Цель: знакомство со звуком [Ы].
Коррекционно-образовательные задачи.
- Познакомить детей со звуком [Ы]; актуализировать и закрепить имеющиеся знания.
- Учить детей определять позицию звука в слове.
- Познакомить детей с графическим изображением звука [Ы] – буквой Ы.
- Учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
- Расширять и активизировать словарный запас по теме “Посуда”.
- Закреплять обобщающее понятие “посуда” в самостоятельной речи детей.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
2. Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Формирование положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
Оборудование: предметные картинки по теме “Посуда”, логопедические зеркала, красный домик, картинки, в названии которых есть звук [Ы], рабочая тетрадь № 3, массажные мячики.
Ход занятия
1. Орг.момент. Дидактическая игра “Из чего? Какая?”.
- Первым сядет тот, кто скажет, какая будет посуда, если она сделана из…: стекла - стеклянная посуда (из фарфора, из глины, из дерева, из хрусталя, из металла, из пластмассы, из дерева, из серебра, из керамики, из чугуна, из железа и т.д.).
2. Знакомство с темой занятия:
- Из чего может быть сделана посуда? - Какую посуду вы запомнили? - Как можно назвать одним словом дуршлаг, миску, молочник? - Какая бывает посуда? - Как нужно с ней обращаться? - Почему?
- Сегодня мы отправимся в гости к новому звуку. Это звук [Ы]. - Он живёт в красном домике, значит он какой? - Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
3. Уточнение артикуляции, знакомство с характеристикой звука [Ы].
Учитель-логопед раздаёт логопедические зеркала.
- Давайте произнесём звук [Ы]. Что происходит с нашими губками, ротиком? - Что делает язычок?
- Он мешает? - Звук [Ы] называется гласным, он живёт в Гласном домике, он красного цвета
4. Развитие просодической стороны речи.
Пропевают, тянут громко, тянут тихо, тянут высоко, тянут низко, тянут высоко и громко, тянут высоко и тихо и т.д.
5. Дидактическая игра “Поймай звук [Ы]”.
- Как только услышите звук [Ы] хлопните в ладоши: Ы, О, Ы, А, У, Ы, О, Ы, Ы, У, И, А, Ы, О, А.
6. Игра с массажными мячиками (прокатывание). Развитие мелкой моторики.
7. Дидактическая игра “Прятки” (определение звука в слове).
Логопед вывешивает на доску иллюстрации в ед. и мн.числе: слива-сливы, корзина, корзины, зебра-зебры, птица, птицы, курица-куры и т.д.
- Посмотрите внимательно какой звук спрятался в конце слова слива? сливы?
8. Знакомство с буквой Ы.
Логопед вывешивает на доску букву Ы. Дети прописывают в воздухе.
Вот топор, полено рядом. Получилось то, что надо: получилась буквы "Ы"-все мы знать её должны
Работа в тетрадях № 2 Н.В. Нищевой.
9. Итог.
- Что мы сегодня делали на занятии? – С каким звуком мы познакомились? - Что происходит с нашими губками (ротиком)? - Какой это звук? - В каком домике живёт звук [Ы]?
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – Какие слова со звуком [Ы] вы запомнили?
- Какие предметы посуды вы знаете? - Какая бывает посуда? - Молодцы!