Правильное питание оказывает значительное влияние на физическое и умственное развитие личности. Недаром древнее изречение гласит: “ты есть то, что ты ешь”. Особенное внимание следует уделять питанию школьников, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического и психического здоровья человека.
Составление полноценного рациона школьника должно осуществляться с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только испытывает большую психологическую и физическую нагрузку, но одновременно растет, развивается, и для этого он должен получать полноценное питание.
Начиная с 5 класса учащиеся получают общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, пищевой ценности и совместимости продуктов, о роли витаминов в обмене веществ, о пищевой ценности продуктов
Урокам кулинарии в 5 классе начинаются с рассказа об истории возникновения и значении хлеба в жизни. Наша школа имеет уникальную возможность не только теоретически ознакомить учащихся с вопросами хлебопечения, но и осуществить практические занятия по выпечке хлеба. Такую возможность мы получили благодаря сотрудничеству с фирмой “ПАНАСОНИК”, которая предоставила в наше распоряжение самую современную бытовую технику для приготовления пищи. В частности, с помощью хлебопечи весь технологический процесс выпечки хлеба осуществляется автоматически, тем самым высвобождая время урока для исследовательской и экспериментальной работы.
В 5 классе мы начинаем на уроках технологии осуществлять экспериментальную деятельность, выполняя с учащимися ряд проектов в области рационального питания. Эксперименты по разработке рецептов биологически полезного хлеба дают благодатную почву для формирования правильного представления о здоровом питании. Затем юные кулинары знакомятся с блюдами из овощей и видами тепловой обработки овощных продуктов (варкой, жарением, тушением, запеканием, пассерованием) и изучают способы определения их готовности.
Принципиальное отличие методов реализации этих задач от традиционных технологий приготовления пищи заключается в том, что все процессы осуществляется с использованием современной техники фирмы “ПАНАСОНИК”. Процесс варки продуктов происходит не в кастрюле, где теряется значительное количество витаминов, а обжаривание приготовляемых блюд – не на сковороде со значительным количеством жиров, образующих при перегревании канцерогенные вещества и требующих повышенной безопасности из-за возможности ожогов брызгами раскалённого жира.
Фирма “ПАНАСОНИК” предоставила учащимся нашей школы возможность использовать на занятиях мультиварку, конвекторную микроволновую печь, блендер-соковыжималку, мясорубку, хлебопечь, что не только облегчило преподавание основ кулинарии, но и изменило наши представления о приготовлении пищи, превратив занятия в увлекательный для учащихся высокотехнологичный процесс.
Например, мультиварка – это универсальный и компактный прибор, который заменяет духовой шкаф, пароварку и варочную плиту, а блюда, которые мы приготовляем в мультиварке, не только очень популярны, но и полезны для здоровья.
В мультиварке тепловая обработка продуктов осуществляется при помощи пара. В условиях учебной деятельности это устройство удобно тем, что его можно использовать (варить, тушить, выпекать) не только в ручном режиме, но и в автоматическом, то есть, нет необходимости задавать время приготовления и температуру, это делает процессор мультиварки.
При выборе способов приготовления пищи и освоении кухонной техники учащиеся широко используют микроволновую печь, в которой кулинарные процессы осуществляются очень быстро. Они видят, что большинство рецептов, приготавливаемых в микроволновке, не предполагают использования растительного масла или животных жиров; в то же время витамины и различные полезные вещества, содержащиеся в продуктах, после такой термообработки сохраняются. При этом не нужно постоянно вмешиваться в процесс приготовления блюда, перемешивая, переворачивая и т.п.. Фирменным блюдом по теме “Тепловая обработка овощей” в 5 классе является цветная капуста с сыром, панированная в сухарях.
Программа кулинарии 6 классов включает приготовление блюд из круп. Автоматический режим работы мультиварки значительно облегчает приготовление таких блюд, как греча, плов, молочная каша. Эксплуатация мультиварки идеально вписывается в регламент урока: её возможности позволяют отсрочить старт, не прерывая хода лекции, отлучиться на перемену, не опасаясь, что пища подгорит или остынет. Чаша микроволновки позволяет четко вымерять соотношение жидкости – крупы, а благодаря тефлоновое покрытие чаши, препятствующее пригоранию, позволяет количество жиров. Неоспоримое преимущество мультиварки в том, что она безопасна для детей, поскольку при её использовании исключается применение открытого огня, кипящей воды, пара и брызг горячего жира. В ручном режиме работы мультиварка позволяет варить супы, делать выпечку и готовить блюда на пару.
Программа курса шестого класса расширяет знания учащихся в области физиологии питания, знакомит их со значением минеральных веществ и микроэлементов, их ролью в жизнедеятельности организма.
