Тип урока: объяснение нового материала.
Межпредметные связи: литература.
Планируемые результаты.
- Предметные:
- представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
- понимание особенностей языка художественной литературы , использования выразительных средств языка в тексте;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка;
- способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
- знать о прямом и переносном значения слова;
- уметь определять лексическое значение слова, уметь различать прямое и переносное значения слов, формирование умения использовать слова с переносным значением в речи.
- Метапредметные:
- понимание информации устного и письменного сообщения;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
- Личностные:
- осознание эстетической ценности русского языка, ответственности за произнесённое слово;
- уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык; потребность сохранить чистоту русского языка;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- стремление к увеличению объема словарного запаса и усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система.
Презентация по теме: "Прямое и переносное значение слова".
ХОД УРОКА
С русским языком можно творить чудеса!
К.Г. Паустовский
Слайд 1
– Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова
известного русского писателя К.Г.Паустовского.
– Как вы понимаете это высказывание? (ответы
учащихся)
– Вот о чудесных свойствах русского языка,
русского слова мы будем говорить на уроке. –
Послушайте отрывок из исторической миниатюры
Валентина Пикуля "Битва железных
канцлеров".
– Я осмелюсь говорить на русском языке, – заявил
Бисмарк, – когда освою значение вашего слова
"ничего". Русские при встрече на вопрос о
жизни отвечают, что "живут ничего". Сейчас,
когда я ехал во дворец, ямщик на повороте
Невского вывернул меня в сугроб, я стал ругаться,
а он, отряхивал мою шубу от снега со
словами:"Ничего, барин, ничего – это ... ничего,
и только! [1]
– В каком значении употреблено слово
"ничего" в первом случае? (Нормально,
хорошо)
– В каком значении употреблено слово
"ничего" в втором случае? (Ничего
страшного не случилось)
– Что такое лексическое значение слова? (Это
то, что обозначает данное слово, называет;
обозначение словом определенного предмета или
явления действительности)
– А сейчас вам предстоит работа, которая
предполагает проверку не только вашей
грамотности, но и лексического запаса, эрудиции.
– Откройте рабочие тетради, запишите: число,
классная работа, эпиграф к уроку – слова К.Г.
Паустовского.
I. Лексико-орфографический диктант
– Определите слово по его лексическому значению, запишите, объясните орфограммы:
1. Раздел лингвистики, изучающий словарный
состав языка – лексика.
2. Начитанность, глубокие познания в какой-нибудь
области науки – эрудиция.
3. Совокупность наук, изучающих культуру народа,
выраженную в языке и литературном творчестве – филология.
4. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку
переплёта с самой книжкой – фОрзац
(обращаем внимание на ударение в слове).
5. Цитата, изречение, помещаемое автором перед
своим произведением, которое раскрывает его
основную идею – эпиграф.
6. Значимые части слова – морфемы.
II. Объяснение нового материала
Слайд 2
– Послушайте отрывок из стихотворения " Снежная баба" известного детского поэта Саши Черного:
Воробьи в кустах дерутся,
Светит солнце, снег, как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы снежных мух…[2]
– Как вы понимаете выражение
"васильковое" небо? "хороводы снежных
мух"?
– Эти выражения употреблены в прямом или
переносном значении?
– О чем мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Прямое и переносное значение слова.
Слайд 3
– Запишите тему урока.
Слайд 4
– Прочитайте строки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.[3]
– Объясните значение слова «золотые»? («Золотые
скорлупки», то есть скорлупки из золота)
– Сравните употребление этого слова в "Сказке
о рыбаке и рыбке"А.С.Пушкина:
В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.
– Что значит «золотая рыбка»? (Жёлтая,
похожая на цвет золота)
– На основе какого сходства поэт употребляет
выражение "золотая рыбка"? (На основе
сходства по цвету)
– Определите, в каком фрагменте слово
употреблено в прямом значении? в переносном? (Слово
«золотой» употребляется в прямом значении в
«Сказке о царе Салтане», в переносном – в
"Сказке о рыбаке и рыбке")
– Какие цели мы можем поставить перед собой
на уроке? Научиться различать прямое и
переносное значения слов, уметь определять
лексическое значение слова (дети
формулируют цели урока, учитель помогает).
– А также бережно относиться к слову, уважать
родной язык.
Работа с рисунками
Слайды 5, 6, 7
– Рассмотрите эти занимательные рисунки.
– Подумайте, какое отношение они имеют к теме
нашего урока.
Ученики рассуждают, анализируя изображения на
рисунках, где слово употреблено в прямом
значении, а где – в переносном значении.
III. Закрепление материала
Слайд 8
– Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика:
1) с прямым значением;
2) с переносным значением;
Высокое здание – высокие чувства, тяжелый
чемодан– тяжёлый характер, серебряный браслет –
серебряный иней, каменное здание – каменное
сердце, зрелый возраст – зрелый
плод, строить планы – строить мост, музыкальный
инструмент – музыкальная капель.
Слайд 9
– Составьте с данными словами словосочетание так, чтобы каждое слово употреблялось и в прямом, и в переносном значениях.
