Формирование готовности студентов к
будущей профессиональной деятельности является
непрерывным и сложным. Поэтому особое значение
при его организации отводится изучению и
учету факторов, влияющих на данный процесс. Под
фактором (от латинского «factor» – делающий,
производящий) понимают все то, что, так или иначе,
влияет на тот или иной процесс.
При рассмотрении факторов, оказывающих влияние
на формирование готовности студентов к будущей
профессиональной деятельности, можно обратиться
к исследованиям Н. Э. Касаткиной, А. Н. Леонтьева,
Р. А. Парфирьевой, Е.А.Кокшеневой рассматривавших
факторы, влияющие на развитие личности студента
и самоопределение молодежи.
Так, Р. А. Парфирьева утверждает, что развитие личности студента осуществляется в процессе социализации, и на него оказывают влияние следующие факторы:
- макрофакторы (общество и государство);
- мезофакторы (этнокультурные условия, в которых живет и развивается человек);
- микрофакторы (семья, детские учреждения и др. институты социализации).
Н. Э. Касаткина, Т. М. Чурекова подразделяют все факторы процесса самоопределения молодежи на:
- Общие (социально-экономические условия жизни людей, духовную культуру общества, СМИ и т.д.)
- Региональные (специфические особенности экономического и демографического развития региона, оказывающие влияние на выбор профессии и профессиональный выбор молодежи);
- Психологические факторы делятся на три группы:
– факторы, обусловленные возрастными
особенностями молодежи;
– факторы, влияющие на формирование
ценностных ориентаций;
– факторы личностного характера (склонности,
способности, интересы, психофизиологические
качества, уровень общеобразовательной
подготовки).
А. Н. Леонтьев считает, что все факторы целесообразно разделить на две большие группы:
- Объективные (факторы, зависящие от экономических, политических и культурных особенностей общества)
- Субъективные (мотивационно-потребностная сфера личности, ценности, личностные качества, способности).
На основании приведенных примеров можно говорить о разнообразном подходе авторов к группированию факторов, влияющих на процесс развития личности.
Кокшенева Е.А., принимая во внимание наличие классификаций при рассмотрении факторов, посчитала целесообразным выделить три группы факторов. Данная классификация не строгая и основана на положении о возможностях в условиях воспитательно-образовательного процесса учитывать и управлять данными факторами. Используемая ею классификация включает следующие группы:
- социально-экономические факторы,
- психологических факторов,
- организационно-педагогических факторов.
К группе социально-экономических факторов, влияющих на формирование готовности студентов к профессиональной деятельности, относится:
- состояние рынка труда в данном регионе (возможность трудоустройства); престиж образования и профессии в обществе и в конкретном регионе; востребованность специалистов;
- социальное положение и уровень образования родителей;
- материальные возможности семьи.
Группа психологических факторов включает:
- мотивы выбора профессии;
- стремление к успеху в деятельности;
- целенаправленность поведения, формирующаяся под влиянием устойчивой системы осознанных ценностных ориентаций;
- эмоции, сопровождающие формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности;
- воля, благодаря которой студент может овладевать знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему в будущей профессиональной деятельности;
- наличие личностных качеств, способствующих осуществлению будущей профессиональной деятельности.
Группа организационно-педагогических факторов характеризуется реальными условиями, в которые попадает студент в образовательной организации. К данной группе можно отнести:
- организацию воспитательно-образовательного процесса;
- уровень преподавания;
- тип взаимоотношений преподавателей и студентов.
Для проведения исследования на предмет
готовности студентов к будущей профессиональной
деятельности нами были опрошены 21 студент группы
второго курса, обучающихся по профессии
«Тракторист-машинист сельскохозяйственного
производства» и 12 студентов группы первого
курса, обучающихся по профессии «Электромонтер
по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Так же были использованы данные Енотаевского
центра занятости населения по востребованности
рабочих кадров.
Анализ проведенных исследований скомпонован по
группам факторов, разработанных Кокшенева Е.А.
Социально-экономические факторы
По данным Енотаевского районного центра
занятости на 01 апреля 2014 года 4 вакансии
трактористов и 6 вакансий электриков и
электромонтеров. Если брать данные по
Астраханской области, то потребность
трактористов – 12 человек, электриков – 48 рабочих
мест. На сегодняшний день только в селе
Никольское зарегистрировано 32
крестьянско-фермерских хозяйства, за которыми
зарегистрировано 57 единиц тракторной техники.
Подготовку по профессиям «Тракторист» и
«Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования» осуществляет только наш
Енотаевский филиал, т.е. переизбытка рабочих
кадров по данным профессиям на рынке труда нет.
