Актуальность разработанного тифлодидактического пособия в том, что оно способствует выполнению задач по развитию зрительного восприятия, ориентировки, осязания и моторики, повышает эмоциональный настрой ребенка, желание заниматься.
Это многофункциональное пособие включает серию игр и заданий, начиная с 5-ти летнего возраста. Игра поводится как индивидуально, если ребенок слабовидящий или инвалид по зрению, так и с подгруппой детей соответствующего зрительного диагноза. Для каждого возраста определены цели, задачи и задания.
Данное пособие предназначено для детей с нарушением зрения, особенно оно принесет пользу слабовидящим детям и дошкольникам с расходящимся и сходящимся косоглазием.
Для слабовидящих детей.
Дети в игровой форме закрепляют такие понятия: как правый (левый), верхний (нижний) угол, середина. Данная ориентировка необходима для обучения детей по системе Л.Брайля.
Для детей с расходящимся косоглазием.
Выполнение работ на микроплоскости для развития сужения поля зрения.
Для детей со сходящимся косоглазием.
Выполнение работ на макроплоскости для развития расширения поля зрения.
Разработанное нами коррекционно-дидактическое пособие многофункционально, так как предусматривает развитие основных зрительных функций:
- развитие фиксации взора,
- развитие прослеживающих функций глаз,
- развитие поля зрения, остроты зрения,
- развитие глазодвигательных функций,
- развитие зрительной памяти и целенаправленного внимания,
- развитие полисенсорных взаимодействий руки и глаз,
- развитие ориентировки на макро- и микроплоскости,
А также развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, речи, логического мышления и математических способностей.
Задачи для детей 4-5-летнего возраста (средняя группа)
- Закрепить умение ориентироваться на макро – и микроплоскости: находить верхние и нижние стороны, середину, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол. Познакомить с направлениями: горизонталь, вертикаль.
- Закрепить знание геометрический фигур: круг ,квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
- Закрепить восприятие цвета (цвета спектра).
- Упражнять в умении работать по образцу.
- Развивать содружественные движения руки и глаз.
Задачи для детей 5-6-летнего возраста (старшая группа)
- Упражнять в умении работать на макро-и микроплоскости по словесному указанию педагога; выкладывать стрелы про диагонали, соизмеряя размер и количество стрел на заданном пути.
- Закрепить восприятие цвета ( основные цвета и их оттенки).
- Упражнять в счете в пределах 10.
Задачи для детей 6-7-летнего возраста (подготовительная группа)
- Закрепить умение ориентироваться на макро- и микроплоскости: находить верхние, нижние и противоположные стороны и углы, середину поля; выкладывать плоскостные и объемные стрелы по горизонтали, вертикали, диагонали.
- Активизация словаря: словесно обозначать предлоги и наречия пространственной ориентировки.
- Закрепить счет и состав числа в пределах 10.
- Развивать автоматизированные действия руки и глаз.
Материал с коррекционно-дидактическому пособию “Занимательный стрелоплан”
- Листы для поля стрелоплана; для макроплоскости А-3, для микроплоскости А-4.
- Плоскостные и объемные геометрические фигуры.
- Плоскостные и объемные цветные стрелы 4-х величин.
- Опорные карточки по направлениям: горизонталь, вертикаль, диагональ.
- Карточки с цифрами от 1 до 10 и математическими знаками (+. =).
Правила игры для детей среднего возраста
Задание 1
Дети знакомятся с макро-и микроплоскостью (лист А-3. лист А-4). Плоскость поля по углам ограничена цветными геометрическими фигурами. Зрительное и тактильное обследование макро-и микроплоскости.
Задание 2
Дети учатся находить верхние (нижние) стороны и углы, середину поля. Выкладывание мелких объемных игрушек (грибок, ёлочка, матрешка и т.д.) по сторонам и углам поля.
Задание 3
Выкладывание цветных стрел по образцу, проговаривая направления: горизонталь, вертикаль.
Приложение 1
Правила игры для детей старшего возраста
Задание 1
Выкладывание стрел по заданию педагога по диагонали, соединяя противоположные углы.
Задание 2
Выкладывание цветных стрел из центра поля в заданных направлениях: по горизонтали, вертикали, диагонали.
Задание 3
Выкладывание цветных стрел из центра поля по диагонали в заданные углы, которые обозначены цветом или цифрой. Стрелы разной величины нужно подобрать так, чтобы размеры и количество их уместилось на заданном пути.
Приложение 2
Правила игры для детей подготовительной к школе группы
Задание 1
Выкладывание плоскостных и объёмных цветных стрел из центра поля в заданных направлениях: по горизонтали, вертикали ,диагонали, Стрелы должны уместиться на заданном пути согласно обозначенной цифре.
Задание 2
Нахождение суммы чисел верхних и нижних углов, используя карточки с цифрами и математическими знаками. Определение состава числа данной суммы.
Задание 3
Аналогично нахождение суммы боковых углов и определение состава числа.
Приложение 3
Таким образом, разработанное нами коррекционно-дидактическое пособие “Занимательный стрелоплан” с математическим уклоном многофункционально, доступно, безопасно, вариативно, отвечает тифлодидактическим требованиям по работе с детьми с нарушением зрения.
Будет полезно педагогам и родителям в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также занимательно и интересно для детей дошкольного возраста.
Приложение 1 (средняя группа)
Приложение 1 “А” (средняя группа)
Приложение 2 (старшая группа)
Приложение 2 “А” (старшая группа)
Приложение 2 “Б” (старшая группа)
Приложение 3 (подготовительная к школе группа)
Приложение 3 “А” (подготовительная к школе группа)
Приложение 3”Б” (подготовительная к школе группа)