1) стеклянный (стеклянный стакан – стеклянный
дождь);
2) прыгал (ребенок прыгал – прыгал мячик);
3) одежда (зимняя одежда – одежда деревьев).
– Каким частями речи являются эти слова? (Прилагательное,
глагол, существительное)
– Какой вывод можно сделать? (Переносное
значение могут иметь слова разных частей речи)
Слайд 10
– Объясните выражение "золотые руки". (Человек
умелый, трудолюбивый)
– Объясните выражение "золотой характер". [4]
(Добрый, отзывчивый, гуманный)
– На основе какого сходства употреблены эти
выражения?
На основе сходства определённых качеств
человека, по его оценке окружающими появилось
переносное значение.
Работа с учебником. [5]
– Откройте учебник . Прочитайте теоретический
материал и узнайте один из секретов русской
речи.
– Какой важный секрет содержит эта
информация? (Слова с переносным значением не
только информируют нас о каком-то качестве
человека, но оценивают его образно, ярко.
В этом секрет удивительной образности и
выразительности русского языка)
– На основе переносного значения слов в русском
языке возникает большое количество
изобразительно-выразительных средств.
– С какими из них вы познакомились на уроках
литературы? (эпитеты, олицетворения, метафоры)
Слайд 11
Анализ изобразительно-выразительных средств в стихотворении С.А. Есенина «Отговорила роща золотая»
Ученики называют эпитеты: "роща золотая",
"березовым, веселым языком", "печально
пролетая";
метафоры (с подсказкой учителя): "Отговорила
роща золотая// Берёзовым, весёлым языком",
"Не жаль души сиреневую цветь", "В саду
горит костёр рябины красной...".
Работа с текстом индивидуальная и парная
Михаил Пришвин "Лесная капель"(текст у каждого ученика) [6]
Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному им на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями.
– О чем говорится в тексте?
– К какому стилю речи относится данный текст?
– Каковы признаки художественного стиля речи?
(употребление выразительных средств)
– Найдите в тексте М.М.Пришвина слова,
употребленные в переносном значении,
постарайтесь определить эти художественные
средства ( работа в парах).
эпитеты |
олицетворения |
богатый ручей золотыми каплями теплая ночь большая вода |
умирает лед успел унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде схватил мороз и сделал из них кружева солнце изорвало кружева, льдинка умирала |
Выполнение проверочного теста
Вариант 1
Вопрос №1
Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "бежит ". Выберите правильный вариант ответа.
А за полем, где рябинка
Вечно с ветром не в ладу,
Сквозь дубняк бежит тропинка
Вниз к студеному пруду.
1. В прямом значении.
2. В переносном значении.
Вопрос №2
Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "плывут". Выберите правильный вариант ответа.
Дружно выплыли утята.
Впереди толстуха-мать.
Облака плывут куда-то,
Пахнет мятой. Благодать...
1. В прямом значении.
2. В переносном значении.
Вопрос №3
Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "лежат". Выберите правильный вариант ответа.
Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде...
На плоту лежат рубашки,
А мальчишки все в пруде.
1. В прямом значении.
2. В переносном значении.
Вариант 2
Вопрос №1
Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Перед сном". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "прячу". Выберите правильный вариант ответа.
Каждый вечер перед сном
Прячу голову в подушку:
Из подушки лезет гном
И везет на тачке хрюшку...
1. В прямом значении.
2. В переносном значении.
Вопрос №2
Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Перед сном". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "прыгают". Выберите правильный вариант ответа.
Искры прыгают снопом,
Колесом летят ракеты...
1. В прямом значении.
2. В переносном значении.
Вопрос №3
Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Перед сном". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "ем". Выберите правильный вариант ответа.
Я смотрю, лежу ничком
И тихонько ем конфеты.
1. В прямом значении.
2. В переносном значении.
Проверка тестового задания. Учитель называет правильные варианты ответов, ученики делают исправления в своих работах зелеными чернилами и сдают тесты.
IV. Подведение итогов урока
Слайд 12
– Что нового вы узнали на уроке?
– Достигли цели, которую поставили в начале
урока?
– Что показалось сложным?
– Как справились с тестом?
– Поставьте себе оценку за работу на уроке.
Домашнее задание
Параграф 34, упр. 257, 258 (устно).
Список использованной литературы:
1. Пикуль В.С. Тайный советник. – М.: АСТ
МОСКВА: Астрель, 2009.
2. Саша Черный. Детский остров. – М.: АСТ
МОСКВА: Астрель, 2013.
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5
классе. – Санкт-Петербург: Свет, 1996.
4. Богданова Г.А. Дидактические материалы по
русскому языку 5 класс. – Москва: Просвещение, 2004.
5 . Русский язык: Учеб.для 5 кл.
общеобразоват.учреждений/ М.М.Разумовская,
С.И.Львова, В.И. Капинос, Г.А.Богданова, Т.С.
Тронина, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской,
П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
6. Пришвин М.М. Кладовая солнца: Сказка-быль и
рассказы. – М.: Детская литература, 2001.