Цель урока: Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение азиатской части территории страны.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- сформировать представление о формировании
территории России;
- изучить историю заселения азиатской части
России;
- продолжить формирование умения работать с
различными источниками информации.
2. Развивающие:
- развивать умения работать с контурной
картой;
- развивать интерес к предмету;
- развивать логическое мышление, зрительную
память и научный подход к объекту.
3. Воспитательные:
- повысить уровень информационной культуры;
- расширить географический кругозор школьников;
- продолжить воспитание гражданина-патриота
России
Тип урока – урок изучения нового материала
Форма проведения урока – практическая работа (работа в рабочих тетрадях и контурных картах)
Оборудование:
- физическая карта России, карта "Расширение Русского государства в XVI-XVII вв.";
- атласы по истории, географии России;
- контурная карта России; репродукция картины В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком";
- компьютерная презентация “Освоение и изучение азиатской части территории России”.
- компьютер, видеопроектор, экран, карточки № 1 и № 2.
Содержание работы: формирование территории России. Заселение азиатской части территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров. Практическая работа “ Изучить маршруты русских исследователей, путешественников в Сибирь и Дальний Восток”
План урока:
- Назвать географические объекты носящие имена русских исследователей.
- Выделить маршруты русских в Сибирь и Дальний Восток
- Географические открытия с XV по XX век на азиатской части России.
Источники знаний, на основе которых выполняется работа:
1.Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.6 учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова.- 18-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013. Стр.25-31
2.1. Сайты Интернет:
http://yandex.ru/clck/jsredir?from http://onustis.ru.com/?c= http://geoman.ru/geography/item/f00/s10/e0010598/index.shtml http://www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/1-3-3.htm http://www.diclib.com/ http://www.z-rus.ru/ru_history_10.php http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st044.shtml http://history-persons.ru/2012/05/dezhnev-semen-ivanovich/ http://tineydgers.ru/publ/ http://tineydgers.ru/publ/velikolepnaja_sotnja/ http://old.rgo.ru/2011/06/panarkticheskaya-ledovaya- http://www.gosrf.ru/news/12750/ http://turbina.ru/blogs/view/Kotch-polyarnoe- http://www.smolgazeta.ru/history/4415-nikolaj-przhevalskij-genialnyj-razvedchik.html http://yandex.ru/clck/jsredir?from= http://www.etoretro.ru/pic42920.htm http://forum.meta.ua/topic/t/108443/asc/150.html http://kazakidona.ru/node/36 http://rushkolnik.ru/docs/index-26162391.html?page=23 http://7-valleys.com/proliv-mezhdu-aziej-i-severnoj-amerikoj/ http://tv.yandex.kz/2/program/15172/event/28804820 http://900igr.net/fotografii/geografija/ http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post324582736/ http://www.mogved.by/obshchestvo/2168 http://lenta.ru/articles/2004/08/24/lostship http://www.alpklubspb.ru/ass/a585.htm http://videolain.tmweb.ru/ http://www.territorioscuola.com/wikipedia/ru.wikipedia.php http://vmnews.ru/novosti/obschestvo/2013/03/18/cerez-polus-na-sobakah http://do.gendocs.ru/docs/index-359166.htmlСпособы познавательной деятельности учащихся
1. Репродуктивный – проверка географической номенклатуры (работа по физической карте России).
2. Частично-поисковый – узнавание географического объекта (работа с контурными картами, заполнение таблицы), проблемные вопросы и ситуации.
Ход урока
1. Организационный момент - подготовка к уроку учащихся, приветствие.
2. Мотивация учащихся на освоение нового материала.
Учитель:
Путешественник И. Д. Черский писал: “Если бы
люди не путешествовали, как бы они узнали о
красоте мира, о красоте дел человеческих?”
Проанализируйте слова ученого, выскажите свое
мнение по поводу справедливости этого
высказывания.
Первые русские переселенцы оседали в Сибири прежде всего по берегам ее крупнейших рек. Реки служили главными, а часто и единственными дорогами, давали важнейший источник существования - рыбу. Междуречья также осваивались, в основном охотниками за пушным зверем. Вплоть до XVII в. благодаря усилиям промыслового населения Сибири Россия занимала первое место в мире по добыче и вывозу за рубеж дорогих мехов - "мягкого золота". Главным промысловым районом являлась Восточная Сибирь. Западная Сибирь уступала ей не только в количестве, но и в качестве соболя.
