Тип урока: урок-повторение.
Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов, презентационной поддержкой и элементами театрализованного представления.
Оборудование: ноутбук, компьютеры, подключённые к Интернету, мультимедийный проектор, карты и атласы по истории древнего мира, карты самоконтроля, тексты саамского мифа.
Интернет-сайт: www.kukarka.ru
Цели урока.
Образовательные:
обобщить представления обучающихся о религии древних народов;
сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции;
сосредоточить внимание ребят на общих закономерностях возникновения религиозных верований
Развивающие:
способствовать развитию умений и навыков анализа, сравнения, сопоставления,
развивать абстрактное и образное мышление, память, внимание, умение работать самостоятельно;
учить делать выводы, высказывать и защищать свою точку зрения;
расширять словарный запас учащихся и их кругозор.
Воспитательные:
формировать интерес и уважение к культуре и традициям разных народов.
Коррекционные:
развитие речемыслительной деятельности.
Задачи урока:
- формировать навыки работы с учебной и справочной литературой, исторической картой, Интернет-ресурсами, отвечать полно и аргументированно;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся посредством включения их в поисковую работу по сети Интернет, интерес к истории, к чтению, развивать творческие способности детей;
- развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские).
Методы и приёмы: иллюстративно-демонстрационный, эвристический, приёмы технологии критического мышления.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Слайд №1. Презентация
“Боги ль на землю сошли и явили свой образ,
Или на небо мы сами богов узреть восходили?”.
Сегодня наш урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Откройте свои тетради, запишите дату и тему нашего урока.
На столах у вас лежат карты самоконтроля, в этой карте вы будете отмечать каждый этап урока, в котором вы примите участие. Вы должны контролировать свою речь: говорить правильно, не торопиться, проговаривать поставленные звуки, правильно формулировать предложения и полным ответом отвечать на вопросы.
Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религиях Древнего Востока.
Какие мысли возникают у вас при слове “религия”? Слайд №2 (шторка закрыта).
Ответы учащихся:
- связь с природой;
- сверхъестественные силы;
- покровительство чего-то или чему-то, т.е. защита, помощь;
- вера в богов;
- образ жизни.
Бог – это сверхъестественное существо, обладающее нереальной силой власти.
Запись определения в тетрадь.
(Слайд №2. На интерактивной доске появляется схема и запись, кто такой бог)
Учитель
У всех народов возникают религиозные верования, т.е. вера в сверхъестественные силы, вера в богов. Слайд №3. На слайде зашифрованы понятия и названия богов древних стран. Вам нужно соединить слоги так, чтобы получились слова.
Пантеон
Амон – ра
Ганеша
Мифы
Осирис
Дионис
Посейдон
Олимп
(1 ученик работает у доски, читает слова, даёт объяснения, остальные в тетрадях по истории записывают получившиеся слова)
- Как вы думаете, почему возникают верования в сверхъестественные силы?
(Ответы учащихся)
Люди не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь, поэтому они верили, что существует сила, которая над ними властвует.
- Что мы можем узнать о народе, если будем изучать религиозные верования?
(Ответы учащихся)
Если будем изучать религию народов мы узнаем о занятиях людей, об отношениях друг к другу, о древних богах, представить мир, в котором жили народы, их одежду, пищу, с кем воевали.
Слайд №4.
Цели и задачи урока:
- повторить и закрепить знания о религии древних греков;
- сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней
Греции;
- выяснить особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов и попытаться объяснить, почему в Греции появились именно такие боги;
- совершенствовать умения работать с исторической картой, Интернет-ресурсами, интерактивной доской;
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это?
Это – КАРТА.
Изучая религию народов мы обязательно обращаемся к месту, где жили эти народы. Где расположена Древняя Греция?
(Ответы учащихся.)
Древняя Греция расположена на юге Европы на Балканском полуострове, который омывается Средиземным морем. Древняя Греция делилась на три части: Северная Греция, Средняя Греция и Южная Греция или Пелоппонес. На территории Греции нет больших рек, таких как Нил в Древнем Египте, много гор и возвышенностей. Поэтому греки занимались торговлей и мореплаванием. Были хорошими моряками.
Учитель:
Перед вами карта Древней Греции. На ней показаны объекты, но показаны они неправильно. Нужно выйти к доске и исправить ошибки. Слайд №5.
(Работа с интерактивной доской, на местах дети работают с картой Древней Греции)
Микены
Фивы
Афины
Олимп
Олимпия
о. Крит
Средиземное море
о. Итака
Проверка выполненного задания, ответы учащихся.
Тот ученик, который выполнял задание у доски, отвечает на вопросы:
Микены, Фивы, Афины - это …?
Крит и Итака – это …? с кем или с чем они связаны?
