Мною подобраны упражнения на выработку речевого дыхания, развитие мелкой моторики и координацию речи с движением.
Воспитанники нашего детского сада имеют речевое заключение - дизартрию. У таких детей вследствие органического поражения ЦНС нарушаются двигательные механизмы, не развиваются общая и мелкая моторика. Речь характеризуется нечётким звукопроизношением, ритм дыхания нарушен, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Устранению данных дефектов речи способствуют упражнения в игровой форме. Упражнения подобраны и систематизированы по изучаемым лексическим темам. Регулярное проведение таких упражнений позволяет:
- выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
- стабилизировать общий тонус организма;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- улучшить фонематический слух;
- формировать умение изменять модуляцию голоса;
- улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
- повысить речевую активность;
- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Пальчиковая гимнастика | Координация речи с движением | Упражнение на дыхание | |||
Осень | |||||
Грибы Топ-топ-пять шагов, |
Листья Листья
осенние тихо кружатся, |
Упр.: “Подуем на листок” Глубокий вдох через нос с поднятием грудной клетки (фиксация ладонью), длительный выдох с произнесением: “Фу-у-у” Повторить с перерывом 4-5 раз. Упр.: “Песенка гласных” На выдохе пропевать гласные звуки: А-а-а-а-а; |
|||
Овощи | |||||
Как-то вечером на грядке Репка, свёкла, редька, лук. Загибают пальцы по-одному Поиграть решили в прятки, Сжать кулачки Рассчитались чётко тут же: Разжимать пальцы по одному Прячься лучше, прячься глубже, |
В огород пойдем Урожай соберём. Идут по кругу, взявшись за руки Мы морковки натаскаем, Имитируем действия Срежем мы кочан капусты: Идут по кругу, взявшись за руки. |
Упр.: “Подуй в желобок” Дети делают языком желобок и дуют в него. Упражнение повторяется с перерывом 5-6 раз. Упр.: “Песенка гласных звуков” Пропевание на выдохе А-а-а |
|||
Фрукты | |||||
Мы делили апельсин. Много нас, а он – один: “Разламывают апельсин” показывают 10 пальцев, 1 палец Эта долька – для ежа, Загибают по одному пальцу, начиная с большого Эта долька – для котят, Бросательное движение пр. рукой Он сердит на нас – беда, “Бегут” пальцами по столу. |
Садовник Мы вчера в саду гуляли. Идут по группе, взявшись за руки Мы смородину сажали. Изображают Яблони белили мы: Движения правой рукой: вверх - вниз Известью, белилами. |
Упр. : “Угадай фрукт по
запаху” Глубоко втягивают воздух через нос, пытаясь определить по запаху, какой это фрукт. Выдох через нос. Упр.: “Тише – громче”. На выдохе дети тянут гласный звук [и] то тихо, то громко по команде логопеда. |
|||
Игрушки | |||||
Игрушки На большом
диване вряд Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполинно, Разгибают поочерёдно пальчики Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. |
Лошадка Я люблю свою
лошадку. Буратино. Буратино потянулся, Сопровождение действиями строк стихотворения. |
Упр.: “Подуй на шарик” Спокойный вдох (дети делают вдох, положив руку на грудь и чувствуют, что грудная клетка поднялась), подуть на шарик: “Фу-у-у” (почувствовать, что грудная клетка опускается). Упражнение с перерывом проводится 6-7 раз. |
|||
Посуда | |||||
Раз, два, три, четыре Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши , повторить Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой по кругу Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики по одному Мы посуду перемыли Одна ладонь скользит по другой Только чашку мы разбили, Загибают пальчики по одному Нос у чайника отбился, Удар кулачками, хлопок. |
Вот большой стеклянный
