Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений

Разделы: Русский язык


Оборудование, использование ИКТ источники информации мультимедийный проектор, презентация “ Язык твой- друг твой? ”, учебник “Русский язык” (автор Н.Г. Гольцова), сборник для подготовки к ЕГЭ (автор Цыбулько И П.), раздаточный материал.
Цель урока Повторить виды сложных предложений, правописание безударных гласных в корне
Задачи урока

обучающая

отработка умения классифицировать сложные предложения;
развивающая развитие навыков определения типов сложных предложений, постановки знаков препинания в сложных предложениях
воспитывающая формирование языковой компетенции, воспитание бережного отношения к русскому языку
Тип урока Урок комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков)
Методы обучения Метод активизации познавательной деятельности, метод упражнений, метод индивидуализации, метод актуализации опорных знаний. Обучающие структуры: Ол Райт Раунд Робин, Таймд Пеа Шеа, Сималтиниус Раунд Тейбл, Стенд Энд Шеа, Раунд Робин
Формы Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, групповая и коллективная форма организации работы, тренинговые упражнения, тестовые задания
Дифференцированный

подход

Индивидуальная работа с учащимися
Основные понятия и термины урока Сложное предложение, союзные и бессоюзные сложные предложения, средства связи в сложном предложении, союзная связь, бессоюзная связь, связь при помощи интонации.
Этапы урока 1. Организационный момент.

2. Орфоэпическая минутка. (Ол Райт Раунд Робин)

На каждый стол - 1 карточка со словами для орфоэпической работы.

Каждый участник команды проговаривает по 1 строке слов, правильно произнося их. Остальные участники записывают слова.

Затем – проверка: все участники № 2 встаньте и произнесите по 2 слова!

Документ, создавший, баловать

закупорить, диспансер, кухонный

мозаичный, надолго, вручит

отозвалась, прибыла, эксперт.

3 3. Орфографическая разминка. (Таймд Пеа Шеа)

- На распечатках - слова с пропущенными буквами:

1) А. В…ликий, б…гатство, …зык.

А. Ув…дающее, ч…ловек , …рганика.

2) Б. Н…циональное, предст…вляет, сп…сение.

3) Б.Н…род, н…дёжный, гр…маднейшее.

- Какая орфограмма объединяет все эти слова? Вставьте пропущенные буквы. Со - Со словами 1 ряда составьте словосочетания, определите способ подчинит. Св связи в них.

Работа в команде с партнёром по плечу.

2 варианта карточек на каждый стол: партнёру А (2 карточки) и партнёру Б (2 карточки).

Партнёр А выполняет задание, объясняя партнёру Б; затем партнёр Б выполняет задание объясняя партнёру А.

Время на выполнение задания - 3 минуты.

Проверка: спросить ответ участника противоположного варианта: стол 5 - участник 3 объясни вариант А; стол 2, участник 2 объясни вариант Б.

4. Повторение и систематизация материала по теме: “Сложное предложение. Виды сложных предложений”.

4.1. Синтаксический разбор предложений. (Сималтиниус Раунд Тейбл).

Каждый участник записывает своё предложение, делает синтаксический ра разбор, составляет схему предложения.

1) Русский …зык это гр…маднейшее б…гатство которое предст…вляет нам не необычайные возможности.

2) Русский …зык в руках в…ликих мастеров предст…вляет самый н…дёжный и чу чудодейственный инструмент н…ционального сп…сения он воздействует на че человека ткёт его …рганику. (В.Распутин)

3) .… зык н…рода лучший никогда не ув…дающий и вечно вновь распускающийся цвет его духовной жизни и именно …зык предст…вляет весь н…род и всю его родину в целом. (К. Ушинский)

4) Нет н…чего такого в ж…зни и в нашем созн…нии что нельзя было бы передать русским словом. (К.Г. Паустовский)

Время на разбор – 3 минуты.

Проверка. Учитель: Передайте тетради по часовой стрелке соседу, проверьте правильность выполнения, оцените. Затем возвратите тетрадь владельцу.

