
2. Учитель бросает мячик любому ученику и называет действие (например “отнять 0,3”).
3. Ученик ловит мяч и говорит ответ (“3,6”).
4. Если ответ правильный, то ученик продолжает игру (бросает мяч другому ученику и называет новое действие).
5. Если ответ неправильный, то ученик выходит из игры (возвращает мяч учителю и садится на место).
Задача-сюрприз
“На корабле “Пиратское счастье” плывут несколько кошек, несколько матросов, кок и одноногий капитан. У всех них, вместе взятых, 15 голов и 41 нога. Сколько кошек было на корабле?” (На вопрос учеников: “Где же сюрприз?”, учитель отвечает: “Это задача на сообразительность, решивший ее сразу получит “5”,)
Решение: Ученик может рассуждать так: “Уберем с корабля капитана, тогда остается 14 голов и 40 ног. У людей по 2 ноги, у кошек - по 4. “Приделаем” каждому человеку по 2 ноги, тогда всего ног будет 14*4 = 56, то есть получили 16 “лишних” ног. Делим 16 на 2 и получаем количество людей - 8. Тогда кошек будет 14 - 8 = 6”. (По щелчку мыши выводится ответ: “6 кошек”)
Логическая задача
“Пятиклассники пришли на маскарад.
В кругу сидят маски: “Медведь”, “Человек-паук”, “Терминатор” и “Мушкетер”.
Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей.
Известно, что:
- “Медведь” не Алексей и не Андрей;
- Сергей сидит между “Терминатором” и Тимофеем;
- “Мушкетер” не Сергей и не Алексей;
- “Человек-паук” сидит между “Мушкетером” и Андреем.
В какой маске пришел каждый из мальчиков?”
Решение: построим таблицу и отметим в ней условия задачи.
Медведь | Человек-паук | Терминатор | Мушкетер | |
Алексей | - | - | ||
Андрей | - | - | - | |
Сергей | - | - | ||
Тимофей | - |
Ш. Итог урока.
Подводятся итоги, выставляются отметки.