Цели урока:
- обучающая: продолжить формирование и закрепление знаний учащихся, полученных на уроках при изучении темы “Лексика”;
- развивающая: развивать у учащихся память, речь, логическое мышление, умения самостоятельно работать; сравнивать языковые факты и делать выводы;
- воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русскому языку, любознательность.
Оборудование: учебник, карточки, выставка книг, компьютер.
Тип урока: урок-КВН
Ход урока
I. Организационный настрой.
Здравствуйте, ребята!
Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Спасибо. Начинаем наш урок.
(Дети произносят хором слова)
- Давайте настроимся на работу на уроке.
1. Я в школе на уроке
2. Сейчас я начну учиться.
3. Я радуюсь этому.
4. Внимание моё растёт.
5. Я, как разведчик, всё замечу.
6. Память моя крепка
7. Голова мыслит ясно.
8. Я хочу учиться.
9. Я готов к работе.
10. Я работаю.
II. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок. А необычен он тем, что урок проведём мы в виде игры “КВН”
За каждое правильное выполненное задание вы получите жетон. А за наибольшее количество жетонов вы будете признаны “Знатоком русского языка”.
Девизом нашего урока будут такие слова: “Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем”. (объявление темы)
- Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?
Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились ещё с одним разделом науки о языке – лексикой.
Мы с вами узнали многое: о лексическом значении слов, о многозначности и однозначности, узнали, что такое синонимы, омонимы, антонимы и познакомились с их словарями.
А настоящих знатоков этого раздела мы выявим на нашем уроке КВНе.
А теперь представление команд.
- Первая команда “Лингвисты”, девиз: “Хочу всё знать”.
- Вторая команда “Грамотеи”, девиз: “Грамоте учиться – всегда пригодится”.
- Третья команда “Словесники”, девиз: “Знание – лучшее богатство”.
- Итак, мы начинаем КВН (звучит песня “Мы начинаем КВН...”).
III. Конкурсы.
1. Первый конкурс. Лексический диктант
- Определите по лексическому значению слово и запишите его.
- Словарный состав языка называется ... (лексика)
- То, что обозначает слово – это ... (лексическое значение слова)
- Лексические значения слов разъясняются в ... словарях (толковых)
- Слова, имеющие одно значение, называются... (однозначные)
- Слова, имеющие несколько значений, называются ... (многозначные)
- Слова имеют прямые и ... значения (переносные)
- Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ... (омонимы)
- Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются ... (синонимы)
- Слова, противоположные по лексическому значению, называются ... (антонимы)
2. Второй конкурс – разминка “Отгадай загадку” (устно).
Каждой команде нужно отгадать загадку и ответить на один теоретический вопрос.
а) На каких полях не пашут и не сеют? (тетрадных)
б) Из какого полотна нельзя сшить платье? (железнодорожного)
в) Какой иглой не сошьёшь рубахи? (сосновой, ежовой)
Вопросы:
- Как в лексике называются эти слова? (многозначные)
- Какие слова называются многозначными? (дать определение)
- Куда нужно обращаться, чтобы узнать значение того или иного слова? (к толковому словарю)
(раздаются жетоны)
Презентация “Однозначные и многозначные слова” (презентация 1)
3. Следующий конкурс “Грамотеи”
Распределить словосочетания: в первый столбик с прямым значением, а во второй – с переносным.
Стальной гвоздь; стальные нервы;
Большой камень; большой футбол;
Горячий человек; горячий кофе;
Холодный взгляд; холодная вода;
Крепкое здоровье, крепкий орешек;
Глухой старик, глухой голос;
Шёлковые ресницы; шёлковый платок;
Коралловые бусы, коралловые губы;
Золотое сердце; золотое ожерелье.
(Учитель подводит итоги)
Послушайте стихотворение:
В поле пасут бегемоты
Коров,
С моря везут бегемоты
Улов.
В черных машинах
В огромные здания
Мчат бегемоты
На заседания.
В Доме моделей
Гиппопотамши
Там демонстрируют
Платья из замши.
- Как называются слова бегемот и гиппопотам?
(Слова бегемот и гиппопотам – синонимы. Они называют одно и то же животное. Только первое из этих слов употребит в своей речи обычный человек, а второе – ученый-биолог.
Синонимы отличаются не только употреблением в речи, но и оттенками лексического значения.)
4. Следующий конкурс капитанов (капитаны самостоятельно работают у доски).
Подобрать синонимы к слову сказать
(К глаголу сказать можно подобрать 23 синонима: произнести, проговорить, промолвить, изречь, заметить, буркнуть, ляпнуть, обронить, отмочить, выдать, оповестить, сообщить, заявить, высказать(ся), выразить(ся), пролепетать, пролопотать, произнести, изложить, выговорить, пикнуть, проворчать, обмолвиться)
Члены этого синонимического ряда отличаются характером производимых действий. Промолвить обычно указывает на краткость, односложность того, что произносится вслух. Изречь шутливо употребляется по отношению к многословной, но пустой по содержанию речи.
