Цель: познакомить детей с объёмными телами и их принципиальным отличием от плоских фигур, на уровне ощущений.
Задачи:
- Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, грамотную математическую речь, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
- Образовательные: обобщить знание детей о плоских фигурах; ввести название объемных фигур (куб, цилиндр, конус, шар, параллелепипед, пирамида); классифицировать предметы по группам и обобщать.
- Воспитательные: воспитать любовь и интерес к предмету, прививание аккуратности.
- Здоровьесберегающие: предупреждать утомление и переутомление учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, набор пластмассовых моделей объёмных тел, карточки с изображением фигур, дидактический материал, пластилин, клей, 3D очки, планшетки и маркеры.
Ход урока
Организационный момент
Доброе утро, ребята. Рада приветствовать вас.
Доброе утро!
Радужного дня!
Пусть осени печаль не коснётся тебя!
В окно светит яркое солнышко, как будто своими лучиками пытается согреть нас в этот осенний денек, пожелать добра и удачи нам сегодня на уроке.
Давайте и мы сейчас пожелаем с вами добра друг другу и улыбнёмся.
1. Этап актуализации знаний.
- Ребята у нас сегодня необычный урок – урок-путешествие. А так как урок необычный, то и учебник тоже будет не обычный. (Приложение 1)
Отгадайте, на чем мы будем путешествовать:
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь... (Паровоз )
- А на каком паровозе вы сейчас догадаетесь!
Смотрим фрагмент мультфильма.
- На каком Паровозике мы будем путешествовать? (на Паровозике из Ромашково).
В страну интересную, очень чудесную
Путь мы с вами совершим.
Много здесь жильцов различных
Уважаемых, приличных.
И поверьте мне, друзья,
Нам без них никак нельзя.
- А какие жители живут в этой стране мы узнаем отгадав загадки. Я читаю загадку, а ответить вы можете хором. Но затем кто-то обязательно прокомментирует наш ответ.
1.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам его представить рад,
А зовут его ... (квадрат)
- Почему вы сказали квадрат? О каких признаков квадрата говориться в загадке?
- Переверните листок в путеводителе. Что видите? (конверт)
- откройте его и найдите там квадрат, положите перед собой
- ... Найди квадраты у меня на столе и прикрепи на доску.
- Следующая загадка
2.
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим. (треугольник)
- Какие признаки треугольника вы услышали в загадке?
- Найдите в своих конвертах треугольник, положите перед собой
- ... Найди треугольник у меня на столе и прикрепи на доску.
- Молодец!
Следующая загадка
3.
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
- ... Найди круги у меня на столе и прикрепи на доску.
- Ищем в конверте нужную фигуру. Сколько кругов в конверте?
4. И последняя загадка.
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
(прямоугольник)
- Давайте вспомним по каким трём основным признакам мы можем разложить все предметы на группы? (по цвету, размеру и форме)
- .... Разбей по цвету / по форме / по размеру.
- Молодец, Вот тебе билет на наш паровоз!
- Замечательно! Отложите фигуры на край парты.
- Билеты есть у всех? Тогда проверьте свои спинки, головка высоко. Тогда в путь. Какие звуки издает паровоз? Движения? Приготовились! Поехали!
- Какая-то станция за окном... Смекалкино... Жители этой станции очень любят решать занимательные задачи. Давайте и мы решим несколько задач.
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4)
У куклы 5 нарядных платьев,
Какое нынче надевать ей?
Есть у меня цветная шерсть –
Свяжу, и платьев будет... (6)
В класс вошла Маринка,
А за ней – Аринка.
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят? (3)
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два + пять? (7)
2. Введение новых знаний
Отлично, можем двигаться дальше. Поезд поехал.
Пребываем к станции “Знайкино”
- Посмотрите, ребята, на этой станции живут разные фигуры. С некоторыми из них вы уже знакомы. Они у вас лежат на краю парты. Давайте из этих фигур попробуем сложить паровоз, на котором мы путешествуем.
- У вас на парте лежит шаблон, на который вы должны приклеить ваши фигуры. А всех ли фигур хватает? Один шаблон, одной фигуры не хватает... Что же делать? (работать парами)
- А теперь испытаем наши фигуры. Аккуратно, но сильно прижмите лист ладошками с наклеенной фигурой.
- Изменился ли вид фигуры?
