Повторение изученного на уроке русского языка по теме "Лексика". 5–й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • обучающая: продолжить формирование и закрепление знаний учащихся, полученных на уроках при изучении темы “Лексика”;
  • развивающая: развивать у учащихся память, речь, логическое мышление, умения самостоятельно работать; сравнивать языковые факты и делать выводы;
  • воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русскому языку, любознательность.

Оборудование: учебник, карточки, выставка книг, компьютер.

Тип урока: урок-КВН

Ход урока

I. Организационный настрой.

Здравствуйте, ребята!

Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Спасибо. Начинаем наш урок.

(Дети произносят хором слова)

- Давайте настроимся на работу на уроке.

1. Я в школе на уроке

2. Сейчас я начну учиться.

3. Я радуюсь этому.

4. Внимание моё растёт.

5. Я, как разведчик, всё замечу.

6. Память моя крепка

7. Голова мыслит ясно.

8. Я хочу учиться.

9. Я готов к работе.

10. Я работаю.

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок. А необычен он тем, что урок проведём мы в виде игры “КВН”

За каждое правильное выполненное задание вы получите жетон. А за наибольшее количество жетонов вы будете признаны “Знатоком русского языка”.

Девизом нашего урока будут такие слова: “Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем”. (объявление темы)

- Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?

Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились ещё с одним разделом науки о языке – лексикой.

Мы с вами узнали многое: о лексическом значении слов, о многозначности и однозначности, узнали, что такое синонимы, омонимы, антонимы и познакомились с их словарями.

А настоящих знатоков этого раздела мы выявим на нашем уроке КВНе.

А теперь представление команд.

  • Первая команда “Лингвисты”, девиз: “Хочу всё знать”.
  • Вторая команда “Грамотеи”, девиз: “Грамоте учиться – всегда пригодится”.
  • Третья команда “Словесники”, девиз: “Знание – лучшее богатство”.

- Итак, мы начинаем КВН (звучит песня “Мы начинаем КВН...”).

III. Конкурсы.

1. Первый конкурс. Лексический диктант

- Определите по лексическому значению слово и запишите его.

  1. Словарный состав языка называется ... (лексика)
  2. То, что обозначает слово – это ... (лексическое значение слова)
  3. Лексические значения слов разъясняются в ... словарях (толковых)
  4. Слова, имеющие одно значение, называются... (однозначные)
  5. Слова, имеющие несколько значений, называются ... (многозначные)
  6. Слова имеют прямые и ... значения (переносные)
  7. Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ... (омонимы)
  8. Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются ... (синонимы)
  9. Слова, противоположные по лексическому значению, называются ... (антонимы)

2. Второй конкурс – разминка “Отгадай загадку” (устно).

Каждой команде нужно отгадать загадку и ответить на один теоретический вопрос.

а) На каких полях не пашут и не сеют? (тетрадных)

б) Из какого полотна нельзя сшить платье? (железнодорожного)

в) Какой иглой не сошьёшь рубахи? (сосновой, ежовой)

Вопросы:

  • Как в лексике называются эти слова? (многозначные)
  • Какие слова называются многозначными? (дать определение)
  • Куда нужно обращаться, чтобы узнать значение того или иного слова? (к толковому словарю)

(раздаются жетоны)

Презентация “Однозначные и многозначные слова” (презентация 1)

3. Следующий конкурс “Грамотеи”

Распределить словосочетания: в первый столбик с прямым значением, а во второй – с переносным.

Стальной гвоздь; стальные нервы;
Большой камень; большой футбол;
Горячий человек; горячий кофе;
Холодный взгляд; холодная вода;
Крепкое здоровье, крепкий орешек;
Глухой старик, глухой голос;
Шёлковые ресницы; шёлковый платок;
Коралловые бусы, коралловые губы;
Золотое сердце; золотое ожерелье.

(Учитель подводит итоги)

Послушайте стихотворение:

В поле пасут бегемоты
Коров,
С моря везут бегемоты
Улов.
В черных машинах
В огромные здания
Мчат бегемоты
На заседания.
В Доме моделей
Гиппопотамши
Там демонстрируют
Платья из замши.

- Как называются слова бегемот и гиппопотам?

(Слова бегемот и гиппопотам – синонимы. Они называют одно и то же животное. Только первое из этих слов употребит в своей речи обычный человек, а второе – ученый-биолог.

Синонимы отличаются не только употреблением в речи, но и оттенками лексического значения.)

4. Следующий конкурс капитанов (капитаны самостоятельно работают у доски).

Подобрать синонимы к слову сказать

(К глаголу сказать можно подобрать 23 синонима: произнести, проговорить, промолвить, изречь, заметить, буркнуть, ляпнуть, обронить, отмочить, выдать, оповестить, сообщить, заявить, высказать(ся), выразить(ся), пролепетать, пролопотать, произнести, изложить, выговорить, пикнуть, проворчать, обмолвиться)

Члены этого синонимического ряда отличаются характером производимых действий. Промолвить обычно указывает на краткость, односложность того, что произносится вслух. Изречь шутливо употребляется по отношению к многословной, но пустой по содержанию речи.