Время на проверку – 1 минута. Способ проверки: схемы – на доске!

Учитель: Кто получил 5 – поднимите руку! 4, 3..!

- В каком из предложений вместо слова “представляет” нужно использовать с “предоставляет”? Как называются подобные слова? Приведите примеры паронимов.

- Запишите схемы данных предложений. (За доской работает 1 уч-ся)

4.2. Формулировка темы и целей урока. (Стенд Энд Шеа)

- Что объединяет данные предложения с точки зрения их строения?

- Попробуйте сформулировать тему и цели сегодняшнего урока.

Данные вопросы обсуждаются в команде: каждый участник высказывает своё мнение (проговаривает).

Время на обсуждение – 1,5 минуты.

Учитель: Кто хочет ответить? Встань и поделись!

Время на выполнение всего задания 3 минуты.

4.3. Систематизация теоретических сведений. (Раунд Робин)

Каждой команде даётся 1 карточка с 4 вопросами. Каждый участник отвечает на на 1 вопрос, остальные - молча слушают, дополняя при необходимости.

Время на работу – 3 минуты.

Проверка: стол № 1 отвечает на 1 вопрос, затем – стол № 3 – на 2 вопрос, стол № 5 – на 3 вопрос, стол № 2 - на 4 вопрос.

Стол № 4 – редактирует ответы.

Карточка с теоретическими вопросами.

  • Какое предложение называется сложным?
  • Вспомните, на какие группы делятся все сложные предложения?
  • Что лежит в основе деления предложений на группы?
  • Чем отличаются ССП от СПП?

Составление таблицы: “Основные виды сложных предложений”

5. Закрепление материала.

Работа с текстом.

- Прочитайте текст (распечатка).

1)… 2) Язык это очки без которых нам не разгл…деть окружающий мир. 3) Язык это слуга и господин язык это наш друг и враг одновреме ..о. 4) Любой язык изм…няется под вл…янием различных факторов он не даст ни соврать ни обмануть самих себя. 5) Общество становится св…боднее и язык отр…жает это. 6) Общество подд…ётся чужому вл…янию и язык тоже. 7) …, м…няясь язык начинает вл…ять на людей говорящих на нём.

По М.Кронгаузу

Какие предложения – простые или сложные - преобладают в тексте?

Продолжим работу с текстом.

1. Какое предложение должно быть первым? Почему?

А) “Язык” - слово многозначное.

Б) Язык отражает не только мысли, но и чувства, а это важно в процессе общения.

В) Все метафоры, применяемые к языку, верны по-своему.

Г) В последние годы изменился не сам язык - изменились условия его употребления.

2. Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в 7-ом предложении? Почему?

А) Вопреки этому    В) Например

Б) Более того     Г) Именно

3. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) Простое осложнённое      3).Сложноподчинённое

2) Сложносочинённое     4) Бессоюзное сложное

4. Выпишите 1, 3, 5 предложения, расставив знаки препинания, составив схемы.

6. Работа с презентацией “Язык мой - враг мой?”

- Какую проблему затрагивает автор текста? Какова его позиция по данной проблеме? Разделяете ли вы её? Свой ответ постройте как СПП.

7. Рефлексия.

Учитель: Подведём итоги урока. Попрошу вас закончить предложения, написанные на доске. Выполняете это задание с партнёром по плечу.

1. Сегодня я вспомнил…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

Домашнее задание Повторить. ССП, пунктуация в ССП, правописание производных предлогов.

Глоссарий

МИКС ПЭА ШЕА (Mix Pair Share) – обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару. Когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД ПЭА ШЕА (для развёрнутых ответов).

ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin) – обучающая структура, в которой ученики по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные ученики записывают новые идеи на своих листках.

РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) – обучающая структура, в которой два участника поочерёдно обмениваются короткими ответами в виде списка.

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) – обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени.

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ (Simultaneous Round Table) – обучающая структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.

ХАЙ ФАЙВ (High Five) – дословно “дай пять” - сигнал тишины и привлечения внимания.

Презентация