чайник, Надули живот, одна рука на поясе, др. изогнута, как носик Очень важный, как начальник Присели, одна рука на поясе Очень хрупкие, бедняжки. Кружатся, рисуя руками круг Только стукни- разобьются. Потянулись, руки вверх сомкнуть над головой Голова на тонкой ножке. Легли на ковёр, вытянулись. |
Упр.: “Буль-бульки” Упр.: “Мы мычим” Длительно произносить звук [м], используя тактильный контроль тыльной стороной руки логопеда и ребёнка. |
|||
Продукты питания | |||||
Компот Мы будем
варить компот, Левая ладошка “ковшиком”. Указательным пальцем правой руки “мешают” Будем яблоки крошить, Загибаем пальчики по одному, начиная с большого. Грушу будем мы рубить. Опять “варят” и “мешают” Угостим честной народ. |
На кухне Как много у
мамы на кухне работы, Обед получается вдвое вкусней. |
Упр. “Остудим чай” Развитие глубокого вдоха и выдоха, комбинированного дыхания (вдох через нос, выдох через рот). Упр. “Закроем ворота” Тактильный контроль выдыхаемой воздушной струи через нос при произнесении звука [и] Чистоговорка Еле-еле Лена ела, |
Домашние птицы | ||
Собрать горошины по одной на
ударный слог. Зёрнышки все, что хозяйка
давала, |
Петух Ах, красавец – петушок! |
Упр. “Подуй на перышко” Упр. “Птичий двор”: повторить по 6 раз звукоподражания: Наши уточки с утра – кря (6р) Наши курочки в окно – ко (6р) Наши гуси у пруда – га (6р) |
Зимующие птицы | ||
Это птичка – соловей, Это птичка - воробей. Дети загибают по одному пальчику Это птичка – совушка, Машут, сложенными накрест ладонями Птички, птички, по домам! Машут обеими руками, как крыльями. |
Среди белых голубей Дети идут по кругу, в центре один ребёнок скачет. Скачет шустрый воробей. Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом Серая рубашка. Воробей в кругу пытается вылететь. Вылетай-ка, не робей. |
УПР.: “Сдуй перышко” Упр. “Кто как голос подаёт”. Подняться на носки, вдохнуть воздух через нос; опускать на выдохе и произнести: Ворона кричит “кар-кар”. |
Одежда. Обувь | ||
Игра с варежкой Маша варежки
надела: |
Перчатки Потеряли котятки
на дороге перчатки |
Упр. “Сдуй соринку с пиджака” Упр. “Песенка гласных: На выдохе пропевать гласные: Скороговорка на два выдоха: У девчонки, у Варюшки |
Зима | |||
Падал снег на порог. Дети 2 раза медленно опускают ладони на стол. Кот слепил себе пирог. “Лепят” пироги. А пока лепил и пёк, “Бегут” пальчиками по столу Пирожки себе пеки Опять “лепят” Не из снега - из муки. |
Снеговик Давай,
дружок, смелей, дружок, Дети идут по кругу, “катят” перед собой “ком” Он превратился в толстый ком Останавливаются, 2-руками показывают- круг И станет ком – Снеговиком. Показывают 3 – круга разного размера Его улыбка так светла! Показывают улыбку руками на лице Два, глаза, шляпа, нос, метла. Прикрывают ладонями: глаза, нос. Встают прямо, держа “метлу” Но солнце припечёт слегка – Медленно приседают Увы! – и нет Снеговика. Пожимают плечами, разводят руками. |
Упр.: №1 “Снег” Упр.: “Подуй на шарик” - на выдохе подуть на шарик “Фу-у-у” (упр. повторить 6-7 раз с перерывом). |
|
Зимние забавы | |||
Снежок Раз, два, три, четыре. |
Зимнее новоселье А
сегодня у зимы новоселье, |
УПР. “Согрей снежинку” Вдох через нос, выдох резкий, теплым воздухом со звуком [х] Упр. “Сдуй снежинку” №1 Упр. “Прокати снежный ком” |
|
Новый год | |||
Дед Мороз принёс подарки: “Шагают” пальчиками по столу Буквари, альбомы, марки, Загибают пальцы на правой, затем на левой руке Кукол, мишек и машины, Делают из пальчиков мордочку с ушками Гав! Гав! |
С Новым годом! С Новым годом! Стоят лицом в круг, кланяются Здравствуй, дедушка Мороз! Идут по кругу с “ёлкой” на плече Ёлку нам уже принёс. Руки вверх, говорят на вдохе Загорелась, как всегда, Руки вниз на выдохе произносят фразу Самым ярким жарким светом Руки вверх говорят на вдохе Пятикрылая звезда Руки вниз говорят на выдохе |
