Урок "Химический элемент"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Продолжительность урока: 45 минут.

Тип урока: комплексное применение ЗУН.

Цели:

  • Сформировать представление о химическом элементе и символике; научить умению называть химические элементы (русские и латинские названия); познакомить с этимологией названий и классификацией элементов.
  • Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных методик.
  • Воспитывать научно-материалистическое мировоззрение и интерес к предмету.

Средства обучения: проектор, ноутбук, листы А4, маркеры, Периодические системы химических элементов, шаростержневые модели молекул воды, водорода и кислорода, склянки с различными простыми веществами.

Методы и формы обучения:

  • Словесные: беседа – групповая, эвристическая.
  • Частично-поисковый: поиск путей решения проблем.
  • Практические: наблюдение, распознание, сравнение, выделение главного, обобщение, оценивание.

Основное содержание. Химический элемент – как совокупность атомов с общими признаками.

Понятия: элемент, символ (знак), металл, неметалл.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- понятия “химический элемент”, “символ химического элемента”, “металл” и “неметалл”;

- принцип номенклатуры и классификации химических элементов;

- признаки отличия элементов с металлическими и неметаллическими свойствами;

- правила техники безопасности при работе с веществами.

Учащиеся должны уметь:

- доносить свою идею группе и принимать чужие мысли;

- находить химический элемент в ПС, составлять модели молекул, распознавать физические свойства веществ;

- анализировать и делать выводы на основе полученной информации.

План урока:

1. Организационный момент

2. Этап вызова – актуализация знаний

3. Этап осмысления – изучение нового материала

4. Этап рефлексии – самоанализ и оценка

5. Домашнее задание и подведение итогов урока

Ход урока

этап урока время цель компетенции методы формы используемые образовательные ресурсы
знания умения
I. Организационный момент 2 Настроить учащихся на групповую работу знать атомно-молекулярное учение Уметь концентрировать внимание на деятельности Словесный. Фронтальная. -
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

2.Организация упражнения "Броуновское движение".

3.Организация проверочной фронтальной беседы:

-Что такое атом? (Мельчайшая химически неделимая частица вещества).

-Опишите состояние атомов в веществе? (Находятся в непрерывном хаотичном движении ).

-Какие взаимодействия возможны между атомами? (Физические и химические явления).

-Что такое молекула? (Частица вещества, состоящая из атомов, состав и свойства которой такие же, как и у данного вещества).

1.Подготовка к уроку.

2.Приветствие.

3.В начале урока для настраивания на работу выполняют упражнение "Броуновское движение": двигаясь по классу, нужно образовать группу по количеству атомов в молекуле, при этом отвечая на вопросы.

Образовав группы, ученики распределяют роли (оценщик, спикер, секретарь и тд).

II. Фаза вызова 5 цель:

 

компетенции методы формы используемые образовательные ресурсы
знания умения
Определить тему и цели урока. 1. Различных способов обозначения химических элементов. 1.Анализировать графическую информацию.

2.Выдвигать свои идеи.

3.Формулировать вопросы.

Бейстроминг – метод мозгового штурма. Фронтальная. Ноутбук, проектор,

Слайд 1-2.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
1. Предлагает рассмотреть символы на Слайде 1. Определите, что это? Оценивание не проводится!!! Все ответы верны! Учитель демонстрирует свое видение. Это символы химических элементов.

2. Предлагает определить тему урока и вопросы для изучения. Корректирует предложения учащихся. Слайд 2.

1.Высказывают различные гипотезы.

2. Определяют тему урока и вопросы, на которые необходимо ответить по ходу урока. Записывают тему урока “Химический элемент” в тетрадь. Слайд 2.

III. Фаза осмысления 20 цель компетенции методы формы используемые образователь-ные ресурсы
Знания умения
Выполняя здания в группе, осмыслить понятие "Химический элемент". 1.Определение "Химический элемент"

2. Номенклатура химических элементов.