Чем отличается Олимпия и Олимп?
Олимпия – это город в Средней Греции. В этом месте Зевс одержал победу над своим отцом Кроном. Здесь раз в четыре года греки устраивали Олимпийские игры.
Олимп – это священная гора, которая расположена в Северной Греции, где жили греческие боги, здесь всегда царит вечное лето и светит солнце, смертные не поднимались на неё, так как боялись, что боги их ослепят. Слайд №6.
Опрос домашнего задания: рассказы детей о главных богах Древней Греции.
Зевс. Слайд №7.
Посейдон. Слайд №8.
Аид. Слайд №9.
Не забывайте отмечать свою активность на листах контроля.
Ребята, как вы думаете, почему в религии египтян не было бога грома и молний, бога моря?
(Ответы учащихся.)
Это связано с разными природными условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, как в Греции, соответственно нет грома и молний, а Средиземное море не играло в их жизни особой роли: египтяне боялись ходить в море, за них это делали финикийцы. В Греции нет реки подобной Нилу, от которой зависела бы жизнь людей, зато много дождей, и греки были отличными мореплавателями, осваивали Средиземное море.
Слайд №10.
Учитель: Давайте представим, что мы собрались на божественной горе Олимп. Вершина этой горы уходит далеко в облака, здесь всегда светит солнце, поют птицы. Этот райский уголок создан для богов Греции. Они собираются сюда для решения вопросов и обсуждения своих дел. Никто из смертных не может подниматься на гору Олимп: если Боги увидят человека, они могут испепелить его. Поэтому греки опасаются подходить близко к горе. Чтобы не навлечь гнев богов, нам нужно затаиться и ничем не выдавать своего присутствия. Давайте послушаем, для чего боги собираются сегодня? Слышите музыку? Это приближаются боги Олимпа… Слайд №11.
Театрализованное представление
Зевс: Братья мои! Я призвал вас сюда, в этот укромный уголок божественной горы Олимп, чтобы решить важный вопрос. Из года в год мы враждуем друг с другом, но так и не можем решить, кто из нас главный.
Аид: Зевс, ты мой брат! Но я не хочу подчиняться чьей – то воле! Дайте мне право власти! Мы можем поделить наши владения!
Посейдон: Вы забываетесь! Кажется, вы не учитываете моего присутствия! Аид смеет требовать власти! А я буду бороться! Ведь я тоже Бог, а боги – бессмертны!
Зевс: Давайте тянуть жребий.
Тянут жребий.
Зевс: Буду властвовать над Богами, людьми, прочей живностью на всей земле.
Посейдон: Я беру под свою власть всю водную стихию. И пусть трепещет всякий, кто разгневает Посейдона – бога морей!
Аид: Что ж, раз смертные вами поделены, я буду править умершими. Подземное царство мёртвых – теперь мой дом. И даже ты, Зевс-Громовержец, не сможешь вмешаться в мир мёртвых.
Зевс: Хорошо, братья, пусть будет так, как мы решили. Теперь нужно объявить о нашем решении смертным и богам.
Посейдон: Мы собрались здесь, чтобы объявить вам свою волю. Я, сын божественной Реи, хочу, чтобы все жители морские, а также моряки и путешественники отныне признали мою власть над морской стихией. Где ударит мой трезубец – будет бить ключом вода морская, солёная! На непокорных пусть падут смерчи, а покорные да учтивые будут по глади морской плавать беспрепятственно.
Зевс: Только Зевсу – отцу небес подвластна молния. Я могу испепелить любого, восставшего против меня, всякую тварь живую! Бойся всякий, осмелившийся возразить Зевсу, ибо кара моя будет великой!
Аид: Я, старший сын божественной Реи, уступил моим братьям право власти на земле. Но там, где царит вечная мгла, где души умерших живут вечность, там будет моё вечное правление и царство. Грозный трёхглавый Цербер всех пропустит в тёмные залы, но никто не сможет выйти из него.
Зевс, Посейдон, Аид – вместе. Такова наша воля. Вам остаётся покориться нашей воле и признать нашу власть.
Учитель:
Боги ушли, но оказались рассеянными, оставили свои вещи. Давайте им поможем разобраться! Слайд №12.
Работа на интерактивной доске
Учитель:
Проверка домашнего задания. В Интернете вам нужно было найти материал о пище богов. Слайд №13.
Сообщение учащихся о пище богов – нектаре и амброзии, объяснение значений этих слов.
Учитель:
Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа, исчезли густые леса. Никто не верит теперь в то, что на вершине Олимпа живут боги. Люди больше не молятся олимпийским богам, как не молятся и богам древних египтян. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы.
Почему сейчас люди не верят в Олимпийских богов? Объясните, почему учёные изучают легенды и мифы?
Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить. Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.
