Коррекционно-дидактическое пособие "Занимательный стрелоплан"

Разделы: Коррекционная педагогика


Актуальность разработанного тифлодидактического пособия в том, что оно способствует выполнению задач по развитию зрительного восприятия, ориентировки, осязания и моторики, повышает эмоциональный настрой ребенка, желание заниматься.

Это многофункциональное пособие включает серию игр и заданий, начиная с 5-ти летнего возраста. Игра поводится как индивидуально, если ребенок слабовидящий или инвалид по зрению, так и с подгруппой детей соответствующего зрительного диагноза. Для каждого возраста определены цели, задачи и задания.

Данное пособие предназначено для детей с нарушением зрения, особенно оно принесет пользу слабовидящим детям и дошкольникам с расходящимся и сходящимся косоглазием.

Для слабовидящих детей.

Дети в игровой форме закрепляют такие понятия: как правый (левый), верхний (нижний) угол, середина. Данная ориентировка необходима для обучения детей по системе Л.Брайля.

Для детей с расходящимся косоглазием.

Выполнение работ на микроплоскости для развития сужения поля зрения.

Для детей со сходящимся косоглазием.

Выполнение работ на макроплоскости для развития расширения поля зрения.

Разработанное нами коррекционно-дидактическое пособие многофункционально, так как предусматривает развитие основных зрительных функций:

  • развитие фиксации взора,
  • развитие прослеживающих функций глаз,
  • развитие поля зрения, остроты зрения,
  • развитие глазодвигательных функций,
  • развитие зрительной памяти и целенаправленного внимания,
  • развитие полисенсорных взаимодействий руки и глаз,
  • развитие ориентировки на макро- и микроплоскости,

А также развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, речи, логического мышления и математических способностей.

Задачи для детей 4-5-летнего возраста (средняя группа)

  • Закрепить умение ориентироваться на макро – и микроплоскости: находить верхние и нижние стороны, середину, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол. Познакомить с направлениями: горизонталь, вертикаль.
  • Закрепить знание геометрический фигур: круг ,квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Закрепить восприятие цвета (цвета спектра).
  • Упражнять в умении работать по образцу.
  • Развивать содружественные движения руки и глаз.

Задачи для детей 5-6-летнего возраста (старшая группа)

  • Упражнять в умении работать на макро-и микроплоскости по словесному указанию педагога; выкладывать стрелы про диагонали, соизмеряя размер и количество стрел на заданном пути.
  • Закрепить восприятие цвета ( основные цвета и их оттенки).
  • Упражнять в счете в пределах 10.

Задачи для детей 6-7-летнего возраста (подготовительная группа)

  • Закрепить умение ориентироваться на макро- и микроплоскости: находить верхние, нижние и противоположные стороны и углы, середину поля; выкладывать плоскостные и объемные стрелы по горизонтали, вертикали, диагонали.
  • Активизация словаря: словесно обозначать предлоги и наречия пространственной ориентировки.
  • Закрепить счет и состав числа в пределах 10.
  • Развивать автоматизированные действия руки и глаз.

Материал с коррекционно-дидактическому пособию “Занимательный стрелоплан”

  • Листы для поля стрелоплана; для макроплоскости А-3, для микроплоскости А-4.
  • Плоскостные и объемные геометрические фигуры.
  • Плоскостные и объемные цветные стрелы 4-х величин.
  • Опорные карточки по направлениям: горизонталь, вертикаль, диагональ.
  • Карточки с цифрами от 1 до 10 и математическими знаками (+. =).

Правила игры для детей среднего возраста

Задание 1

Дети знакомятся с макро-и микроплоскостью (лист А-3. лист А-4). Плоскость поля по углам ограничена цветными геометрическими фигурами. Зрительное и тактильное обследование макро-и микроплоскости.

Задание 2

Дети учатся находить верхние (нижние) стороны и углы, середину поля. Выкладывание мелких объемных игрушек (грибок, ёлочка, матрешка и т.д.) по сторонам и углам поля.

Задание 3

Выкладывание цветных стрел по образцу, проговаривая направления: горизонталь, вертикаль.

Приложение 1

Правила игры для детей старшего возраста

Задание 1

Выкладывание стрел по заданию педагога по диагонали, соединяя противоположные углы.

Задание 2

Выкладывание цветных стрел из центра поля в заданных направлениях: по горизонтали, вертикали, диагонали.

Задание 3

Выкладывание цветных стрел из центра поля по диагонали в заданные углы, которые обозначены цветом или цифрой. Стрелы разной величины нужно подобрать так, чтобы размеры и количество их уместилось на заданном пути.

Приложение 2

Правила игры для детей подготовительной к школе группы

Задание 1

Выкладывание плоскостных и объёмных цветных стрел из центра поля в заданных направлениях: по горизонтали, вертикали ,диагонали, Стрелы должны уместиться на заданном пути согласно обозначенной цифре.

Задание 2

Нахождение суммы чисел верхних и нижних углов, используя карточки с цифрами и математическими знаками. Определение состава числа данной суммы.

Задание 3

Аналогично нахождение суммы боковых углов и определение состава числа.

Приложение 3

Таким образом, разработанное нами коррекционно-дидактическое пособие “Занимательный стрелоплан” с математическим уклоном многофункционально, доступно, безопасно, вариативно, отвечает тифлодидактическим требованиям по работе с детьми с нарушением зрения.

Будет полезно педагогам и родителям в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также занимательно и интересно для детей дошкольного возраста.

Приложение 1 (средняя группа)

Приложение 1 “А” (средняя группа)

 

Приложение 2 (старшая группа)

Приложение 2 “А” (старшая группа)

Приложение 2 “Б” (старшая группа)

Приложение 3 (подготовительная к школе группа)

Приложение 3 “А” (подготовительная к школе группа)

Приложение 3”Б” (подготовительная к школе группа)