Значимые исторические события дарят поистине уникальные произведения, которые будут находить отклик в сердцах слушателей на протяжении веков.
Цель и задачи урока:
- Духовно-нравственное воспитание учащихся, приобщение к искусству как важнейшему компоненту формирования личности.
- Учить находить связь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах, а также выявлять взаимодействие между художественными образами музыки, литературы, изобразительного искусства.
- Формировать у школьников понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиа, экран,
- презентация,
- фортепиано, бубен
- звукозаписи вокальной музыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Обобщение ранее изученных тем.
- На предыдущих уроках мы научились выявлять палитру музыкальных образов в творчестве С.В.Рахманинова, Ф.Шуберта, А.Бородина.
Но до сегодняшних дней не перестают удивлять музыкальные образы “Полонеза” М.К.Огинского. С чем это связанно, в чём тайна? Мы попробуем найти ответ на нашем уроке.
Презентация слайда № 1. (Запись темы в тетрадь).
III. Изучение нового материала:
Презентация слайда № 2.
- Посмотрите на портрет М.К.Огинского, обратите внимание на временные рамки, когда жил наш герой. Слушая сообщение одноклассников, дайте ответы на вопросы.
- В какой стране жил М.К.Огинский и его профессия?
- Какой характер и его поступки?
- Какие произведения сочинил?
(заслушать ответы учащихся)
Презентация слайда № 3.
- Ознакомьтесь со слайдом. За развёрнутый ответ, Вы получите дополнительные баллы. (1.Ф Шуберт, 2. В.-А.Моцарт, 3. Л.В.Бетховен, 4.И.С.Бах, 5.Ф.Шопен)
Презентация слайда № 4.
Ф.Шопена и М.К.Огинского объединяло главное - любовь к Родине, к родному народу, к его музыке. (запись в тетрадь)
Презентация слайда №5.
Но в истории Польши были и трагические события. В 19 веке территория Польши была поделена между тремя государствами: Австрией, Пруссией, Россией. В боевые дни 1794 года вспыхивает восстания за национальную независимость Польши, композитор отдаёт в дар родине свое имущество. В Кракове Тадеуш Костюшко возглавляет освободительное восстание, в рядах повстанцев - граф Огинский.
Восстание подавленно, вместе с отступавшими повстанцами М.К.Огинский был вынужден покинуть свою родину. В этом судьба перекликается с трагедией Ф.Шопена, который жил и умер во Франции.
- Первым произведением, написанным М.К.Огинским на чужбине стал полонез. (название “пока” не называть, сохранить интригу).
- Что такое полонез?
Презентация слайда №6.
- Ознакомьтесь со слайдом.
(ответы, рассуждения учащихся, запись в тетрадь).
“Полонез” - польский танец, возник в эпоху средневековья. Носит характер торжественного, блестящего шествия, в 19веке – бальный танец.
- Прослушайте “Полонез” М.К.Огинского и ответьте на вопросы.
Презентация слайда №7.
- Перечислите музыкальные образы характерные для произведения.
- Какое название можно дать произведению исходя из музыкальных образов?
- Перечислите выразительные средства музыкального языка.
(Исполнение учителя на фортепиано. (2 мин.10 сек.)
(Ответы уч-ся: В музыке полонеза любовь к страдающей родине...Печаль, тоска.
Названия: “Осень”, “Воспоминание”).
- Композитор назвал полонез – “Прощание с Родиной”.
Презентация слайда №8.
- Польский поэт Адам Мицкевич был в восторге от звуков полонеза, поэтому в произведении “Пан Тадеуш”, эмоции переросли в стихотворные строки.
Ударил вновь маэстро,
И звуки разрослись в гром бурного оркестра
Литавров медный звон, грохочут дробно бубны
И полонез плывет, как будто голос трубный....Беспечно пары шли, кружились друг за другом,
Развертывались, вновь закручивались кругом,
Как бесконечный змей меняет переливы,
Менялась радуга костюмов их красивых...
- Созвучна ли музыка М.Огиньского с этими стихотворными фрагментами?[5;5]
(Ответы уч-ся: не очень, так как в музыке много печали).
В музыке Огинского есть фрагмент, близкий по настроению стихам А.Мицкевича.
Как бесконечный змей меняет переливы,
Менялась радуга костюмов их красивых.
- Полонез “Прощание с родиной”, написан для фортепиано, но часто его можно услышать в исполнении симфонического оркестра.
Презентация слайда №9.
- Ознакомьтесь с заданиями слайда и сформулируйте устные ответы.
Роль симфонического оркестра в звучании полонеза? (богатство тембральной палитры красок симфонического оркестра )
Какая группа симфонического оркестра является ведущей и почему? (струно –смычковые инструменты благодаря звукоизвлечению – затрагивают потайные стороны нашей души, её переживаний).
Определите музыкальную форму? (Рондо, вспомнить особенности структуры)
Презентация слайда №10. (повторение ранее изученного материала).
- Кто пропоёт мелодию основной темы? (учителю надо наиграть мелодии: рефрена + фрагменты эпизодов, одному из учащихся можно предложить бубен для выделения сильной доли в мелодии “торжественного, бравурного шествия”)
Полонез написан в 1794 году, но спустя два столетия привлекает внимание современных исполнителей.
Презентация слайда №11.
- Руководитель белорусского ВИА “Песняры” - Вячеслав Шарапов сочинил слова к полонезу на русском и польском языке, и произведение приобрело другую окраску. (учащимся выдать Приложение 1). Этот вариант мы проанализируем в исполнении “Хора Турецкого”. Обратите внимание на музыкальные образы и ответьте на тему урока.
IV. Итог урока.
Вывод: В смятении двух чувств, строящихся на контрастных музыкальных образах тайна “Полонеза”. Человек, любящий Родину и покидающий её по трагическим обстоятельствам, будет переживать и скучать по родным образам края.
(Пояснение домашнего задания и комментарии оценок за работу на уроке).
Список литературы для учителя.
- Программ “Музыка” В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа, 2010.
- Музыка 5-8 классы: рабочие программы по учебникам Т.И.Науменко, В.В.Алеева/ сост. Г.П.Попова, Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Н.И.Сац. “Всегда с тобой. Страницы жизни”. Изд. 2-е, доп. М., “Дет.лит.”, 1978.
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студ. Муз. Высш. Пед. Учеб.заведений/ Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; под ред. Г.М.Цыпина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
- Музыкальное воспитание в школе: Методическое пособие/Департ. Образованиия и науки Администр., ОблИУУ; [И.Л.Шаталова, Н.П.Сокольникова, И.И.Островская, Э.М.Ильиных]. – Кемерово, 1996.
Приложение 1. http://mp3-pesnja.com/song/песняры+полонез+огинского.+акапелло