Цели:
- Познакомить с жизнью и просветительской деятельностью Н.А. Новикова;
- Развивать творческие способности учащихся, умение работать к команде;
- Воспитывать чувство патриотизма через изучение истории родного края, уважительное отношение к малой родине;
- Прививать интерес и любовь к чтению.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint с поддержкой макросов (переход слайдов по щелчку).
(Титульный слайд)
Блок первый (Слайд № 2 музыка1 - на сцене появляются школьники разного возраста и двое ведущих)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, почитай еще страницу!”
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать. (по щелчку останавливаем музыку)
Ученик (выходит из зала): Заладили: читать, читать, в мире есть вещи и поинтересней, посидеть в Нете, початиться в Контакте, качнуть музон. Кому нужны ваши книги в XXI веке?
Ведущий 1. Как ты можешь так говорить?! Известно ли тебе, что рукописные книги в Древней Руси были дорогими и недоступными простому человеку.
Ученик: Да ладно! Не может быть!
Ведущий 2. А вот послушай! И вы послушайте. Мы сейчас отправимся в небольшое путешествие.
(Слайд № 3 по щелчку смена иллюстраций - в это время детские голоса за кадром)
Рукописные книги Древней Руси были настоящим произведением искусства.
Книга была большой и тяжелой. Переплет для нее делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплеты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями.
Для письма использовался пергамент. Орудием письма переписчикам служили перья, чаще всего гусиные.
Рукописные книги были очень дороги, их запрещали выносить из библиотек, даже приковывали к столбам железными цепями.
(Слайд № 4)
Ведущий 3. Рукописные книги очень долгое время были единственными книгами в России. Печатать книги люди научились только в середине XVI века, в 1564 году.(по щелчку появляется изображение царских палат)
Ведущий 4. Десять долгих месяцев работал Иван Фёдоров над ней в своей печатне. И вот принёс он своё детище в белокаменный Кремль.
Ведущий 3. Царь Иван Васильевич молча взял книгу, медленно перелистал, оторвал глаза от книги и обратился к Ивану Фёдорову:
Царь: - Зело хитёр ты, мастер, к печатному художеству. В писаных книгах с грамотою худо. Врут немилосердно переписчики. А если в печатных книгах путаница пребудет, то вовсе беды не оберёшься...
Федоров: - Не для того старались, государь. Выискивай, да не сыщешь ни одной напраслины, -
Ведущий 4. смело перебил царя Иван Фёдоров.
Ведущий 3. Дошёл до последнего листа царь – всё на месте, ни одной ошибки. Посветлело лицо Грозного.
Царь: - Что ж, мастер, честь головою сберегают, ладно книгу напечатал, угодил царю...
Блок второй (Слайд № 5 музыка 2 - на сцене все ведущие)
Ведущий 1. Много веков прошло с тех пор.
Ведущий 2. Немало знаменитых людей подарила миру богатая талантами Россия.
Ведущий 3. А знаете ли вы, что и на нашей земле жил когда-то один из самых известных просветителей? (Слайд № 6 фрагмент “Авдотьино”)
Ведущий 4. Чем же знаменит наш земляк?
Ведущий 1. Как теперь нам это узнать, ведь сведений о Новикове немного?
Ведущий 2. А давайте пригласим очевидцев, свидетелей тех событий!
Ведущий 3. Правильно, они нам все расскажут.
(Слайд № 7 В зрительный зал выбегают дети, размахивая газетами, с криками: “Покупайте свежие газеты! Читайте, читайте новости! Не пропустите выход нового журнала!” и т.п.
Слайд № 8 музыка 3 - на сцене появляются девушка, взрослый крестьянин, военный, горожанин.)
Девушка: Родился Николай Иванович Новиков 27 апреля, а по новому стилю -(8 мая) 1744 года (Слайд № 9) в родовом имении Тихвинское-Авдотьино, близ села (ныне города) Бронницы Московской губернии, в дворянской семье среднего достатка.
(Слайд № 10 голос за кадром)
Фамилия Новиковых (писалась через “А”) произошла от слова “новИк” - новобранец, вновь поступивший на службу, была связана с основным занятием представителей рода. Это были служилые люди, издавна являвшиеся опорой государства. Отец Новикова был хозяином 700 крепостных крестьян, владел имением Авдотьино с 1727 года.
