Продолжительность урока: 45 минут.
Тип урока: комплексное применение ЗУН.
Цели:
- Сформировать представление о химическом элементе и символике; научить умению называть химические элементы (русские и латинские названия); познакомить с этимологией названий и классификацией элементов.
- Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных методик.
- Воспитывать научно-материалистическое мировоззрение и интерес к предмету.
Средства обучения: проектор, ноутбук, листы А4, маркеры, Периодические системы химических элементов, шаростержневые модели молекул воды, водорода и кислорода, склянки с различными простыми веществами.
Методы и формы обучения:
- Словесные: беседа – групповая, эвристическая.
- Частично-поисковый: поиск путей решения проблем.
- Практические: наблюдение, распознание, сравнение, выделение главного, обобщение, оценивание.
Основное содержание. Химический элемент – как совокупность атомов с общими признаками.
Понятия: элемент, символ (знак), металл, неметалл.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- понятия “химический элемент”, “символ химического элемента”, “металл” и “неметалл”;
- принцип номенклатуры и классификации химических элементов;
- признаки отличия элементов с металлическими и неметаллическими свойствами;
- правила техники безопасности при работе с веществами.
Учащиеся должны уметь:
- доносить свою идею группе и принимать чужие мысли;
- находить химический элемент в ПС, составлять модели молекул, распознавать физические свойства веществ;
- анализировать и делать выводы на основе полученной информации.
План урока:
1. Организационный момент
2. Этап вызова – актуализация знаний
3. Этап осмысления – изучение нового материала
4. Этап рефлексии – самоанализ и оценка
5. Домашнее задание и подведение итогов урока
Ход урока
этап урока | время | цель | компетенции | методы | формы | используемые образовательные ресурсы | ||
знания | умения | |||||||
I. Организационный момент | 2 | Настроить учащихся на групповую работу | знать атомно-молекулярное учение | Уметь концентрировать внимание на деятельности | Словесный. | Фронтальная. | - | |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | |||||||
1. Приветствует учащихся,
проверяет готовность к уроку. 2.Организация упражнения "Броуновское движение". 3.Организация проверочной фронтальной беседы: -Что такое атом? (Мельчайшая химически неделимая частица вещества). -Опишите состояние атомов в веществе? (Находятся в непрерывном хаотичном движении ). -Какие взаимодействия возможны между атомами? (Физические и химические явления). -Что такое молекула? (Частица вещества, состоящая из атомов, состав и свойства которой такие же, как и у данного вещества). |
1.Подготовка к уроку. 2.Приветствие. 3.В начале урока для настраивания на работу выполняют упражнение "Броуновское движение": двигаясь по классу, нужно образовать группу по количеству атомов в молекуле, при этом отвечая на вопросы. Образовав группы, ученики распределяют роли (оценщик, спикер, секретарь и тд). |
|||||||
II. Фаза вызова | 5 | цель:
|
компетенции | методы | формы | используемые образовательные ресурсы | ||
знания | умения | |||||||
Определить тему и цели урока. | 1. Различных способов обозначения химических элементов. | 1.Анализировать графическую
информацию. 2.Выдвигать свои идеи. 3.Формулировать вопросы. |
Бейстроминг – метод мозгового штурма. | Фронтальная. | Ноутбук, проектор, Слайд 1-2. |
|||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | |||||||
1. Предлагает рассмотреть
символы на Слайде 1. Определите, что это? Оценивание
не проводится!!! Все ответы верны! Учитель
демонстрирует свое видение. Это символы
химических элементов. 2. Предлагает определить тему урока и вопросы для изучения. Корректирует предложения учащихся. Слайд 2. |
1.Высказывают различные
гипотезы. 2. Определяют тему урока и вопросы, на которые необходимо ответить по ходу урока. Записывают тему урока “Химический элемент” в тетрадь. Слайд 2. |
|||||||
III. Фаза осмысления | 20 | цель | компетенции | методы | формы | используемые образователь-ные ресурсы | ||