Угадайте, кто из героев мифов мог бы выразить своё родительское горе такими словами:
А. “Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек – не птица, но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо!”.
Дедал. Миф “Дедал и Икар”. Слайд №14.
Б. “Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!” Тесей. Миф о Тесее и Минотавре. Слайд №15.
В. “Увы, память моя ослабела. Теперь о прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков!” Дедал. Слайд №14.
Г. “До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжёлое!” Геракл. Слайд №16.
Д. “Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые тёмные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?” Прометей. Слайд №17.
Учитель:
Региональный компонент. Слайд №18.
Одной из самых маленьких северных народностей нашей страны являются саамы, которые проживали на Кольском полуострове. Так вот саамы тоже были верующими людьми. Они очеловечивали всё, с чем соприкасались и что видели. Солнце, по их мнению, ездило по небу на медведе и оленях; у него, как у людей, есть мать, сестра, жена, дочь. Северное сияние саамы представляли как отголоски душ умерших родных и знакомых и в пору “волшебного свечения неба” предпочитали прятаться. В сказаниях лопарей часто присутствовали и активно действовали камни, в которые превратился когда – то человек или зверь.
Так что религиозные верования были у всех народов, которые в своё время не могли объяснить различные явления природы и думали, что существуют какие-то сверхъестественные силы, способные повлиять на их жизнь.
Мифы были и есть у каждого народа, это первые попытки понять и объяснить мир, определить в нём место и роль человека.
Работа с Интернет-ресурсами. Интернет сайт www.kukarka.ru. Найти информацию о саамской мифологии и подготовить сообщение.
Работа с текстом. Саамская мифология. Слайд №19.
Из-за Каменского, из-за Имандры бежит Мяндаш – златорогий дикий олень. Шерсть его серебрится, белая, как снег. Чёрную голову держит высоко, закинул рога и на невидимых крыльях летит. Ветры вольные – его дыхание, они несут его в полёте, в его бесконечном пути. Бежит от края до края земли Мяндаш, ищет себе любимую.
Видит, сидит на погосте у вежи девушка, понравилась она Мяндашу, и посватал он её за себя. Обернул важенкой, и побежали они по бескрайней тундре. Долго ли коротко проходит времени, рожает важенка сына, да не оленёночка, а дитя человеческое.
Кормит важенка сыночка молоком и приговаривает: “Ты расти, мой сын, среди тундровых просторов, от отца-оленя златорогого ты ум да выносливость возьми. От Солнца, твоего дедушки, тепло душевное возьми. От Земли-бабушки – силушку, а от меня, твоей матушки, любовь ко всему живому на этой земле возьми, мой сын”.
Вырос сын, зовёт его к себе Мяндаш: “Садись, сынок, на меня верхом, покажу я тебе твои владения. Это всё твое, сын мой, скоро придёт время тебе трогаться в путь, судьбу искать. Одно запомни, сынок, я, отец твой – прародитель земли этой тундровой, завещаю тебе её на веки вечные. Должен ты беречь землю-кормилицу и быть оленям всем братом родным. От тебя пойдёт род саамов. Не забывай заветов моих, оленя златорогого”.
Задания
- Прочитайте текст.
- Укажите неясные по значению слова. Объясните их, воспользовавшись словарём.
- Докажите, что это миф.
- Определите тему текста.
Проверка выполненного задания с Интернет-ресурсами. Слайд №20.
Учитель. Слайд №21.
На какие вопросы мы с вами ответили на уроке?
Ответы учащихся:
- Кто такой бог?
- Что такое греческий пантеон?
- Какими были греческие боги?
- Почему возникают верования людей в сверхъестественные силы?
- Что мы можем узнать о народе, если будем изучать религиозные верования?
- Чем питались греческие боги?
- Кто входил в пантеон саамов?
Чему научились на уроке и в ходе подготовке к уроку?
(Ответы учащихся.)
- Работать с исторической картой
- Сравнивать религии разных народов, находить общее и различие
- Работать с интерактивной доской, справочной литературой
- Искать информацию в Интернете.
Подведение итогов урока
Посмотрите свои карты самоконтроля, всё ли у вас выделено?
Теперь давайте посмотрим, как вы работали на уроке? Опрос 3-4 человек.
Ребята понравился вам урок? Чем понравился?
Кто работал сегодня лучше всех? Кто мог бы работать лучше?
Давайте оценим выступления ребят, которые приготовили рассказы о богах.
А теперь ребят, которые принимали участие в театрализованном представлении.
А теперь тех, кто нашёл материал в Интернете о пантеоне саамов.
Домашнее задание (на выбор). Слайд №22:
1. Составить свой миф, используя древнегреческих или саамских богов.
2. Нарисовать иллюстрацию к саамским мифам.
Слайд №23.