Ребенок: Став взрослым, Новиков решил продолжить дело Ивана Фёдорова – сделать печатное слово доступным, просвещать российское общество.
(Слайд № 11)
Девочка: В 1769 году он стал издавать еженедельный сатирический журнал “Трутень”.
(По щелчку голос за кадром) Эпиграфом к журналу Новиков взял слова любимого им писателя А.И.Сумарокова: “Они работают, а вы их труд ядите”. Журнал “Трутень” критиковал порядки и нравы екатерининского времени, осуждал невежество, пошлость, предрассудки. (по щелчку появляется иллюстрация) Такой же линии придерживался и журнал “Живописец”, выходивший с 1772 года.
(Слайд № 12)
Горожанин: Новиков издал “Опыт исторического словаря о российских писателях”.
Военный: Это был первый в России справочник, где были собраны сведения о русских писателях. (по щелчку появляется иллюстрация)
Девушка: Благодаря Новикову в 1779 году появился первый отечественный женский журнал - “Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета”.
(по щелчку голос за кадром) Журнал был литературным, включал прозаические и поэтические произведения. Слово “модный” в его названии использовалось с целью привлечения внимания женской аудитории. Новым явилось то, что в журнале были помещены картинки последних парижских мод. Журнал назначался “доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение”.
(Слайд № 13 по щелчку появляется иллюстрация)
Горожанин: Весной 1779 г. Новиков взял в аренду типографию Московского университета.
Военный: Две переплетенные буквы “Н” на обороте заглавного листа книг стали издательской маркой Николая Новикова.
Крестьянин: Он знакомит русское общество с лучшими образцами отечественной и западноевропейской литературы.
Девушка: В 1780 году при университетском книжном магазине Новиковым была основана первая в Москве общественная библиотека-читальня.
(по щелчку появляется иллюстрация)
Ребенок: В этом же году вышел в свет “Букварь для употребления российского юношества”.
(Слайд № 14 по щелчку голос за кадром) Новиков настаивал на том, чтобы дать детям широкое и разностороннее умственное образование. Он считал, что образование должно не только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить.
(по щелчку появляется иллюстрация)
Ребенок: Первый в России детский журнал– “Детское чтение для сердца и разума” тоже принадлежал Новикову.
Девочка: Главная задача журнала определялась стремлением воспитать патриотов и добрых граждан своего отечества.
Горожанин: Чтобы развить книжную торговлю, Николай Иванович завязал отношения с книготорговцами Петербурга, Полтавы, Пскова, Тамбова и других городов.
(Слайд № 15 по щелчку появляются иллюстрации)
Девушка: На полученные доходы от издательской деятельности и частные пожертвования им были организованы в Петербурге два училища – для сирот и бедных, которые стали первыми народными училищами в России.
Крестьянин: Через два года в них обучалось 93 ученика.
Ребенок: Позднее три подобных училища были открыты им в Твери.
Девочка: И это далеко не полный список заслуг Николая Ивановича Новикова.
Блок третий (Слайд № 16 музыка 4 - на сцене появляется чтец)
(Слайд № 17 по щелчку появляется текст)
Как много вас, не признанных при жизни,
Оставили историй письмена.
Настал вас час, и вспомнила Отчизна
Забытые когда-то имена.Вам, запрещенным ранее,
Я славу воздаю!
Томившимся в изгнании
Я песнь свою пою!
(по щелчку появляется иллюстрация)
Ведущий 1. Деятельность Новикова была в полном расцвете, когда над его головой стали сгущаться тучи.
Ведущий 2. В период издания журнала “Трутень” просветитель часто спорил с Екатериной II.
(по щелчку голос за кадром) НОВИКОВ: “Госпожа “Всякая Всячина” на нас прогневалась и наши нравоучительные рассуждения называет ругательствами. Но теперь вижу, что она меньше виновата, нежели я думал. Вся ее вина состоит в том, что на русском языке изъясняться не умеет”.
(Слайд № 18)
Ведущий 3. Императрица промолчала, но не простила журналисту такой дерзости.
Ведущий 4. В 1784 году последовал указ Екатерины II об аресте некоторых книг, напечатанных в типографии Новикова.