В рамках проекта “Учись правильно питаться и готовить с фирмой “ПАНАСОНИК”” было проведено исследование суточного рациона учащихся 6 – 7 классов. Дети фиксировали режим приема пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) с указанием времени и потребляемые продукты. Полученные данные выявили неутешительные факты.
Во-первых, выяснилось, что большая часть школьников либо вовсе пренебрегает завтраком, либо имеет неполноценный и далеко не полезный завтрак (бутерброды и т.п.). Детям, отказавшимся от завтрака, гораздо труднее сосредоточиться, они хуже запоминают новый материал. Дефицит энергии, которую недополучил мозг, вызывает стресс, дети гораздо медленнее справляются с простейшими заданиями, быстро устают и часто болеют.
Во-вторых: настораживает качество потребляемой пищи, хотя известно, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения.
Мало дать школьникам знания по технологии приготовления пищи, следует также научить их правильно питаться.
Моя задача, как учителя технологии, состоит в том, чтобы убедить школьников в необходимости рационального питания, как одного из основных условий их гармоничного развития, объяснить, что на школьные годы приходятся процессы роста, увеличения костного скелета и мышц, сложной перестройки обмена веществ и деятельности эндокринной системы, развития головного мозга и т.п., связанные с окончательным созреванием и формированием человека.
Анализируя информацию о режиме питания, приведенную в работах учащихся 6 – 7 классов, следует сделать вывод, что за время нахождения в школе многие из них либо не едят, либо утоляют голод быстрой, но вредной пищей. Поэтому в ходе изложения теоретического материала затрагиваю тему соблюдении режима питания и предлагаю график принятия пищи для детей школьного возраста – два завтрака, обед и ужин.
Первый раз завтракать следует около 7.30 утра, второй – в школе, чтобы активно работающий мозг получил дополнительное количестве питательных веществ. Период с 13 до 15 часов является оптимальным временем для обеда. В это время активно работают все органы пищеварения, обеспечивая хорошее расщепление и усвоение пищевых масс, т.е. все съеденное будет полностью усвоено. Причем важно осуществлять горячее питание, что гораздо полезнее, чем поедание на ходу пирожков, бутербродов, чипсов, других продуктов быстрого питания.
Оптимальным временем для ужина является период с 19.00 до 19.30. но не позднее, чем за 3-4 часа до отхода ко сну. Во второй половине дня предлагается полдник, поскольку многие дети посещают кружки и секции дополнительного образования, где тратят немало энергии.
Ещё одна проблема, которая была выявлена при исследовании режима питания школьников – это несоответствие калорийности пищевого рациона суточным энергетическим затратам. Нижний предел потребляемых калорий в составлял около 500. Научно обоснованное количество калорий, необходимое ребенку, значительно варьируется в зависимости от уровня его физической и умственной активности и возраста и составляет от 2300 до 2500 и выше (для детей, занимающихся спортом).
Следующим этапом наших исследований было изучение сбалансированного соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров, углеводов) и соответствие их химического состава требованиям рационального питания. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, минеральными солями и витаминами.
Особенно важно для растущего организма получение достаточного количества белка. Белки – это основной материал, который используется для построения тканей и органов. Белки, нельзя заменить никакими другими веществами так как они содержат азот. Важно включать в рацион молочные и мясные продукты, содержащие кальций, помогающий росту костей (например, очень полезен в этом плане творог).
На экспериментальных уроках учащимися 7-х классов были разработаны и внедрены на практике рецепты белковых блюд. Пользующиеся наибольшей популярностью у детей мы представили в презентации: это сырники с медом и отрубями, скумбрия в овощной “шубе”, фаршированные рубленой курицей и овощами перцы и помидоры.
Учащимися 6-х классов была разработаны рецепты оздоровительных фрешей и смузи на основе белковых молочнокислых напитков.
Важная часть пищевых продуктов – углеводы, которые являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов. Они служат источником энергии, а также выступают в качестве запасных питательных веществ. Быстрые, или простые углеводы быстро усваиваются организмом и также быстро им тратятся (они содержатся, например, в кондитерских изделиях). Медленные, или сложные углеводы (крахмал, гликоген, клетчатка, инсулин, пектиновые вещества) медленно высвобождают сахар в кровь, чем поддерживают постоянный уровень энергии и помогают дольше сохранять чувство насыщения. Медленные углеводы содержатся в картофеле, зерновых и бобовых культурах, дрожжах, морепродуктах, фруктах. Широко обсуждаются на уроках вопросы потребления углеводов. Очень важно показать учащимся, что предпочтительнее потреблять сложные углеводы, а доля быстрых углеводов должна быть умеренной, не превышая ? рациона, поскольку неумеренное потребление ведет к ожирению и диабету. Совместно приходим к выводу, что вместо сладких булочек и конфет существуют фрукты, ягоды, мёд и сухофрукты, а это намного полезнее. Что же касается медленных углеводов, то шестиклассники предложили рецепт овсяной каши “Бодрость” с изюмом, орехами на меду и добавлением живых фруктов.