Синонимы важны в нашей речи, так как позволяют избежать повтора одного и того же слова в двух рядом стоящих предложениях.

Работа проверяется после следующего конкурса.

5. Конкурс “Соколиный глаз” На партах у всех лежит напечатанный текст.

Отредактируйте следующий текст. Замените повторяющееся слово в нем синонимами:

Было ХОРОШЕЕ летнее утро, и мы с братом отправились ловить рыбу. Я знал на реке ХОРОШЕЕ (превосходное) место, которое было известно только здешним старожилам. Улов здесь всегда ХОРОШИЙ (отличный). Поэтому, когда мы вернулись домой, мама сказала: “Молодцы, уха будет ХОРОШАЯ (отменная)!” Настроение у нас после рыбалки тоже ХОРОШЕЕ (прекрасное).

Кто быстрее и правильнее это сделает, тот и победит. (на слайде исправленный текст)

(Учащиеся проверяют свою работу по слайду). Учитель раздаёт жетоны.

Давайте вспомним слова, которые ссорятся друг с другом. Послушайте стихотворение.

Повстречались в разговоре слово ДРУГ и слово ВРАГ.
Слово ДРУГ- любитель игр, а слово ВРАГ- любитель драк.
Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,
Потому что слово ВРАГ сразу драться предлагал,
Ну, а слово ДРУГ – играть: и поссорились опять.
Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.
ДЕНЬ и НОЧЬ, ВОЙНА и МИР будут спорить, что есть сил.
Ведь у слов, как у людей, ДОБРЫЙ есть и есть ЗЛОДЕЙ.
Ссориться не надо нам, не придётся и словам.
- Почему же некоторые слова между собой “ ссорятся”? (Они антонимы).

6. Следующий конкурс “Детектив”

Послушайте стихотворение Д.Чиарди “Еще одно эхо?”

И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ....НИЗКО.
Скажу я слово ДАЛЕКО, 
А ты ответишь ....БЛИЗКО.
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь ...ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ....НАШЕЛ.
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ....ХРАБРЕЦ.
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай ...КОНЕЦ.

Инсценировка отрывка из рассказа Н.Сладкова.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь,- сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.
- Люблю я овсянку ! – добавил Сашка.
- И я люблю! – сказал Матвей.
- Она желтая, красивая такая! – сказал Сашка.
- И вкусная. Особенно с молоком! – сказал Матвей.
- Как это - вкусная? Как это - с молоком? – удивился Сашка.
- Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.
- Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела! – изумился Матвей.
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне – мою овсянку слушать.
- Айда ! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
- Почему в разговоре двух друзей возникла путаница? (Речь идет об омонимах.)

- Что такое омонимы?

7. Следующий конкурс “Следствие ведут знатоки” (презентация 2)

(Разгадывание кроссворда).

По горизонтали: 1. Антоним к слову добрый. (Злой). 2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы). 3. Цитрусовый фрукт. (Апельсин).

По вертикали: 4. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. (Лексика). 5. Синоним к слову большой. (Громадный). 6. Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, и в бутылке лимонада, а зовут меня...(Прохлада).

Мо мере разгадывания раздаются жетоны.

8. Следующий конкурс КВНа “Брэйн-ринг”.

Звучит вопрос. Команда, знающая ответ, поднимает руку. В случае неправильного ответа предоставляется слово другим командам. Раздаются жетоны.

- Что изучает лексика?

- Что такое лексическое значение слова?

- Что такое синоним, омоним, антоним?

- Привести примеры однозначных / многозначных слов.

- Как осуществляется перенос слов?

IV. Подведение итогов.

- Вот и подошёл к концу наш КВН. Нам осталось только подвести итоги. Давайте подсчитаем количество набранных жетонов. У кого больше, тот и победил.

Ученик читает стихотворение:

Учились мы старательно
Сегодня на уроке,
Ведь это замечательно
И очень увлекательно –
У всех давно известных слов
Вдруг открывать секреты!
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
Но впереди ждёт интересный путь
Пускай пока нас тайны подождут.

V. Домашнее задание. Подготовка к итоговому тесту.

Составьте кроссворд по теме “Лексика”.

VI. Итог. Рефлексия.

На этом наш урок подходит к концу. Подведём итоги.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой сегодня на уроке. Достигли ли мы этих целей?

  • У меня получилось....
  • Не получилось....
  • Я очень доволен....
  • Не доволен...
  • Мне понравилось...
  • Не понравилось...

- У вас на листочках изображение лица человечка, выберите и обведите, то лицо, которое соответствует вашему настроению.

радость, грусть, гнев, удивление, страх.