Синонимы важны в нашей речи, так как позволяют избежать повтора одного и того же слова в двух рядом стоящих предложениях.
Работа проверяется после следующего конкурса.
5. Конкурс “Соколиный глаз” На партах у всех лежит напечатанный текст.
Отредактируйте следующий текст. Замените повторяющееся слово в нем синонимами:
Было ХОРОШЕЕ летнее утро, и мы с братом отправились ловить рыбу. Я знал на реке ХОРОШЕЕ (превосходное) место, которое было известно только здешним старожилам. Улов здесь всегда ХОРОШИЙ (отличный). Поэтому, когда мы вернулись домой, мама сказала: “Молодцы, уха будет ХОРОШАЯ (отменная)!” Настроение у нас после рыбалки тоже ХОРОШЕЕ (прекрасное).
Кто быстрее и правильнее это сделает, тот и победит. (на слайде исправленный текст)
(Учащиеся проверяют свою работу по слайду). Учитель раздаёт жетоны.
Давайте вспомним слова, которые ссорятся друг с другом. Послушайте стихотворение.
Повстречались в разговоре слово ДРУГ и слово ВРАГ.
Слово ДРУГ- любитель игр, а слово ВРАГ- любитель драк.
Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,
Потому что слово ВРАГ сразу драться предлагал,
Ну, а слово ДРУГ – играть: и поссорились опять.
Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.
ДЕНЬ и НОЧЬ, ВОЙНА и МИР будут спорить, что есть сил.
Ведь у слов, как у людей, ДОБРЫЙ есть и есть ЗЛОДЕЙ.
Ссориться не надо нам, не придётся и словам.
- Почему же некоторые слова между собой “ ссорятся”? (Они антонимы).
6. Следующий конкурс “Детектив”
Послушайте стихотворение Д.Чиарди “Еще одно эхо?”
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ....НИЗКО.
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь ....БЛИЗКО.
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь ...ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ....НАШЕЛ.
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ....ХРАБРЕЦ.
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай ...КОНЕЦ.
Инсценировка отрывка из рассказа Н.Сладкова.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка
сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь,- сказал Матвей, - у меня дома тоже
овсянка.
- Люблю я овсянку ! – добавил Сашка.
- И я люблю! – сказал Матвей.
- Она желтая, красивая такая! – сказал Сашка.
- И вкусная. Особенно с молоком! – сказал Матвей.
- Как это - вкусная? Как это - с молоком? – удивился
Сашка.
- Да так. А еще хороша с маслом или сахарным
песком.
- Да ты про что говоришь? – всплеснул руками
Сашка.
- Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду
жила и песни пела.
- Каша песни пела! – изумился Матвей.
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не
слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и
добавил: - Айда ко мне – мою овсянку слушать.
- Айда ! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою
овсянку кушать!
И друзья побежали.
- Почему в разговоре двух друзей возникла
путаница? (Речь идет об омонимах.)
- Что такое омонимы?
7. Следующий конкурс “Следствие ведут знатоки” (презентация 2)
По горизонтали: 1. Антоним к слову добрый. (Злой). 2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы). 3. Цитрусовый фрукт. (Апельсин).
По вертикали: 4. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. (Лексика). 5. Синоним к слову большой. (Громадный). 6. Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, и в бутылке лимонада, а зовут меня...(Прохлада).
Мо мере разгадывания раздаются жетоны.
8. Следующий конкурс КВНа “Брэйн-ринг”.
Звучит вопрос. Команда, знающая ответ, поднимает руку. В случае неправильного ответа предоставляется слово другим командам. Раздаются жетоны.
- Что изучает лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Что такое синоним, омоним, антоним?
- Привести примеры однозначных / многозначных слов.
- Как осуществляется перенос слов?
IV. Подведение итогов.
- Вот и подошёл к концу наш КВН. Нам осталось только подвести итоги. Давайте подсчитаем количество набранных жетонов. У кого больше, тот и победил.
Ученик читает стихотворение:
Учились мы старательно
Сегодня на уроке,
Ведь это замечательно
И очень увлекательно –
У всех давно известных слов
Вдруг открывать секреты!
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
Но впереди ждёт интересный путь
Пускай пока нас тайны подождут.
V. Домашнее задание. Подготовка к итоговому тесту.
Составьте кроссворд по теме “Лексика”.
VI. Итог. Рефлексия.
На этом наш урок подходит к концу. Подведём итоги.
Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой сегодня на уроке. Достигли ли мы этих целей?
- У меня получилось....
- Не получилось....
- Я очень доволен....
- Не доволен...
- Мне понравилось...
- Не понравилось...
- У вас на листочках изображение лица человечка, выберите и обведите, то лицо, которое соответствует вашему настроению.
радость, грусть, гнев, удивление, страх.