Почему?
Ответ: Чем суровей климат, тем пышнее становится мех зверей, а к востоку от Енисея морозы сильнее (антициклоны Восточной Сибири).
Дорогу в Сибирь искали и европейцы. Корабли Голландии, Швеции, Англии и других стран стремились проникнуть к ее арктическому побережью. Не раз под любым предлогом иностранные торговые и дипломатические посланники просили пропустить их посмотреть Сибирь или хотя бы проехать через нее в страны Востока. И всегда получали твердый отказ: "Русским людям изъян будет".
Почему?
Ответ: Изучение природных богатств стало вестись более квалифицированно, стали обращать внимание на качество руды, а также на экономическую целесообразность территории и безопасность страны.
Сформулируйте тему нашего урока? Варианты темы урока.
3. Изучение нового материала.
Запись темы в рабочую тетрадь. Тема “Изучение географических открытий на азиатской территории России в период с XV по XX век”
Цель, ход урока и результаты работы (объяснение учитель)
Выполнение практической работы (рабочая тетрадь и контурные карты)
Каждому учащиеся выдаются информационные карточки для выполнения работы
Карточка № 1.
1.Используя учебник (Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.6 учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова.- 18-е изд.,стереотип.- М.: Дрофа , 2013 год) страница 25-31, заполнить таблицу в рабочей тетради:
Период | Территория страны | Русские путешественники | Географический объект |
2. Найдите соответствие.
Вопросы:
1. Кто разведал путь в Сибирь?
2. К какому морю вышел И.Москвитин?
3. Он совершил поход на Камчатку.
4. Поморы
5. Проплыл по всему Амуру, вышел в Охотское
море
Ответы: 1. Первые исследователи “Студеного
моря”
2. Ермак
3. Охотское море
4. Е.Хабаров
5. В.Атласов (Ответы: 1.2, 2.3, 3.5, 4.1, 5.4)
3. На контурной карте показать основные маршруты географических исследований азиатской части территории России с XV по XX век.
Примечание:
1. После выполнения Заданий № 1 и 2 – просмотр презентации (с целью повторение и закрепления нового материала)
2. После просмотра презентации – запись домашнего задания (на доске уже написано), т.к. скорость выполнения работы на контурной карте у учащихся разная.
Форма представления учащимися результата работы
1. Заполнение таблицы в рабочей тетради:
Период | Территория страны | Русские путешественники | Географический объект |
XIV - XV | Европейский Север | Новгородцы и поморы | Река Печора, Уральские горы, Кольский полуостров, Белое море |
XV - XVI | Западная Сибирь | Ермак, коми-зыряне | Река Обь с Иртышом, Карское море, Новая земля, остров Шпицберген |
XVI - XVII | |||
1643 | Озеро Байкал | Курбат Иванов | Байкал, Иркутск (1661) |
1639 | Дальний Восток | И.Ю. Москвитин | Река Лена, река Амур |
1648 | Дальний Восток | С.И.Дежнев | Река Колыма, мыс на окраине материка – мыс Дежнева |
XVII - XVIII | |||
1696-1699 | Камчатка | В.В.Атласов | Камчатка |
1737-1741 | Камчатка | С.П.Крашенинников | Вулканы Камчатки |
1735-1736 | Якутия | В.В.Прончищев | Река Лена, море Лаптевых |
1739-1742 | Восточная Сибирь | С.И.Челюскин, Х.П.Лаптев | Полуостров Таймыр |
XI X | |||
1872-1892 | Дальний Восток | И.Д. Черский | Оймякон, река Колыма, озеро Байкал |
1864-1866 | Дальний Восток | П.А.Кропоткин | Река Амур |
1867-1869 | Дальний Восток | Н.М.Пржевальский | Озеро Ханка, Уссурийский край |
XIX | |||
1929-1930 | Дальний Восток | С.В.Обручев | Оймякон, река Колыма |
1930-1933 | Арктика, Северный морской путь | О.Шмидт, В.Воронин | Северный морской путь |
С 1930 года | Арктика | Советские географы | Острова Северного Ледовитого Океана |