Таким образом, можно сделать вывод, что
потребность в рабочих кадрах по данным
профессиям есть. Это подтверждает и проведенный
опрос:
«Как вы оцениваете свои перспективы на рынке
труда»
– смотрю в будущее с оптимизмом – 21ч. – 64%
– испытываю неуверенность в дальнейшем
трудоустройстве – 7ч. – 21%
– продолжу обучение – 5ч. – 15%.
На вопрос «Почему Вы пошли учиться в наш филиал?»
ответы были следующие:
Сложное материальное положение – 13ч. – 39%
Нежелание продолжить обучение в школе (низкий
уровень знаний) – 10ч. – 30%
Нравится профессия – 8ч. – 24%
Иное – 2ч. – 7%.
По результатам анкеты можно сделать вывод, что
только 24% студентов мотивированы изначально на
получение выбранной профессии.
Психологические факторы
Представление о профессии как о факторе,
определяющем психологическую готовность к
профессиональной деятельности, начинается
только после начала уроков производственного
обучения, где студенты постигают азы выбранной
профессии. Об этом говорят и результаты опроса.
Если среди первокурсников 7 из 12 опрошенных
студентов имеет представление о выбранной
профессии, то среди студентов второго курса,
которым через месяц сдавать экзамены на право
управление самоходными машинами, представление
о будущей профессии имеют 21ч. – 100%. О том, как
происходит перестройка представления о будущей
профессии у студентов, свидетельствуют данные о
динамике качества обучения по профессиональному
подготовке.
Группа «Трактористов» (второй курс):
Предмет | декабрь2012 | июнь 2013 | декабрь 2013 | апрель 2014 |
Спецпредметы |
58 | 62 | 65 | 74 |
Учебная практика |
– | 77 | 87 | 92 |
Наиболее значимыми ценностями для большинства опрошенных студентов является высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
Организационно-педагогические факторы
С переходом на обучение по новым федеральным образовательным стандартам изменились требований, предъявляемых к выпускникам, к уровню их готовности к будущей профессиональной деятельности. Студенты должны обладать базой специальных профессиональных знаний, иметь сформированные умения функционально-организационной деятельности и навыки применения технологий профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, помогает выпускникам адаптироваться в профессиональной деятельности и иметь активную жизненную позицию. Так как педагогический процесс представляет собой органическое единство процессов обучения, воспитания и развития, то необходимо так его организовать, чтобы сблизить процессы приобретения знаний и процессы обретения профессиональных умений и навыков. Сближение этих процессов непосредственно приводит к планомерному формированию готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
Учебные плана по профессиям составлены таким образом, что занятия теоретического обучения чередуются с практическими, где отрабатываются практические навыки и где студенты учатся применять на практике полученные теоретические знания.
Для формирования теоретического компонента готовности студенты вовлекаются в подготовку рефератов, докладов, сообщений по теоретическим вопросам. Для формирования навыков исследовательской деятельности в филиале ежегодно проводится научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее», где студенты представляют свои работы, выполненные под руководством преподавателей.
С целью формирования умений и профессионально важных качеств занятия проводятся с использованием активных форм и методов обучения: игровые уроки, уроки-экскурсии, уроки-соревнования, конкурсы профессионального мастерства и т.д.
С целью развития социальной активности
студентов, межличностному социальному
взаимодействию и творческой самореализации в
филиале проводятся волонтерские акции, конкурсы
талантов, конкурс «Студент года», и т.д. Все эти
мероприятия способствуют социальной адаптации
личности в дальнейшей профессиональной
деятельности.
Одним из основных факторов, влияющих на
формирование готовности студентов к будущей
профессиональной деятельности оказывает
удовлетворенность учебным заведением и
взаимоотношениями студент-педагог.
Мы провели анкетирование «Насколько вы удовлетворены организацией учебного процесса». Результаты следующие:
- Уроками практического обучения – 84%
- Качеством подготовки в филиале в целом – 83%
- Организацией научно-исследовательской работы студентов в филиале – 81%
- Организацией и проведением внеклассной работы – 81%
- Использование на уроках современных методов обучения – 74%
- Учебно-материальной базой – 69%
Следующим разделом анкеты был вопрос «Насколько вы удовлетворены взаимоотношениями в филиале»:
- Студент – куратор группы – 78%
- Студент – мастер производственного обучения – 87%
- Студент – преподаватель – 80%
- Студент – студент – 80%
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что в Енотаевском филиале сложились благоприятные условия для формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.