Цель: Понимание и употребление в речи глаголов с разным лексическим значением, образованных посредством приставок, с опорой на графические знаки, предметные картинки.
Задачи:
- Формировать у детей умение понимать и употреблять обиходные глаголы, образованные посредством приставок ВЫ-, -ЗА, ОТ-, ПОД- , -ДО, -ОБ, -ПЕРЕ, -ПРИ в словосочетаниях и предложениях с использованием графических схем и предметных картинок;
- Закреплять умение употреблять в словосочетаниях и предложениях предлоги “В”, “ИЗ, “К”, “ОТ”, “НА”, “С”;
- Развивать умение понимать и определять направление в пространстве от себя (слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади), ориентироваться на плоскости по заданию логопеда; совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
- Воспитывать активность, интерес к речевой деятельности, вызывать желание помогать сверстникам при выполнении заданий.
Оборудование: мяч, конверт, компьютер для просмотра слайдов презентации, фотография девочки Стрелочки (Слайд № 2), предметные картинки с изображением девочки Стрелочки со стрелкой, указывающей разные направления движения (Слайды № 3-7), демонстрационные предметные игрушки (дом, детский сад, кукла Таня, дерево, речка, мост) (Слайд № 8), графические схемы (Слайды № 9-16), предметные схемы (слайды № 17-22), обручи по счету детей, раздаточные карточки с предметными схемами (Приложение № 1), мультфильм и сюжетные картинки “Лисавета и Лиска” * (Слайды № 23-27).
Словарь предметный: стрелка, приближение, удаление.
Словарь глагольный: вышла, отошла, пошла, подошла, обошла, перешла, дошла, зашла, пришла (глаголы ехать, ходить, бегать, ползти, лететь, плыть, прыгать с аналогичными приставками).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра “Кто, как передвигается?”. Активизация в речи словаря исходной формы приставочных глаголов.
Дети стоят в кругу.
Логопед: Дети, хотите поиграть в игру “Кто, что как передвигается?”
Логопед: Как передвигается птица? (Летает.)
Логопед бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает, возвращает мяч логопеду.
Слова для предъявления: человек, рыба, змея, заяц, улитка, автомобиль, лодка.
2. Основная часть.
Логопед предлагает детям подойти к столам, встать возле стульчика.
Поручения. Понимание пространственных ориентиров, приставочных глаголов.
Логопед:
- Ренат, кто от тебя справа? (Аня.) Подойди к Ане.
- Вика, кто от тебя слева? (Настя) Перейди к Насте.
- Соня, кто у тебя сзади? (Артем) Зайди за Артема.
- Софа, кто у тебя впереди? (Арсений) Обойди Арсения.
- Анита выйди вперед на два шага.
- Артем отойди на два шага назад.
- Дети подойдите к своим стульям.
- Обойдите стулья через середину.
- Садитесь.
Сюрпризный момент. Установка на игру.
Логопед: Сегодня к нам в детский сад по почте пришло письмо. Это письмо от девочки Стрелочки. Хотите узнать, что в нем? (Да.)
Логопед: Девочка Стрелочка хочет с вами познакомиться. Она прислала свою фотографию.
Слайд № 2 (фотография девочки Стрелочки).
Смотрите, у девочки любимая игрушка в руках. Что это? (Стрелка.)
Логопед: Как вы думаете, почему девочку назвали Стрелочка? (Потому что девочка стрелкой всем указывает путь.)
Логопед: Мы сейчас с вами играли в игру “Кто, что как передвигается”. Вы называли много слов - передвижений. А девочка Стрелочка знает еще больше слов – передвижений. В своем письме она хочет вас с ними познакомить. Хотите узнать новые слова - передвижения? (Да.)
Логопед: Тогда давайте выполнять задания девочки Стрелочки.
Игра “Пальчики - мальчики”. Определение направления движения, совершенствование мелкой моторики.
Логопед: Фотография Девочки Стрелочки ожила.
Слайды № 3-7.
Куда указывает стрелка? Куда побегут ваши пальчики – мальчики?
Дети: направо (налево, направо, вверх, вниз, по кругу)
Дети указательным и средним пальцами обеих рук имитируют движения человечков. Пальчики - мальчики бегут в направлении, указанном стрелкой.
Игра “Пальчики - мальчики гуляют”. Понимание приставочных глаголов, совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
Логопед: Спрятались пальчики в домики (сжали кулачки). Отдохнули.
Пальчики – мальчики гуляют.
- Пальчики – мальчики подойдите к верхнему краю стола.
- Перейдите к нижнему краю стола.
- Зайдите в нижний близкий от вас угол. Выйдите из угла.
- Отойдите на середину стола.
- Зайдите в верхний близкий от вас угол. Выйдите из угла.
- Перейдите на середину стола.
- Обойдите середину стола.
- Вот и пришли в свой домик.
Дети соединяют пальцы рук в форме “крыши”.
Рассказ “Про девочку Таню”. Знакомство с приставочными глаголами по демонстрации действия с опорой на графические знаки. Сравнение с исходной формой глагола.
Логопед: Девочка Стрелочка написала в письме о подруге Тане.
Хотите узнать, что рассказала Стрелочка про Таню?
Логопед: Тогда слушайте и запоминайте.
Слайд №8.
Рассказ “Про Таню”
Таня ходит в детский сад. Утром выходит из дома. От дома отходит. Подходит к дереву. Обходит дерево. На пути речка. Мостик переходит. Доходит до детского сада. Заходит в детский сад. Вот так Таня приходит в свой любимый детский сад.
