Одна из наиболее сложных задач начального обучения - формирование орфографической грамотности у младших школьников на уроках русского языка. Грамотное письмо является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания.
Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это необходимо.
Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой. Как показывает практика, учащиеся не владеют в достаточной мере умением пересказать содержание книги, фильма, рассказать об интересном событии, выразить эмоции. Их речь, как правило, бедна, однообразна, засорена “модными” словечками. Неразвита орфографическая грамотность. Это вызывает тревогу у учителей, родителей, и, наконец, у общественности. Поэтому учёные (психологи, методисты), учителя пытаются установить причины низкой орфографической грамотности.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является, на наш взгляд, отсутствие сформированности орфографического навыка.
Орфографический навык - это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особое значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
Мною был разработан “Дневник грамотности” как приём работы, направленный на формирование у младших школьников орфографического навыка.
Дневник грамотности направлен на индивидуальную работу учителя с каждым учащимся. Дневник грамотности для каждого ученика разрабатывает сам учитель. К Дневнику грамотности учащиеся обращаются после каждой проверочной, контрольной работы. Результаты работ учащихся фиксируются на “Экране грамотности” класса, который отражает истинную картину по усвоению учащимися той или иной орфограммы, показывает, какой тип орфограммы вызывает затруднения при написании. “Экран грамотности” класса меняется после каждой проверочной или контрольной работы.
“Экран грамотности” выглядит следующим образом: (Приложение 1)
№ п/п | Список детей |
Типы орфограмм | |||||||||
Такая работа способствует формированию у младших школьников орфографической зоркости, так как учащиеся зрительно запоминают правильное написание тех слов, в которых были допущены ошибки. Фиксируя ошибки на экране грамотности класса, учитель видит, какие существуют пробелы в знаниях учащихся по орфографии. На этой основе учитель разрабатывает ряд заданий, индивидуальных карточек для каждого ученика по тем типам ошибок, которые были допущены. Дневник грамотности заполняется учащимися самостоятельно вне урока. Работа в Дневнике грамотности строится следующим образом.
На первой странице дневника заполняются сведения об ученике. На следующей странице размещена сводная таблица, благодаря которой можно проследить динамику развития по усвоению учеником той или иной орфограммы.
Уровень усвоения учеником той или иной орфограммы
Дата проведения работы |
Виды работы | Количество допущенных ошибок |
Типы ошибок |
На последующих страницах Дневника грамотности размещены типы орфограмм, которые изучаются в начальной школе. Например, страница “Безударные гласные в корне слова”, “Непроизносимые согласные”, “Парные звонкие и глухие согласные” и т.д.
Для того чтобы выполнить задания, которые приготовил учитель, ученику необходимо:
- определить, на какой тип орфограммы дано задание;
- найти соответствующую страницу в Дневнике грамотности;
- выполнить задание на этой странице.
На странице “Замечания по ведению Дневника грамотности” учитель отмечает правильность заполнения дневника, аккуратность ведения дневника и выполнения заданий.
На последней странице “Отзыв учащихся о Дневнике грамотности” ученики могут зафиксировать своё отношение к дневнику, пожелания, внести свои предложения и идеи.
После выполнения задания, учитель, просмотрев работу, обговаривает с учеником все недочеты или ошибки, и ученик объясняет, почему он сделал так, какое правило применил. Подобная работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание. К тому же, повторяются правила, проводится орфографическое проговаривание; учащиеся должны научиться быстро вспоминать нужные слова, показывая языковую “готовность памяти”. Важно, чтобы ученики писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.
На этом этапе используются разнообразные упражнения, чтобы они не надоедали детям и чтобы интерес и внимание детей к подобным заданиям постоянно возрастали. Для этого предлагаются слова с орфограммами в более занимательной форме через любой другой дополнительный материал. Например:
• списывание слов карточки с пропуском букв;
• использование ребусов, кроссвордов, загадок, сказок;
• использование правила - схемы, пиктограммы;
• использование пословиц и поговорок на уроках русского языка;
• использование дидактических игр, например, игра “Лучший капитан”,
“Посади рыбку в аквариум”, “Помоги белочке” и др.
• списывание с разнообразными заданиями;
• диктант “Проверю себя”, когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают учителя и только потом вставляют нужную букву. Иногда приходится напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке дает желаемый результат в этой работе;
• диктант “Найди слова”. На карточке фиксируется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить. Такие диктанты, как правило, небольшие по объему, состоящие из 4 - 5 предложений;
• разнообразные творческие работы, цель которых - развитие связной речи и расширение запаса слов;
Активно применяются памятки - опоры, памятки “Работы над ошибками”.
Надо помнить, что “Дневник грамотности” заполняется после каждой проверочной письменной работы самими учениками. Обнаружение и распознавание орфограммы в слове приобщает детей к самостоятельной работе над ошибками.
При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка письма, и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.
При такой организации работы на подготовку заданий уходит много личного времени учителя. Но по мере автоматизации навыка определять орфограммы алгоритм выполнения постепенно совершенствуется.
Использование данного приёма работы с орфограммой способствует обнаружению, распознаванию орфограммы в слове, приучает учащихся к самостоятельной
деятельности.
А самым главным является:
- чёткое планирование всей работы;
- тренировочные упражнения;
- систематический и разносторонний характер деятельности по орфографии;
- постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.
С учётом выполнения поставленных условий будут созданы все предпосылки для формирования у младших школьников орфографического навыка.