Знания | умения | |||||||
Выполняя здания в группе, осмыслить понятие "Химический элемент". | 1.Определение "Химический
элемент" 2. Номенклатура химических элементов. 3. Признаки различия металлов и неметаллов. |
1.Работать в группе. 2. Ориентироваться в информационном потоке; 3. Критически анализировать и оценивать информацию. 4.Выявлять физические свойства веществ, сравнивать их. |
Частично поисковый, проблемных вопросов, групповая дискуссия, "Ключевые термины", исследовательская деятельность | Групповая | Шаростерж-невые модели молекул,
склянки с веществами, ноутбук, проектор, слайды 3-7. |
|||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | |||||||
1. Предлагает выполнить
задания, регулирует работу в группах, определяет
регламент работы, порядок ответов: Задание 1. Разделите молекулы воды, кислорода и водорода на атомы. Какие группы атомов у вас получились? Слайд 3. ?!Какие признаки позволяют разделить атомы на группы? Что такое химический элемент? Задание 2. Используя Периодическую систему за 1 минуту, выпишите как можно больше химических элементов. Слайд 4. ? Определите какая запись более удобна и почему? Краткая историческая справка. ?! Почему название элемента азот знак N, а не А? 2.Предлагает познакомиться с названиями элементов и их произношением. Слайд 5. Задание 3. Разделите элементы на две группы. Предложите названия для каждой группы. Слайд 6. ?! Какие признаки позволяют разделить элементы на металлы и неметаллы? 3. Организует выполнение лабораторной работы: Лабораторная работа №1 “Изучение физических свойств веществ”. - Инструктаж по ТБ и ходу выполнения работы. Слайд 7. - Выводы по работе. |
1.Работают в группах: Задание 1. В группе работают с моделями молекул воды, водорода и кислорода, разделяют их на атомы. Получились атомы водорода и кислорода. Свойства и строение атомов. Записывают определение "химический элемент"в тетрадь. Задание 2. Выписывают химические элементы из Периодической системы. Подсчитывают общее число выписанных элементов в группе. Удобно для записи использовать знаки элементов. Символы производные от латинских названий элементов. 2. Используя таблицы (приложение 1), тренируются читать и называть элемент. Задание 3. Работая в группах, распределяют элементы Кислород(O), Водород(H), медь(Cu), хлор (Cl), железо(Fe), ртуть(Hg), азот(N), алюминий(Al). Металлы - медь, железо, ртуть, алюминий. Неметаллы - кислород, водород, хлор, азот. Физические и химические свойства. 3. Работают в группах, выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу (приложение 2). Вывод: металлы - твердые, блестят, проводники, ковкие и пластичные; неметаллы - твердые, жидкие и газообразные, не блестят, изоляторы, хрупкие. |
|||||||
IV. Фаза рефлексии | 15 | цель | компетенции | методы | формы | используемые образовательные ресурсы | ||
знания | умения | |||||||
Выделить ключевые понятия. | Основных терминов по теме "Химический элемент". | Выделять главное, анализировать деятельность. | "Ключевые термины" | Индивидуальная, фронтальная. | Ноутбук, проектор, слайд 8, стикеры. | |||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |||||||
1. Предлагает выполнить
задание индивидуально в рабочих тетрадях. Слайд
8. Задание 4. Запишите за 1 минуту как можно больше имен существительных по теме “Химический элемент”. 2.С помощью стикеров проводит самооценивание, а при обмене ими взаимооценивание: СО – самооценивание ОО – оценка оценщика в группе ОУ – оценка работы учителя. |
1.Выполняют задание на
скорость: 2. Оценить себя и аргументировать свою оценку на стикере, поменяться с представителем другой группы и проанализировать его оценку. |
|||||||
V. Подведение итогов урока и д/з. | 3 | 1. Организовать рефлексию
урока Слайд 8. Оцени работу на уроке: - на уроке было комфортно и всё понятно; - на уроке затруднялся и не всё понятно; - на уроке было трудно и ничего не понятно. 2. Выставить и прокомментировать оценки. 3.Прокоментировать домашнее задание: выучить знаки химических элементов. |
1.Учащиеся делают выводы о
своей работе на уроке. 2.Записывают в дневниках домашнее задание. |