3. Признаки различия металлов и неметаллов.

1.Работать в группе.

2. Ориентироваться в информационном потоке;

3. Критически анализировать и оценивать информацию.

4.Выявлять физические свойства веществ, сравнивать их.

Частично поисковый, проблемных вопросов, групповая дискуссия, "Ключевые термины", исследовательская деятельность Групповая Шаростерж-невые модели молекул, склянки с веществами, ноутбук, проектор,

слайды 3-7.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
1. Предлагает выполнить задания, регулирует работу в группах, определяет регламент работы, порядок ответов:

Задание 1. Разделите молекулы воды, кислорода и водорода на атомы. Какие группы атомов у вас получились? Слайд 3. ?!Какие признаки позволяют разделить атомы на группы? Что такое химический элемент?

Задание 2. Используя Периодическую систему за 1 минуту, выпишите как можно больше химических элементов. Слайд 4. ? Определите какая запись более удобна и почему? Краткая историческая справка. ?! Почему название элемента азот знак N, а не А?

2.Предлагает познакомиться с названиями элементов и их произношением. Слайд 5.

Задание 3. Разделите элементы на две группы. Предложите названия для каждой группы. Слайд 6.

?! Какие признаки позволяют разделить элементы на металлы и неметаллы?

3. Организует выполнение лабораторной работы: Лабораторная работа №1 “Изучение физических свойств веществ”.

- Инструктаж по ТБ и ходу выполнения работы. Слайд 7.

- Выводы по работе.

1.Работают в группах:

Задание 1. В группе работают с моделями молекул воды, водорода и кислорода, разделяют их на атомы. Получились атомы водорода и кислорода. Свойства и строение атомов. Записывают определение "химический элемент"в тетрадь.

Задание 2. Выписывают химические элементы из Периодической системы. Подсчитывают общее число выписанных элементов в группе. Удобно для записи использовать знаки элементов. Символы производные от латинских названий элементов.

2. Используя таблицы (приложение 1), тренируются читать и называть элемент.

Задание 3. Работая в группах, распределяют элементы Кислород(O), Водород(H), медь(Cu), хлор (Cl), железо(Fe), ртуть(Hg), азот(N), алюминий(Al).

Металлы - медь, железо, ртуть, алюминий. Неметаллы - кислород, водород, хлор, азот.

Физические и химические свойства.

3. Работают в группах, выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу (приложение 2).

Вывод: металлы - твердые, блестят, проводники, ковкие и пластичные; неметаллы - твердые, жидкие и газообразные, не блестят, изоляторы, хрупкие.

IV. Фаза рефлексии 15 цель компетенции методы формы используемые образовательные ресурсы
знания умения
Выделить ключевые понятия. Основных терминов по теме "Химический элемент". Выделять главное, анализировать деятельность. "Ключевые термины" Индивидуальная, фронтальная. Ноутбук, проектор, слайд 8, стикеры.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1. Предлагает выполнить задание индивидуально в рабочих тетрадях. Слайд 8.

Задание 4. Запишите за 1 минуту как можно больше имен существительных по теме “Химический элемент”.

2.С помощью стикеров проводит самооценивание, а при обмене ими взаимооценивание:

СО – самооценивание ОО – оценка оценщика в группе ОУ – оценка работы учителя.

1.Выполняют задание на скорость:

2. Оценить себя и аргументировать свою оценку на стикере, поменяться с представителем другой группы и проанализировать его оценку.

V. Подведение итогов урока и д/з. 3 1. Организовать рефлексию урока Слайд 8.

Оцени работу на уроке:

- на уроке было комфортно и всё понятно;

- на уроке затруднялся и не всё понятно;

- на уроке было трудно и ничего не понятно.

2. Выставить и прокомментировать оценки.

3.Прокоментировать домашнее задание: выучить знаки химических элементов.

1.Учащиеся делают выводы о своей работе на уроке.

2.Записывают в дневниках домашнее задание.