(Слайд № 19)
Ведущий 1. 1 мая 1789 года заканчивался срок аренды университетской типографии, Екатерина уже заранее побеспокоилась, чтобы “аренду Новикову не продлевать”.
Ведущий 2. Она велела московскому архиепископу Платону испытать Новикова в вере.
(по щелчку голос за кадром) ЕКАТЕРИНА: “ В рассуждении, что из типографии Новикова выходят многие странные книги, повелели мы главнокомандующему в Москве доставить вашему преосвященству роспись оным, вместе с самыми книгами. Ваше преосвященство, получа оные, призовите к себе помянутого Новикова и прикажите испытать его в законе нашем, равно и книги его типографии освидетельствовать: не скрывается ли в них умствований, не сходных с простыми и чистыми правилами веры нашей православной и гражданской должности, и что окажется, донесите нам и синод наш уведомьте”.
Ведущий 3. Отзыв Платона не рассеял недоверие императрицы.
(по щелчку голос за кадром) ПЛАТОН: “Всемилостивейшая государыня императрица! Что же касается до книг, напечатанных в типографии его...находятся книги собственно литературные, и как литература наша доселе крайне еще скудна в произведениях, то весьма желательно, чтобы книги в этом роде были более и более распространяемы и содействовали бы к образованию.
Как пред престолом божьим, так и пред престолом твоим, всемилостивейшая государыня императрица, я одолжаюсь по совести и сану моему донести тебе, что молю всещедрого бога, чтобы не только в словесной пастве, богом и тобою, всемилостивейшая государыня, мне вверенной, но и во всем мире были христиане таковые, как Новиков”.
(Слайд № 20 фрагмент “Арест”)
Ведущий 4. В начале 1792 года уже было разрушено дело жизни просветителя.
Ведущий 1. Училища открытые им закрылись.
Ведущий 2. Склады, переполненные тысячами книг, были опечатаны.
Ведущий 3. На торговлю книгами был наложен арест.
Ведущий 4. Для ареста самого Новикова, который серьезно больной жил в Авдотьине, направили гусарскую команду.
(Слайд № 21)
Ведущий 1. 1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость.
(по щелчку голос за кадром) ЕКАТЕРИНА: “...преступления столь важны, что по силе законов тягчайшей и нещадной подвергают его казни. Мы, однако ж, и в сем случае следуя сродному нам человеколюбию и оставляя ему время на принесение в своих злодействах покаяния, освободили его от оной и повелели запереть его на пятнадцать лет в Шлиссельбургскую крепость”.
Ведущий 2. Императрица боялась и ненавидела Новикова, поэтому расправилась с ним. На 4 года Авдотьино осиротело.
Ведущий 4. По свидетельству друзей, в трудное время заточения Новикова поддерживала Вера, главной книгой стала для него Библия.
(по щелчку появляется иллюстрация)
Ведущий 3. Император Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова, но он же окончательно и разорил его.
Ведущий 4. Просветитель был заключён в крепость ещё в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда “дряхл, стар, согбен”.
(по щелчку появляется иллюстрация)
Ведущий 1. Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти прожил почти безвыездно в своём имении, заботясь лишь о нуждах своих крестьян, об их просвещении.
Ведущий 2. В Авдотьине сохранилась благодарная о нём память.
Ведущий 3. Думаю, нам придется обратиться к людям, которые знают о последних годах жизни Новикова.
Ведущий 4. Давайте обратимся к нашим педагогам.
Блок четвертый (Слайд № 22 музыка 3 - на сцене появляются учителя, во время рассказа смена иллюстраций по щелчку)
К концу 70-х годов XVIII века Авдотьино представляло собой поместье средней руки. Оно выделялось более обеспеченной и спокойной жизнью крестьян, что объяснялось добротой и человеколюбием Н. И. Новикова.
Пришедший к мысли, что крепостное право – зло и позор для страны, он стремился облегчить это зло в доступных для него масштабах.
Новиков начал строить 9 кирпичных “домов-связей” для крестьян с печами и застекленными окнами. Так и стоят сегодня 8 из 9 домов, вытянувшись в линию по одной стороне деревенской улицы.
Каменные ограды, некогда их окружающие, почти нигде не сохранились, но дома до сих пор используются по своему прямому назначению.
