Цели:
- образовательные: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии;
- воспитательные: сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите;
- развивающие: развивать умение учащихся выделять главное, анализировать, делать выводы.
Задачи:
- формировать патриотическое сознание и гражданское поведение;
- развивать нравственные качества: гуманизм, честь, долг, доброту, милосердие;
- изучить участие в войне наших земляков
Оборудование и оформление:
- доска украшена плакатами и цветами;
- презентация (проектор и экран);
- для ветеранов приготовлены цветы и открытки.
План классного часа
1)Вступительное слово учителя
2)Историческая справка о ВОВ
3)Партизанское движение в Карелии
4)Карельские писатели о войне
5)Освобождение Карелии
6)Факты о Карельском фронте
7)Домашнее задание
8)Использованные ресурсы
Основополагающий вопрос: Необходимость сохранить память о войне, знать имена своих героев.
Тип занятия - комбинированный.
Методы обучения: словесные (объяснительно - иллюстративные); частично-поисковые; репродуктивные; исследовательские.
Контроль: текущий.
Формы работы:
- По содержанию – беседа, лекция при помощи слайдов, сообщение докладов учеников.
- По организации деятельности – фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.
Использование технологий: личностно ориентированной, технологии развивающего обучения, традиционного обучения.
Оборудование для учителя: фотографии о войне; презентация по данной теме, необходимое компьютерное оборудование.
Оформление доски: дата, тема классного часа, рисунки по теме Великой Отечественной Войны, сделанные детьми, фотографии о войне.
(слайд1) Тема: “Никто не забыт, ничто не забыто...”
Приветствие. Здравствуйте, ребята. Мы с Вами живём в мирное время. Нам не приходилось слышать взрывов снарядов и падающих бомб. Очень трудно поверить, что человеческую жизнь можно прервать за несколько секунд. Для нас с Вами война- это история, но мы живём, благодаря подвигу наших героев-земляков, освободивших нас от немецко-финнских захватчиков. Сегодняшний классный час посвящён этой теме.
(слайд2) “Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают родину”.
Ги де Мопассан. Звучит стихотворение.
(слайд3-4)Сообщение целей и задач классного часа:
- образовательные: дать краткую информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии;
- воспитательные: формирование у детей и подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите;
- развивающие: развивать умение учащихся выделять главное, анализировать, делать выводы.
(слайд5) Порядок работы:
1)Вступительное слово
2)Историческая справка о ВОВ
3)Партизанское движение в Карелии
4)Карельские писатели о войне
5)Освобождение Карелии
6)Факты о Карельском фронте
7)Домашнее задание
8)Использованные ресурсы
Учитель:
Звание герой - это степень отличия, которая присваивалась за героизм и мужество, проявленные защитниками Отечества в Великой Отечественной войне. Сегодня, празднуя День Победы, давайте вспомним страницы истории и имена наших героев. Ребята, Вы подготовились к сегодняшнему классному часу, и сейчас поделитесь своей информацией с нашими гостями (приглашены ветераны) и одноклассниками.
Война - конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме вооруженного противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.
(слайд 6-7) Выступает 1 ученик.
В этом году наша страна, весь мир отмечает в мае 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Четыре долгих года войны навсегда вошли в биографии людей старшего поколения. Их подвиг не померкнет в веках. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. В ночь на 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции. Между этими двумя датами лежат 1418 дней и ночей войны, какой еще не знало человечество по жестокости, разрушениям и человеческим жертвам.
Учитель: А что Вы знаете о Великой Отечественной Войне? (слайд 8)
- Учащиеся отвечают на вопрос (дома было задано узнать информацию о ВОВ, ребята объединяются в группы , делают рисунки и плакаты, готовят сообщения)
Учитель: За время ВОВ были понесены огромные людские потери СССР — 6,3 млн. военнослужащих убитыми и умерших от ранений, 555 тыс. умерших от болезней, погибших в результате происшествий, осужденных к расстрелу (по донесениям войск, лечебных учреждений, военных трибуналов) и 4,5 млн. попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население на оккупированной территории и повышенную смертность на остальной территории СССР от невзгод войны) — 26,6 млн. человек.
Учитель: А что вы знаете о войне в Карелии?
(слайд 9-10) Выступает 2 ученик.
