При изучении русского языка и литературы использование проектно-исследовательской деятельности учащихся направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. В ходе урочной и внеурочной деятельности, самостоятельной творческой работы, подготовки и защиты проектов, работы с ресурсами Интернета, словарями и справочниками реализуется исследовательский метод, происходит интеграция традиционных форм обучения и интернет-технологий. При решении учебных задач школьники овладевают коммуникативными технологиями, что обеспечивает быстрый обмен информацией, общение в процессе сотрудничества. Благодаря Интернету дидактический материал, привлекаемый к использованию на уроках и внеурочной деятельности становится разнообразным. Но очень важно воспитать в детях чувство меры при отборе материала (нужно уметь определять четкие границы привлеченного материала, так как избыток информации уводит от главной темы).
В своей работе считаю целесообразным предлагать для исследования чаще всего темы, связанные с развитием речи, повторением синтаксиса, морфологии и, конечно, лексики.
Например, для учащихся 6 класса предлагается краткосрочный творческо-информационный проект “Профессионализмы в речи членов моей семьи”.
Цели и задачи проекта:
- развитие языковой компетенции, формирование умения различать общеупотребительную лексику и ограниченные в употреблении слова;
- ознакомление учеников с профессионализмами и специальными словами (терминами);
- формирование умения различать специальную и общеупотребительную лексику, находить в толковом словаре специальные слова и обосновывать их использование в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи;
- развитие логического мышления;
- составление семейных толковых словарей.
Для успешного выполнения любого исследовательского проекта ученики должны не только отобрать материал для своей работы, но и написать текст, соответствующий научному (научно-популярному стилю).
Школьников впечатляет общеизвестный факт: русский писатель А.И. Куприн, чтобы точно описать героев своих произведений, становился и матросом, и лесозаготовщиком, и рыбаком, и офицером. Он записывал в специальную книжечку слова-профессионализмы, а потом они появлялись в речи купринских персонажей.
Очень часто дети не знают, каким дипломированным специалистом является их родитель (не всегда люди работают по своей специальности), какое учебное заведение окончил, как шел к выбору своей профессии. Такой проект в первую очередь сближает членов одной семьи, дает повод для размышлений, формирует опыт обмена информацией. Представление результатов проекта получает разные формы: кто-то выпускает брошюры, кто-то представляют свой словарь в виде презентации (с привлечением фотографий родственников и тех предметов, о которых сообщается), кто-то пишет сочинение и обязательно говорит о том, как он любит своих близких.
В ходе разработки проекта демонстрирую учащимся свои заготовки:
“Мой муж работает главным энергетиком на предприятии ООО “Этанол-Спирт”. В своей речи в быту он часто использует профессионализмы, большинство из которых имеют разговорную окраску. Вот некоторые из них:
ДЕСЯТКА – линия электропередач с напряжением 10кВ
ЗЕМЛЯ – контур заземления
ЗВОНИТЬ – проверять сопротивление изоляции
КОГТИ – приспособление для лазания электрика по деревянной опоре (столбу)
КОНДЮК – конденсатор
КОРОТЫШ – короткое замыкание
ЛАЗЫ – приспособление для лазания электрика по бетонной опоре (столбу)
ЛАПША – двужильный провод
МОРЖОК – кратковременное исчезновение электроэнергии
ОТБИВКА ТРАССЫ – закладывание кабеля в землю
ОТСЕЧКА – срабатывание токовой или тепловой защиты в автоматическом выключателе
ПЕРЕГРУЗ – четырехкратное увеличение силы тока
ПРОСТРЕЛ – пробой изоляции на корпус электрооборудования
УДОЧКА – веревка на поясе электрика, находящегося на столбе для подъема наверх инструментов, запчастей и т.п.”
Вот заготовки учащихся: “До пенсии бабушка работала бухгалтером. Сейчас она на заслуженном отдыхе и с удовольствием вспомнила для меня профессиональные слова и словосочетания:
ПНУТЬ ПЛАТЕЖ – составить отчетность
КРАСНОТА – отправить платеж получателю
НАКАТ – составление ежедневного баланса
ПОЛЗУНЫ – списанные в убыток кредиты
ПОЛУМЕРТВЫЙ СЧЕТ – непогашенные кредиты клиентов
ОТВАЛИВШИЕСЯ ПЛАТЕЖИ – аннулированные платежи” (Ворников Иван)
Защита таких проектов способствует развитию и совершенствованию способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации. В процессе обсуждения материала, самостоятельно подготовленных сообщений и презентаций школьники учатся задавать вопросы, отвечать на них, высказывать свое отношение к обсуждаемой проблеме, анализировать, обобщать, сравнивать и систематизировать.
Планомерное включение проектно-исследовательской деятельности в структуру курсов русского языка и литературы в старших классах позволяет решать ряд важных задач для воспитания языковой личности:
- обучение, развитие и воспитание школьника как языковой личности с помощью использования технологий, соответствующих возрастным особенностям;
- организация эффективного взаимодействия ученика и учителя, родителей в процессе обучения и воспитания (в 5–6 классах учащимся в рамках внеурочной деятельности предлагается для изучения модуль “Работа в команде”);
- развитие способностей отбирать, анализировать, систематизировать и использовать информацию в соответствии с темами исследовательских проектов (в 5–6 классах в рамках внеурочной деятельности учащиеся изучают модули “Источники информации”, “Обработка информации”);
- подведение учащихся к выбору индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, уровня подготовки.
Процесс приобщения к проектно-исследовательской деятельности положительно влияет на формирование УУД, достижение результатов при становлении коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. Постепенно развиваются творческие возможности старшеклассников, его самостоятельность, возрастает потребность в самооценке. Обращение к художественным произведениям на уроках русского языка развивает лингвистические способности учащихся, учит объективно оценивать чужую и собственную речь.
Иными словами, проектно-исследовательская деятельность формирует и воспитывает языковую личность.