Упр.: “Сдуй снежинку” Упр.: “Воет вьюга” На выдохе пропевание звука [у], сменяя силу голоса. |
Дикие животные | ||
Есть у каждого свой дом У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному на каждое животное Есть нора - надёжный дом, Удары ладонями и кулаками. Поочерёдно. |
На водопой Жарким днём
лесной тропой Идут спокойно друг за другом За мамой лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая За мамой лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках За мамой ежихой катился ежонок, Приседают За мамой медведицей шёл медвежонок, Идут в перевалку За мамою белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку За мамой зайчихой косые зайчата, Скачут на выпрямленных ногах Волчица вела за собой волчат, Идут на четвереньках Все мамы и дети напиться хотят. Лицом в круг, нагнувшись, “лакая” воду |
Упр. “Кто как голос подаёт?” Поднять руки над головой, ладонями касаясь друг- друга- вдох через нос, опустить руки вдоль туловища, выдох. На выдохе пропевание гласных: Волк воет – у-у-у Скороговорка на одном выдохе: волки рыщут, пищу ищут. |
Домашние животные | ||
Дай молочка, Бурёнушка, Дети показывают, как доят корову Хоть капельку – на донышке. Делают “мордочки” из пальчиков Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику Молочка для кашки! Снова “доят” Молоко коровье. |
Как мы поили телят. Стало жарко, будто в печке, Дети идут в хороводе Замолчали птицы. Идут; взмахивая хворостинкой Мы телят погнали к речке - Встать на четвереньки Как навстречу бросился! Прыжок в круг Разогнал телят пугливых, Бегут по кругу на четвереньках Скачет, лает, косится…. Идут в хороводе По полям да стадам. Останавливаются, грозят пальцем Так что был не рад он. Идут по кругу на четвереньках У бедняги даже уши от стыда висели. Встают, ладошками изобр. висящие уши. |
УПР.: “Кто дольше” Учить сам-но следить за правильностью дыхания и распределением воздуха. Пропевание звука [ы]. Упр. “Кто как голос подаёт”. Звукоподражание из нескольких звуков: мяу, му, бэ, гав, иго-го. Скороговорка на два выдоха:. Свинья тупорыла, носом рыла, рыла, весь двор перерыла. |
Мебель | ||
Стоит в поле теремок, На дверях висит замок. Пальцы переплетены в замке Тот замочек не простой, Разжимают пальцы На полу там: стол и стул, Загибают пальцы по одному на каждый предмет Шкаф большущий у окна, Сжать-разжать пальцы обеих рук. В теремок гостей впускаем. |
Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. Маршируют на месте В шкаф повесим мы рубашку, Тянутся на носках. Наклон. Чтобы ножки отдохнули, “Садятся” А когда мы крепко спали, Ложаться на ковёр А потом мы с котом Присели “пьют чай” Чай с вареньем дружно пили, Маршируют. |
Упр.: “Сдуй пушинку со стола” Упр.: “Вода-водичка”. На выдохе дети долго и громко тянут звук [с], когда из крана течёт сильная струя воды. Когда капают отдельные капли, дети произносят отрывисто и тихо “с-с-с-с” |
Транспорт | ||
Игрушки Есть игрушки у меня: Хлопки в ладоши, удары кулачками друг о друга Паровоз и два коня, Загибают пальцы на обеих руках Серебристый самолёт, Хлопки, удары кулачками. Помогите сосчитать! |
Ракета А сейчас мы с вами,
дети, Маршируют На носки поднимись, Руки сомкнуты над головой, тянутся А потом руки вниз Бегут по кругу. |
На выдохе, меняя высоту и силу голоса пропевать три гласных звука: ауи, эоа, иыу. |
Профессии | ||
Почтальон Что принёс нам почтальон? Сжимают и разжимают кулачки С толстой сумкой ходит он. “Шагают” пальчиками Перевод, журнал, газету, На каждое наименование загибают пальчик, начиная с большого. В бандероли – две кассеты |
Плотник Мастер в руки взял
фуганок Имитация работы инструментами Их шурупами свинтил, Восхищение Прекрасный тот работник Ходьба на месте Зовётся просто - плотник. |
Упр. “Футбол” - задуть мяч в ворота |