В 1941—1944 годах финская армия оккупировала восточную Карелию, которая никогда не принадлежала ни Финляндии, ни Швеции, в составе которой находилась Финляндия до 1809 года. В Карелии был установлен режим террора, направленный против нефинноязычного населения этой территории. С 1941 по 1944г. финны занимали здание Национального музея Карелии, здесь была их администрация. Дважды сюда приезжал финский маршал Маннергейм. Он планировал расширить границы Финляндии до Белого моря и присоединить Кольский полуостров, но его попытки оказались безуспешными.
(слайд11-12) Выступает 3 ученик.
На территории оккупированной Карелии действовало 10 финских концентрационных лагерей, из них 6 в Петрозаводске. За годы оккупации через них прошло около 30 тысяч человек. Около трети из них погибло. Ученик читает стихотворение Ивана Костина.
Не греет сырая осина,
Чужая не топится печь,
И вышел запас керосина,
чтоб старую лампу зажечь.
Закрыты все русские школы.
Мать каждым куском дорожит,
И лик поясного Николы
В лучиновом свете дрожит...
Учитель: (слайды 13-15) Значительную роль в разгроме сил противника сыграли партизанские отряды, которые стали создаваться еще в начале войны. Один из них был отряд “Мстители”, состоящий из партизан Пудожского района под руководством Григорьева И.А. В очень тяжёлых условиях пришлось выполнять военные задачи нашим партизанам. Несмотря на большие трудности бригада, под командованием Григорьева И.А.только зимой 1941-42 года провела 67 боевых операций в тылу врага. Летом того же года совершила 700-киллометровый рейд. Отряд уничтожал полевой кабель, технику противника, организовывал лесные пожары, подрыв железнодорожного полотна и мостов, доставлял точные и важные сведения командованию о расположении сил противника. Но они встречали на своём пути и сложности. Первая заключалась в суровых климатических условиях и трудности в пересечении местности по непроходимым болотам и лесам. Вторая сложность-это голод. Многие партизаны умерли не от пуль врага, а от голода. Отряд “Мстители” был послан в тыл врага, в количестве 648 человек, а вернулись только 196человек. Бригада не выполнила боевого задания, но сделала, казалось бы, невозможное. В самый опасный и решающий период войны, когда немецко-фашистские войска стремительно рвались к Волге и Кавказу, когда на юге оборонительных боях полностью гибли полки и дивизии, она мужественно сражалась с десятикратно превосходящими силами противника на его территории. Притянув к себе весь стратегический резерв финнов на Масельгском направлении, в течение целого месяца. И то, что противнику не удалось добиться своей цели и уничтожить бригаду, что она во главе со штабом вышла в свой тыл, стало важнейшим психологическим фактором в дальнейшем ходе партизанской войны на севере.
Учитель: расскажет нам об отряде Григорьева И.А. 4 ученик (приложение 1)
Учитель: ребята, оказывается, об этих событиях написано в книге Д.Я.Гусарова “За Чертой милосердия”
Дмитрий Яковлевич Гусаров воевал в Карелии, в отряде “Боевые друзья”, участвовал в двенадцати походах партизан по тылам финской армии. В 1944 году был тяжело ранен, долгое время лечился в архангельском госпитале. После войны Гусаров стал писателем. Роман Д.Я.Гусарова “За чертой милосердия” опубликован в "Роман - газете", дважды издан в Финляндии, переведен на венгерский язык. По нему был поставлен одноименный спектакль на сцене Финского драматического театра в Петрозаводске.
Учитель: В этом романе в 22 главе приводится рассказ о моём дедушке Соболеве И.Ф., который был партизаном в отряде Григорьева (приложение 2, приложение 3)
Учитель: Карелия известна многими героями войны. Многие из них представлены на сайте: http://library.karelia.ru/karelfront/page8.html
Наши ребята подготовили рассказы о некоторых из них. Это Анна Лисицына, Мария Мелентьева, Николай Репников, Андрей Пашков, именами, которых названы улицы в Петрозаводске и Беломорске. Ученики 5-8. (слайд 21) (приложение 4, приложение 5, приложение 6, приложение 7)
Учитель: Наша школа тоже известна своим героем. Владимир Николаевич Пчелинцев обучался несколько лет в нашей школе. Ученик 9:
Владимир Николаевич в Сентябре 1941 года стал одним из зачинателей снайперского движения на Ленинградском фронте. 6 Февраля 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза. Всего уничтожил 456 солдат и офицеров противника, в том числе не менее 14 снайперов (приложение 8)
Учитель: 30 сентября 1944 года советские войска дошли до современной границы Карелии и выдворили последнего финского солдата с территории республики (слайд 22).