Жиры являются главным поставщиком энергии организма, а жировые запасы в теле необходимы для поддержания и амортизации внутренних органов а также для их теплоизоляции. Показываем, что все виды жира по-своему полезны и необходимы, но надо отдавать предпочтение растительным маслам (желательно, нерафинированным) и не забывать о сливочном масле, но использовать надо качественный продукт, без различных добавок. Достаточное количество жира содержится в сливках, сметане, мягких сырах, свинине, мясе индейки и утки.
Обязательным условием правильного питания школьника является гармоничное сочетание блюд, оно предполагает употребление продуктов, богатых витаминами и микроэлементами. Особое внимание следует уделить продуктам, в которых содержится витамин В6. Достаточное количество этого витамина содержится в бобовых, орехах, шиповнике, моркови, отрубях. Вполне заслуженно витамин В6 именуют витамином памяти. Он стимулирует концентрацию внимания, успокаивающе действует на нервную систему.
Для поддержания активной мозговой деятельности, особенно в период экзаменов, рекомендуется добавить в рацион продукты, богатые глюкозой.
Чтобы изменить психологию ребенка – “что вкусно, то вредно, а что невкусно, то полезно” учащиеся делают доклады о полезной и вредной пище. Это приводит к осознанию того, что вредная еда воздействует на организм так пагубно, что никакой, самый заманчивый вкус не стоит отрицательных последствий от её употребления. Сюда относятся сладкие газированные напитки, т.к. в их состав входит большое количество искусственных добавок (консервантов, подкислителей, подсластителей, ароматизаторов, эмульгаторов, пищевых красителей) и различных кислот. Показываем, что Sprite растворяет накипь в чайнике, а Cola может использоваться как пятновыводитель. Поэтому следует утолять жажду обычной водой или натуральными свежевыжатыми соками, получить которые соковыжималка фирмы “ПАНАСОНИК” позволяет на уроке.
В популярные у детей чипсы при изготовлении добавляют синтетические ароматизаторы, усилители вкуса и т.п. а в колбасу куда кроме мяса добавляют в больших количествах сою, муку, крахмал, шпик, а также стабилизаторы окраски, усилители вкуса и добавки для увеличения веса.
На уроках рассматривается роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека их значение для правильного питания, содержание их в пищевых продуктах а также суточная потребность в солях и методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке.
Составляя рацион для школьника, необходимо помнить о балансе витаминов, минеральных солей и микроэлементов. На уроках технологии мы подробно изучаем влияние витаминов на детский организм.
Витамин А улучшает сопротивляемость организма, отвечает за состояние зрения, содержится в рыбе, печени, моркови.
Витамин В1 укрепляет нервную систему и память. Этот витамин находится в овощах, мясе птицы.
Витамин В2 влияет на состояние нервов, содержится в яйцах, молоке, капусте брокколи.
Витамин В6 отвечает за нормальную работу печени, улучшает кроветворение, благотворно влияет на функции нервной системы. Этот витамин содержится в яичном желтке, пивных дрожжах, бобовых и в цельном зерне.
Витамин В12 стимулирует рост, способствует кроветворению, улучшает состояние центральной и периферийной нервной системы. Содержится в мясе, сыре, морепродуктах, яичном желтке, буром рисе, соевых бобах, помидорах.
Витамин С полезен для иммунной системы, соединительной ткани и костей, ускоряет заживление ран. Витамина С много в шиповнике, облепихе, сладком перце, чёрной смородине, лимоне.
Витамин D укрепляет зубы и кости. Витамин D находится в печени, икре, яйцах, молоке.
Витамин Е замедляет старение. Он содержится в орехах и растительных маслах.
Витамин К отвечает за нормальную свёртываемость крови. Этот витамин находится в шпинате, кабачках, салате и белокочанной капусте.
Таким образом, проект “Готовь и правильно питайся с фирмой “ПАНАСОНИК”” позволяет учащимся не только получать знания о рациональном и сбалансированном питании, осваивать технические новинки облегчающие процесс приготовления, проводить кулинарные эксперименты и исследования, а побуждает интерес к профессиям связанным с “Технологией приготовления пищи”.