Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продумано они не подбирались учителем. Этот процесс не может быть осуществлён вне форм организации познавательной деятельности учащихся, так же как не бывает вне времени и пространства. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета и явлений. Любой реальный урок осуществляется путём функционирования различных форм деятельности преподавателя к учащимся, различных форм их взаимодействия. Немаловажное значение для этого процесса имеет не только содержание общения между учителем и учениками, между самими учениками, но и то, в каких формах это общение осуществляется, т.е. каким образом учитель организует познавательную деятельность учеников.
Формы организации познавательной деятельности - это, по сути дела, разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения.
Без целенаправленного выбора соответствующих форм познавательной деятельности, т.е. без организации определённой структуры отношений между участниками процесса обучения без специального планирования этих отношений полноценная реализация в процессе обучения образовательной, воспитательной и развивающей функции просто невозможна.
Формы организации познавательной деятельности во взаимодействии с содержанием учебного материала и методами обучения составляют материальную основу процесса обучения, являются формами его осуществления и применяются в любых формах организации учебного процесса: урока, лекции, семинара, факультативных занятий, консультациях, учебных конференциях и т.д.
Через формы организации познавательной деятельности решается задача активизация познавательной активности учеников как репродуктивной, так и продуктивной и творческой. Разное сочетание в использовании форм организации познавательной деятельности даёт возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический характер деятельности учеников, повысить роль коллективистских начал, поднять социальную активность учащихся и развить каждого ученика в соответствии с его способностями.
Большую роль в стимулировании познавательной активности школьников на уроках технического труда играет раздаточный и контрольно-измерительный материал. Я систематизировал тестовые задания по основным темам программы, подобрал карточки. Для применения раздаточного материала обязательно требуется компьютер, с его помощью легко получить требуемое количество материала, обеспечить им всех учащихся. Я давно заметил, что материал запоминается намного более продуктивно, если его подавать в игровой форме: в виде кроссвордов, тестов, ребусов, загадок. Для закрепления терминов, понятий, я использую карточки, разработанные на основе пособия “Занимательные уроки технологии для мальчиков” И.П. Арефьева. “Они могут быть использованы при подготовке к урокам, факультативным занятиям, при организации и проведении разнообразных внеклассной работы. Пособие помогает учителю в подборе материала, нужного для конкретизации сообщаемых на уроках знаний, для развития интереса учащихся к предмету и удовлетворения их любознательности, для иллюстрации широких и самых различных практических применений технологии на практике”. Карточки разработаны для учеников 5-7 классов. Я использую их как для закрепления отдельной темы, так и для зачётных занятий по темам, например “Деревообработка”.
Одним из главных способов стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках технического труда я считаю выбор объекта труда. Нужно заинтересовать ученика, показать ему такое изделие, чтобы ему захотелось сделать нечто подобное или более оригинальное.
В 5-6 классах я практикую изготовление модели корабля, самолёта, вертолёта, автомобиля, то есть изготовление игрушек. Модели могут быть изготовлены как из древесины, так и из жести. Ребята с удовольствием занимаются изготовлением изделия, оттачивая свои умения и навыки.
При обработке металла (изделия из проволоки) в пятом классе ребята с удовольствием изготавливают ручки из цветной проволоки, различные головоломки.
Работая с тонколистовым металлом ученики пятого класса кроме рекомендуемых изделий занимаются изготовлением цветов, фигуры животных. В этом виде работ в полной мере проявляются их творческие способности.
По программе тема “Выпиливание лобзиком” в разделе “художественная обработка древесины” изучается только в пятом классе. Я решил продолжить эту тему и в шестых седьмых классах, развивая навыки работы с фанерой.
Если в пятом классе ребята занимаются простейшим выпиливанием по контуру (модели автомобилей, самолётов, забавные игрушки),
то в шестом классе я предлагаю ребятам более сложные изделия, состоящие из трёх и более деталей (салфетници, различные полочки, шкатулки).
В 7-8 классах ученики занимаются изготовлением светильников (бра, люстры, настольные лампы). Я разработал несколько вариантов, составил иллюстративные карты, чертежи. В этих изделиях кроме элементов из фанеры применяются детали, выточенные на токарном станке по дереву, электротехническая арматура, капроновые нитки. В процессе изготовления изделия ребята проявляют все свои творческие способности, изменяя те или иные элементы светильников.
Данные изделия я хочу предложить для изготовления преподавателям других школ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся оказывают непреходящее влияние на весь ход учебно-воспитательного процесса. Разные формы организации задают свои требования в учебной работе; нужно уметь слушать при фронтальной работе, уметь обсуждать проблемы при коллективной, сосредотачивать и организовывать свою деятельность при работе индивидуальной.
Особое место формы организации познавательной деятельности занимают в реализации воспитательного аспекта триединой цели урока. Главным источником их воспитывающей роли является характер самоуправления личности при той или иной роли. Лидерство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество своего труда, заинтересованность в результатах работы группы.