Игра “Закончи предложение”. Сравнение и закрепление преобразованных глаголов в речи.
Работа по графическим схемам.
Логопед: А теперь поиграем. Помогите мне рассказывать путь Тани в детский сад. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
- Таня в детский сад, что делает? (Ходит.)
Слайды № 9-16:
- Таня из дома, что делает? (Выходит.)
- От дома, что делает? (Отходит.)
- К дереву, что делает? (Подходит.)
- Дерево, что делает? (Обходит.)
- Мостик, что делает? (Переходит.)
- До детского сада, что делает? (Доходит.)
- В детский сад, что делает? (Заходит.)
- В детский сад, что делает? (Приходит.)
Динамическая пауза. Уточнение понятий “приближение”, “удаление”, развитие эмоций, пластики движения.
Логопед предлагает детям пройти на ковер.
1) Игра: “Говори и показывай”. Дети читают стихотворение с движениями.
Мы знаем, что птицы летают,
Что бегают звери порой,
Что ползают змеи, мы знаем,
И плавают рыбки гурьбой.Они могут к нам приближаться,
А могут от нас удаляться.
Ты должен знать, без сомненья,
Где приближенье, а где удаленье.
(Л.Г. Парамонова)
2) Игра “Превращения” (под тихую спокойную музыку). Понимание приставочных глаголов, обозначающих передвижение животных, птиц, рыб. Развитие пластики движения, слухового восприятия.
Дети занимают место в обручах, разложенных на ковре.
Логопед: Вы будете по моему слову превращаться рыб, зверей, птиц и выполнять их движения точно и верно.
Логопед: Рыбы плавают в бассейне. Выплывают из бассейна. Уплывают далеко. Плавают. Подплывают друг к другу. Отплывают. Доплывают до бассейна. Оплывают.
Переплывают к чужому бассейну. Подплывают к своему бассейну. Заплывают. Приплыли.
Дети имитируют движения и передвижения рыб, птиц, мышей.
Логопед: Дети, слова уплывает, отплывает, выплывает - это удаление или приближение? (Удаление.)
Логопед: А какие слова - приближения? (Доплывают, приплывают, заплывают, подплывают.)
Игра “Скажи наоборот”. Работа с предметными схемами на закрепление приставочных глаголов в словосочетаниях.
Логопед предлагает детям сесть за столы.
Слайды № 17-22 по щелчку.
Логопед: Девочка Стрелочка прислала вам игру “Скажи наоборот”. Хотите поиграть.
- Мышка забежала в норку. (Выбежала из норки.)
- Птичка вылетела из клетки. (Залетела в клетку.)
- Уточка заплыла в камыши. (Выплыла из камышей.)
- Бабочка подлетела к цветку. (Отлетела от цветка.)
- Рыбка подплыла к улитке. (Отплыла от улитки.)
- Жук подполз к листочку. (Отполз от листочка.)
Игра ““Прочитай” предложение”. Работа с раздаточным материалом на закрепление приставочных глаголов в предложениях.
У детей на столах карточки с предметными схемами (Приложение № 1).
Логопед: Давайте “прочитаем”, что написала вам девочка Стрелочка на карточке. Подвиньте карточку.
Посмотрите на стрелку. Догадайтесь, кто что делает?
Дети: Жук обползает лист. Самолет облетает дома. Мальчик оббегает дом. Бабочка перелетает с цветка на цветок. Белочка перепрыгивает с елочки на елочку. Змея заползает в траву. Змея выползает из травы. Дед Мороз обходит дом.
Просмотр мультфильма “Лисавета и Лиска”. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания.
Логопед: Девочка Стрелочка прислала вам в письме диск с мультфильмом. Хотите посмотреть?
В мультфильме вы услышите слова-передвижения, запомните их.
Слайд №23 (мультфильм).
Логопед:
- Когда горит красный свет, что нужно делать пешеходу? (Стоять.)
- А когда горит красный? (Идти, переходить дорогу.)
- Когда горит зеленый свет для самоката, что нужно делать? (Проезжать.)
Игра “Расскажи мультфильм по картинкам”. Употребление приставочных глаголов в предложениях с опорой на сюжетные картинки.
Логопед: Расскажите мультфильм по картинкам.
Логопед демонстрирует слайды № 24-27. Дети вспоминают сюжет мультфильма.
Логопед: Расскажите начало мультфильма.
Слайд №24.
Дети: Лисавета и Лиска отправились на прогулку.
Логопед: Что же было дальше?
Слайд №25.
Дети: Лисавета и Лиска подошли к светофору. Лисавета учит Лиску переходить дорогу. Горит красный свет. Переходить нельзя.
Слайд №26.
Дети: Для слоника горит зеленый. Он может проезжать.
Логопед: Чем заканчивается история?
Слайд №27.
Загорелся зеленый свет. Лисавета и Лиска переходят дорогу.
Итог занятия.
Логопед:
- Какие игры вам понравились? Я обязательно передам ваши впечатления девочке Стрелочке.
- В следующий раз, когда мы будем играть, вы расскажите “Про свой путь из дома в детский сад”, а я запишу ваши рассказы и отправлю их девочке Стрелочке.
Логопед дает оценку работе детей.
*Мультфильм и сюжетные картинки “Лисавета и Лиска” заимствованы из обучающей программы “Обучение грамоте. 1 класс”. Автор В.Г. Горецкий и др.