Новиков помогал в лечении своих крестьянах, выписывал им лекарство из Москвы и Петербурга. Навещал больных.
Когда Новиков шел через деревню, то его сопровождал мальчик с кулем пряников. Их раздавали по дороге крестьянским детям.
В голодное время Николай Иванович стал организатором широкой кампании по оказанию помощи голодающим крестьянам и выделил из собственных средств для покупки зерна большую денежную сумму.
(Слайд № 23)
Правительство Екатерины не приняло никаких мер по оказанию помощи голодающим. Своим зарубежным корреспондентам царица писала
(по щелчку голос за кадром) ЕКАТЕРИНА: “У нас умирают от объядения и никогда от голода. У нас вовсе нет людей худых и ни одного в лохмотьях, а если есть нищие, то по большей части это ленивцы”.
Императрица расценила эту помощь как антиправительственную демонстрацию и вызов власти. Это стало одной из причин ареста.
(Слайд № 24)
Во время войны 1812 года Новиков жалел пленных французов, он платил крестьянам по рублю за каждого приведенного в деревню француза.
Откармливал, одевал, а затем староста отправлял их в Бронницы и сдавал исправнику. О такой гуманности Новикова ходили легенды.
Новиков жил в Авдотьино замкнуто. Все тревоги и несчастья – болезни, нужду, неурожаи старался переносить бодро, предлагал рецепт элексира от разных горестей:
(по щелчку голос за кадром) НОВИКОВ: “На все происшествия с вами, любезный друг, внутри и снаружи рецепт один: терпение, покорность. Преломление собственной воли и проч.; все смешав, употреблять поутру и вечеру по столовой ложке”.
(по щелчку появляется иллюстрация)
В начале июля 1818 г. с ним случился удар, а еще через три дня Новиков потерял память. Но он прожил еще более трех недель в совершенно безнадежном и бессознательном положении.
Согласно завещанию 2 августа тело Новикова было похоронено под иконой Николая Чудотворца в церкви села Тихвинское-Авдотьино, им сооруженной.
Тот, кто чтит подвиг добра и любит Отечество, не останется равнодушным при виде этой скромной могилы.
Блок пятый (Слайд № 25 фрагмент “Колокола” - на сцене собираются все участники)
Ведущий 1. В просвещении Новиков видел главное средство разрешения социальных вопросов.
Ведущий 2. Он полагал, что люди станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными.
Ведущий 3. До конца дней Новиков сохранил страсть к книгам.
Ведущий 4. Несмотря на скудность средств, он старался пополнить свою библиотеку, достать редкую книгу.
Ведущий 1. Если не удавалось приобрести ее в собственность, Новиков переписывал ее.
Ведущий 2. Давайте же и мы в память о нашем земляке сохраним и пронесем любовь к книге через XXI век.
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро,
в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Музыка 1, поклон)
Информационные источники:
- Антонова Н. Авдотьино. Московский рабочий, 1991.
- Берестов В. Как хорошо уметь читать! (стихотворение)
- Григорьев А. Не признанным при жизни... http://www.stihi.ru/avtor/granat52
- Западов А.В. Новиков. М.: Молодпя гвардия. 1968. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып.17)
- Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. М. - Л, 1951.
- Пикулева Н. Читайте, дети! (стихотворение)
- http://www.znaniy.com/n/70-novikov-nikolaj-ivanovich.html
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/92762/Новиков
- http://www.rusinst.ru
- http://az.lib.ru/n/nowikow_n_i/text_0150.shtml
- Авторский фильм Клокова А.Ю. К 260-летию Храма Тихвинской иконы Божьей Матери
- Авдотьино. Усадьба со странностями. http://www.youtube.com/watch?v=gzVdlXk_mdA
- Музыка 1 http://muzofon.com/search/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%
D1%8F%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%
D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0/2/ - Музыка 2 http://music.zakon.kz/104648639-yu-derbenko-derevenskaya-kartinka.html
- Музыка 3 http://ololo.fm/search/+%D0%98%D0%B7+%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%
D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0+%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%
B9+%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8+%D0%A7%D1%83%D0%B6%D0%B8%D1%85 - Музыка 4 http://ololo.fm/search/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0+%D0%
91%D0%B5%D0%B7+%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2+%D0%A2%D1%80%D0%B5%
D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F