Для: стимулирования познавательной деятельности учащихся применяются различные способы: Поощрять уч-ся. нужно на каждом уроке.
- Похвала.
- Хорошая отметка.
- Изделие для себя, для дома.
Наказание нужно применять, но очень осторожно.
Это сильный способ, но опасный.
- Порицание.
- Негативная отметка.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии способствует их умственному развитию, формированию технического мышления.
Ребенок работает индивидуально, иногда, если поделка сложная, небольшими группами (2-3 человека). Самостоятельная работа заставляет его искать новые знания, применять новые способы работы.
Творческий проект - перспективный метод стимулирования творческой деятельности.
При выборе творческого проекта я применяю частично-поисковый метод обучения. Ребята с моей помощью выбирают основную конструкцию проекта (подсвечник, конфетница, журнальный столик и т.д.) Потом самостоятельно ,по желанию, заменяют одни элементы другими, меняют размеры поделки в зависимости от их возможностей, наличия материала, инструментов. В итоге, иногда, получается совсем другая поделка. Она совсем отличается от предложенной но ребенок сам пришел к данному результату и выполнять свой проект он будет с гораздо большим усердием. Большим творческим потенциалом в этом отношении облазают учащиеся, которые занимаются в классах развивающего обучения. Например в восьмых классе очень много учащихся отказались от предложенных проектов и выбрали свои работы.
В 5-7 классах я также использую уроки творческого проектирования. Я называю их уроки “Свободной темы”. Учащиеся сами выбирают поделки, которые им хочется сделать. До изготовления поделки они составляют простые чертежи, эскизы, продумывают порядок изготовления, составляют технологические карты, обосновывают целесообразность своей поделки.
Понятия, виды и этапы технологической деятельности, составляющие инвариант обязательного минимального содержания образовательной области “Технология”, а также фактические (проектные) работы, включенные в примерные программы, предполагают использование современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения, основывающихся на применении активных методов и форм познавательной деятельности по приобретению обучающимися технологических знаний и умений через выполнение специальных практических приемов и как итог - творческих проектов при широком использовании современных средств обучения, учебного оборудования и печатной продукции.
Сложилось мнение, что обучение - необходимое условие развития детского творчества, нельзя нарисовать картину не умея держать кисти в руках и не зная изобразительной техники. Обучение рассматривается как предпосылка, необходимый, предшествующий творчеству этап. Вначале через целенаправленное обучение приобретаются знания, умения, навыки, а затем, используя их, ребенок творит.
Сторонники другой позиции, решения проблемы взаимосвязи обучения и творчества доказывают, что творчество - необходимый компонент, условие развивающего обучения.
И та и другая точки зрения, по большому счету, не противоречат друг другу. Понимая психическое развитие как диалектический процесс, равномерно не противопоставлять обучение и творчество, а видеть их взаимосвязь и взаимопереходы.
Самостоятельную познавательную деятельность в самом обобщенном (глобальном) виде можно представить как систему, включающую в себя следующие основные компоненты:
- содержательную сторону (знания, выражения в понятиях или образах восприятии и представлений);
- оперативную (разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане действий).
Самостоятельная деятельность - это система, подсистема которой являются действия, содержание которых актуально осознается и приобретает в деятельности ученика личностный смысл; а элементами этой системы - мотив, цель, средства, способы выполнения учебных действий.
Я склонен считать, что отсутствие непосредственного управления деятельностью учеников со стороны учителя является основным признаком для любого типа или вида самостоятельных работ как своеобразных искусственных педагогических конструкций, выступающих в качестве средства вовлечения учащихся в самостоятельную деятельность. Внешней формой самостоятельной работы как искусственного педагогического образования является задание; внутренним содержанием - познавательная, или интеллектуальная, задача.
Нельзя забывать, что в новых экономических условиях все актуальнее становится проблема активизации учебного процесса, поиск таких форм обучения, которые способствовали бы не только более качественной подготовке учащихся, прочному закреплению знаний, но и активизировали их мыслительную деятельность, формировали практические навыки, прививали необходимые деловые качества.
Я считаю, что “Технология” - важнейший предмет в школьной программе. Только на уроках “Технологии” ребенок занимается практической деятельностью, а точнее выпуском какой-либо продукции. Предмет “Технология” непосредственно связан с повседневной жизнью. Заинтересованность детей в своей работе, разнообразие обучающего материала, его доступность, вот основные звенья мотивации обучения. Чем разнообразнее и богаче образовательная технологическая среда, тем легче достигаются стоящие перед образовательной областью “Технология” цели и обеспечивается целостностью и единство таких сторон подготовки обучающихся, к общекультурной, проектной, графической, экологической, технологической, экономико-предпринимательской, профориентационной деятельности.