“Дети должны жить в мире красоты,
игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”.
В.А.Сухомлинский
Актуальность
Время, в котором мы живем - это новый более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит переосмысление идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства.
В условиях, сложившейся в стране ситуации важная роль в воспитании принадлежит школе. Школа несет колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед обществом.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Помочь ученику овладеть ими, стать успешным и найти себя как можно раньше, поможет организованная система работы.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.
Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности.
Когда мы говорим о детской одарённости, то имеем в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды.
“Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности”.
Цель работы: создать благоприятные условия для развития одаренных детей.
Задачи.
- Выявить одаренных и способных учащихся.
- Отобрать среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
- Организовать систематическую работу с одаренными и способными детьми.
Ожидаемые результаты.
- расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов;
- рост личных достижений;
- создание атмосферы успеха;
- повышение качества образования и воспитания школьников;
- накопление опыта творческой деятельности;
- повышение количества учащихся, занятых в системе дополнительного образования.
Для выявления повышенных способностей ребенка были отобраны методики:
Для педагогов и родителей: (Приложение 1)
- карта интересов;
- “интеллектуальный портрет”;
- характеристика ученика;
- “карта индивидуальной одаренности”;
- оценка общей одаренности;
- “карта успешности школьников” .
Основные мероприятия по работе с одаренными детьми.
- разработка и внедрение программ по интересам;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- подбор исследовательских и творческих работ школьников;
- участие в научно-практических конференциях и семинарах по проблемам работы с одарёнными детьми;
Формы работы с одаренными учащимися:
- индивидуальные и групповые занятия по предметам с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- предметные кружки ;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
План мероприятий по организации работы с одаренными детьми.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Диагностика одаренных детей | Январь, май ежегодно |
Кл. руководитель, педагог-психолог |
2 | Создание и пополнение базы данных одаренных детей. | постоянно | Кл. руководитель |
3 | Организация и проведение школьных олимпиад. | Октябрь ежегодно |
Руководитель МО, кл. руководитель |
4 | Участие в районных, региональных олимпиадах | Ноябрь, декабрь ежегодно |
Кл. руководитель, руководитель МО |
5 | Организация исследовательской деятельности учащихся | постоянно | Кл. руководитель |
6 | Участие учащихся в школьных, региональных и Всероссийских конкурсах, интеллектуальных марафонах | постоянно | Кл. руководитель |
7 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | Постоянно | Учителя- предметники |
8 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | Постоянно | Администрация, кл. руководитель |
9 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | Сентябрь, январь ежегодно |
Кл. руководитель. |
10 | Разработка плана индивидуальной работы с одаренными детьми | Август, ежегодно | Кл. руководитель. |
11 | Составление рабочей программы занятий с одаренными детьми | 1 раз в неделю | Кл. руководитель. |
12 | Мониторинг результативности работы с одарёнными детьми. | Май, ежегодно | Кл. руководитель, педагог-психолог |
13 | Распространение опыта работы с одаренными детьми | В течение года | Кл. руководитель, педагог-психолог |
14 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей одарённых школьников | В течение года | Кл. руководитель, педагог-психолог |
Результативность
Учащиеся являются активными участниками и победителями предметных олимпиад, конкурсов разного направления, активно занимаются исследовательской работой и имеют призовые места в научно-практической конференции “Первые шаги в науку”.
Как сказал Василий Александрович Сухомлинский, выдающийся педагог-новатор: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”. И мы стараемся для своих детей в школе создать такие условия.
Список литературы
- Н.Б. Шумакова “Обучение и развитие одаренных детей”. Москва-Воронеж, 2004 г.
- А.И. Савенков “Одаренные дети в детском саду и школе”. Москва, 2000 г.
- С.Г. Яковлева “Интеллектуальный марафон: задания, решения, материалы”. Самара, 2009 г.