Тема | Настроение в школе и дома |
Цель | обратить внимание учеников на эмоциональное состояние человека и его изменение в зависимости от ситуации |
Задачи | – дать понятие о настроении как
внутреннем душевном состоянии человека; – расширить понятийное поле этого слова с формально - грамматических позиций и с точки зрения нравственного смысла; – обогатить лексику детей новыми словами; – закрепить практические умения и навыки работы с учебной таблицей и толковым словарем; – совершенствовать коммуникативно - речевые умения. |
Планируемый результат | Дети умеют наблюдать за эмоциональным состоянием себя и людей, видят изменение в зависимости от ситуации. Учатся корректировать своё настроение. |
Форма проведения | Занятие-исследование |
Основные понятия | Настроение, виды настроения |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, математика, русский язык |
Ресурсы | Интернет-ресурсы, ноутбук с проектором, презентация из 9 слайдов, толковый словарь Ожегова |
Организация пространства | Работа групповая,
индивидуальная, в парах. Дети на занятии сидят в группах по 5-6 человек |
Технология проведения | Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Содержание учебного материала | Формируемые способы действия | ||
I этап. Орг. момент. Цель – активизация учащихся. |
Взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы. | Настроить детей на работу, мотивировать на деятельность | Игра Учитель (У.): Поговорим? Дети (Д.): Поговорим. У.: А знаете, о чем? Д.: О чем? У.: О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим? Д.: Поговорим! У.: Нам будет интересно. |
Коммуникативные УУД: - взаимодействовать с учителем Регулятивные УУД: - принимать и сохранять мотивацию |
||
II этап. Актуализация знаний. Цель – определить тему и наметить план работы |
Работают с информацией,
представленной в форме ребуса. Составляют из
карточек с буквами слово “настроение”. Называют тему занятия. Участвуют в обсуждении слов, формулируют, аргументируют свою точку зрения: Предлагают темы для обсуждения, которые записываются на интерактивную доску в виде кластера: - значение слова настроение - какое бывает настроение - влияние настроения на здоровье человека - влияние настроения на окружающих людей - как работать со своим настроением |
Организует групповую работу по
составлению слова. Организует обсуждение проблемных вопросов. Фиксирует вопросы на доску. |
1. Разгадывание ребуса. Слайд №1
из презентации. 5 7 3 9 10 2 6 1 8 4 Р Е С И Е А О Н Н Т 2. Выдвижение предположений о теме урока. Слайд №2 3. Беседа, выявляющая вопросы для обсуждения. Слайд №3 |
Познавательные УУД: - выделять существенную информацию - выдвигать гипотезу и обосновывать её - осуществлять актуализацию жизненного опыта Познавательные УУД: - слушать собеседника - строить понятные для собеседника высказывания Регулятивные УУД: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой - принимать и сохранять учебную задачу |
||
III этап. Совместное исследование
проблемы Цель – поиск решения |
Участвуют в парной работе по
поиску значения слова в толковом словаре. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах). Оценивают правильность выполнения заданий. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Каждый ребёнок выбирает понятие и приводит примеры из жизни. Даёт оценку своего настроения и чувства других людей. Помогают в своей группе детям, которые затруднились при выполнении задания.
Выполняют упражнения за героями ролика, поют песню.
Озвучивают свои чувства, проводят самооценку |
Организовать поисковую работу в
толковом словаре в паре. Обеспечивает контроль за выполнением задания. Обеспечивает понимание слов, коррекция знаний Включает учащихся в размышление
Помогает выявить причинно- следственные связи, обеспечивает положительную реакцию детей на результаты деятельности
Выполняет упражнения вместе с детьми.
Акцентирует внимание на конечный результат. |
1. Проникаю в тайну слова. Работа
с толковым словарем. 2. Размышления о характере (душе) слова. Каким может быть настроение? “Словарь настроений” - на экране Слайд №4. Учебная таблица.
3. Коллективное исследование. Распределение настроения по группам: негативное и позитивное. Приведение ситуации в школе и дома из жизненного опыта “ Это было со мной”” 4. Вывод о ходе исследования “Настроение – хамелеон”, всё, что мы видим и слышим, что чувствуем, влияет на наше настроение. Но нельзя идти на поводу у своего настроения, надо контролировать его. Слайд №5 5. Видео-фикультминутка “Друзья - ты да я”, представленная на сайте “Здоровячек”. Слайд №6 6. Анализ чувств и настроения после совместного весёлого занятия. |
Регулятивные УУД: - исследовать условия учебной задачи - конструировать способ действия - обсуждать предметные способы решения Познавательные УУД: - анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения Коммуникативные УУД: -осознанно строить высказывания - рефлексия своих действий - воспринимать ответы учащихся - участвовать в обсуждении материала Личностные УУД: - в ситуациях отмечать конкретные поступки , которые можно оценить, как хорошие и плохие с точки зрения общечеловеческих нравственных ценностей |
||
IV этап. Этап решения частных
задач. Цель – научиться контролировать своё настроение и уметь “читать” его у окружающих людей. |
Работают с информацией,
представленной в форме незаконченного рассказа. Строят рассуждения, прослушивают собеседника (работа в группе). Предлагают от группы вариант рассказа, инсценируют выход из ситуации.
Анализируют вывод. Формулируют собственное мнение и позицию. |
Называет начало рассказа и
предлагает обсудить в группах конец. Ответить на
вопрос: “Что делать?” Организовать работу в группах, обеспечить осмысление материала, глубины понимания.
Организует обсуждение обобщающего вывода о роли настроения в жизни людей |
1. Игра “Закончи рассказ”. - Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома. “Доброе утро”, - крикнул он и улыбнулся. Вам захотелось,.. - Вы подошли к школе, хотите войти, но всех отталкивает подросток и грубо говорит: “Куда лезешь?” Настроение ваше... - Вы больны. Болит голова, кашель, насморк. За окном дождь и ветер. Настроение... - Друг поделился с вами радостью. Вы…
2. Открытие “правила-секрета”: наше настроение зависит от наших мыслей. поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, подумай о хорошем и будет всё хорошо. Слайд №7 Примеры мыслей, которые создают хорошее и плохое настроение. Слайд №8 Я плохой Я справлюсь Я не умею У меня все получиться Я не справился Я научусь Меня обидели Все будет хорошо Я боюсь Я не буду бояться |
Регулятивные УУД: - давать эмоциональную оценку деятельности Познавательные УУД: - делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные УУД: - оформлять свою мысль в устной речи - слушать и понимать речь других - учиться выполнять различные роли в группе |
||
V. Итог Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе |
Осуществляют самооценку деятельности в виде рисунка и организуют выставку. | Проводит рефлексию учащихся: эмоционального состояния и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Проведение рефлексии своих
действий. Рисование смайлика своего настроения с каким настроением уходите из школы, довольны ли вы собой, чувствуете ли себя комфортно. Слайд №9. Лица с изображением разных эмоций. Организация выставки настроений на доске. |
Познавательные УУД: - анализировать и оценивать результат Коммуникативные УУД: - рефлектировать свои действий Регулятивные УУД: - осуществлять пошаговый контроль |