О Карельском фронте известны несколько интересных фактов:
Ученики 10-11 (слайды 23-26).
1) Карельский фронт действовал дольше всех других фронтов Великой Отечественной — с 23 августа 1941 по 15 ноября 1944 г.
2) Карельский фронт имел самую большую протяжённость среди всех фронтов — до 1600 км в 1943 г.
3) Имел особо сложные северные природно-климатические особенности.
4) Карельский фронт не отправлял в тыл страны на ремонт военную технику и вооружение. Этот ремонт делался в специальных частях и на предприятиях Карелии и Мурманской области.
5) Только на Карельском фронте для подвоза грузов использовались такие виды транспорта, как оленьи и собачьи упряжки.
6) На Параде Победы сводный полк Карельского фронта шёл первым. С тех пор традиционно на парадах 9 мая знамя Карельского фронта несут первым среди знамён фронтов.
Учитель (слайд 27): Мы изучаем историю войны, поэтому создали классный уголок “Партизанское движение в Карелии” (слайд 28) Не прекращается дискуссия о цене победы, но не подвергается сомнению бесспорный факт: подвиг советского народа, отстоявшего в жестокой и бескомпромиссной битве за независимость нашей Родины.
(слайд 29) Историк В.О. Ключевский сказал: "Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего...", и это действительно так. Задумайтесь только, сколько армян погибло при освобождении Сталинграда, сколько русских при освобождении Киева, сколько украинцев при освобождении Кавказа? Война не имеет национальностей. В ходе нашего исследования мы убедились, что наши земляки сыграли большую роль в Великой Победе. Выяснили, что необходимо сохранить память о войне. Вручение цветов и открыток ветеранам.
Учитель (слайд 30): Что нового Вы узнали о войне? Кого из выпускников нашей школы можете назвать, как героев войны? Какие факты можете назвать о войне? Какие выводы можете сделать о войне? Что можно сделать, чтоб не было войны? Выяснили, что необходимо сохранить память о войне.
Учитель (слайд 31) Домашнее задание можно выполнить по желанию. Нарисовать плакат о войне, написать сочинение по теме: “Что бы я сказал президенту Украины...” или сделать презентацию: “История моей семьи в истории войны”
(слайд 32-33)
Литература.
- "Давайте, люди, никогда об этом не забудем:": литературно-музыкальная композиция //Открытая школа: Научно-методический журнал, 2010 - №3 - стр.18.
- Поговорим о войне: классный час, посвящённый Дню Победы // Классный руководитель, 2010 - №2 - стр.47-53
- Тема номера: День Победы// Классное руководство и воспитание школьников: Издательский дом "1сентября", 2009 - №8 - стр.2-38
- Бабин А.И. Карельский фронт в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: военно-исторический очерк. М.: Наука, 1984. - 358с.
- Гардин Е.С. Героям Родины слава ! Петрозаводск: Карелия, 1985. – 302 с.
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы”, М.: 2006.
- Гусаров Д.Я.За чертой милосердия. Петрозаводск: Карелия, 1977.– 360с.
- Климова А.В. Макуров В.Г. По обе стороны Карельского фронта, 1941-1944: документы и материалы . Петрозаводск: Карелия, 1995. – 636 с.
- Костин А.Г. Пудожане на войне: письма и воспоминания участников войны. Пудож: Приз, 1995. – 106 с.
Ресурсы интернет.
- http://www.pobeda1945.su/frontovik/24148
- http://writerstob.narod.ru/writers/gusarov.htm
- http://pobeda.gov.karelia.ru/Veteran/memory.html
- http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2008
- http://www.otvoyna.ru/gertva.htm
- http://avtor.karelia.ru/elbibl/gnetnev/karelskij_phront.pdf
- http://findfactsabout.ru/p/1499783
- http://library.karelia.ru/karelfront/main.html