- А теперь положите перед собой доску для пластилина и кусочек пластилина. И вылепите одну из фигур (шар, куб, цилиндр)
- Попробуйте сплющить вашу фигуру не изменив ёё? (не получается)
- Это подтверждение того, что фигуры разные.
Вывод:
фигуры, вырезанные из бумаги, плоские, а фигуры, вылепленные из пластилина, имеют объем. Они называются объемные фигуры.- Как же называются фигуры, которые мы уже знаем и которые помещаются на листе бумаги? (Плоские).
Рассматриваем плакат “Плоские фигуры”.
- Итак плоские фигуры вы хорошо знаете давайте теперь попробуем назвать объёмные фигуры. Некоторые названия легко запомнить так как они похожи на что-то.
Рассматриваем плакат “Объёмные фигуры”, читаем названия фигур.
3. Первичное закрепление материала
- Давайте попробуем догадаться какие объемные фигуры спрятались в окружающих нас предметах: коробка, Кубик, Стакан, Пирамидка, Луна
- А как вы думаете можем ли мы изобразить Луну на листе бумаге? А какая фигура нам для этого понадобиться. (круг) Ребята обратите внимание на то, как по разному изображены плоские и объемные фигуры. Объёмные фигуры изображены с помощью светотени, иначе невозможно показать что они возвышаются над листом бумаги.
Но, оказывается, современные технологии шагнули так далеко что достаточно одеть специальные очки, и предметы, изображённые на листе кажутся объемными (Учащиеся смотрят специальные картинки в 3D очках)
- Глазки немного устали... Давайте сделаем физкультминутку для глаз.
Не крутя головы, только глазками наблюдаем за солнышком.
Физкультминутка для глаз.
4. Обобщение и систематизация знаний.
- Ну а перед тем как отправиться на следующую станцию, давайте проверим с пользой ли мы побывали на станции Знайкино.
- На какие группы можно разбить фигуры. (объемные плоские)
- Обведи на доске в одну группу объемные плоские фигуры. Назови их.
- Подберите нужные предметы в каждую строку в таблице.
- Стрелочкой покажи какие предметы ты добавишь в таблицу.
Закрепление изученного
- Молодцы едем дальше. Впереди Станция “Задачкино”.
Но чтобы выйти на этой станции и размяться нам необходимо потренироваться в решении задач
- Послушайте задачу.
На рисунке есть прямоугольник, куб, круг, треугольник, квадрат, параллелепипед и цилиндр. На сколько объёмных фигур на рисунке меньше, чем плоских?
- О каких фигурах говорится в задаче? (ученик подходит к доске, выбирает нужную фигуру и вывешивает на доску.)
- На какие две группы можно разделить фигуры? (плоские и объёмные)
- Разделим фигуры по группам.
- Сколько плоских фигур?
- Сколько объёмных?
- О чем нас спрашивают в этой задаче?
- Как запишем решение?
- Положили перед собой планшетки. Взяли маркеры.
-... записываем решение 4-3=1 (Ф.)
- И запишем ответ. Какой ответ? (ответ: на 1 фигуру меньше)
- Молодцы! Сразу видно, что вы умеете решать задачи!
- Ну теперь мы можем выйти на станции и размяться! И сделать гимнастику для рук.
Гимнастика для рук:
- Едем долго спать хочется...
Наши пальчики уснули,
В кулачок они свернулись:
Один, два, три, четыре, пять
Захотели поиграть!
Разбудили дом соседей,
Там проснулись 6 и 7,
8,9,10 – веселятся все!
Но пора обратно всем:
10,9,8,7 ... 6 калачиком свернулся,
5 зевнул и отвернулся
4,3,2,1 снова в домиках мы спим.
5. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Ну, а нам пора возвращаться обратно. А пока будем ехать, обсудим, что нового мы узнали на уроке, чему научились? (познакомились с понятиями плоские фигуры, объёмные фигуры; научились различать плоские и объёмные фигуры)
- Давайте вспомним какие задания мы сегодня выполняли пока путешествовали с Паровозиком.
- Какое задание вам показалось сложным?
- И вот мы вернулись домой. Пришло время прощаться. У вас в конверте остались 3 паровозика (красный, зелёный, жёлтый), перед выходом из класса прикрепите паровозик красного цвета, если вы считает что урок прошёл на оценку 5, зелёного – если на оценку 4, и жёлтого если на оценку 3.
- Спасибо за урок! Вы отлично поработали!