Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме "Приставочные глаголы"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (250 МБ)


Цель: Понимание и употребление в речи глаголов с разным лексическим значением, образованных посредством приставок, с опорой на графические знаки, предметные картинки.

Задачи:

  • Формировать у детей умение понимать и употреблять обиходные глаголы, образованные посредством приставок ВЫ-, -ЗА, ОТ-, ПОД- , -ДО, -ОБ, -ПЕРЕ, -ПРИ в словосочетаниях и предложениях с использованием графических схем и предметных картинок;
  • Закреплять умение употреблять в словосочетаниях и предложениях предлоги “В”, “ИЗ, “К”, “ОТ”, “НА”, “С”;
  • Развивать умение понимать и определять направление в пространстве от себя (слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади), ориентироваться на плоскости по заданию логопеда; совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • Воспитывать активность, интерес к речевой деятельности, вызывать желание помогать сверстникам при выполнении заданий.

Оборудование: мяч, конверт, компьютер для просмотра слайдов презентации, фотография девочки Стрелочки (Слайд № 2), предметные картинки с изображением девочки Стрелочки со стрелкой, указывающей разные направления движения (Слайды № 3-7), демонстрационные предметные игрушки (дом, детский сад, кукла Таня, дерево, речка, мост) (Слайд № 8), графические схемы (Слайды № 9-16), предметные схемы (слайды № 17-22), обручи по счету детей, раздаточные карточки с предметными схемами (Приложение № 1), мультфильм и сюжетные картинки “Лисавета и Лиска” * (Слайды № 23-27).

Словарь предметный: стрелка, приближение, удаление.

Словарь глагольный: вышла, отошла, пошла, подошла, обошла, перешла, дошла, зашла, пришла (глаголы ехать, ходить, бегать, ползти, лететь, плыть, прыгать с аналогичными приставками).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра “Кто, как передвигается?”. Активизация в речи словаря исходной формы приставочных глаголов.

Дети стоят в кругу.

Логопед: Дети, хотите поиграть в игру “Кто, что как передвигается?”

Логопед: Как передвигается птица? (Летает.)

Логопед бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает, возвращает мяч логопеду.

Слова для предъявления: человек, рыба, змея, заяц, улитка, автомобиль, лодка.

2. Основная часть.

Логопед предлагает детям подойти к столам, встать возле стульчика.

Поручения. Понимание пространственных ориентиров, приставочных глаголов.

Логопед:

- Ренат, кто от тебя справа? (Аня.) Подойди к Ане.

- Вика, кто от тебя слева? (Настя) Перейди к Насте.

- Соня, кто у тебя сзади? (Артем) Зайди за Артема.

- Софа, кто у тебя впереди? (Арсений) Обойди Арсения.

- Анита выйди вперед на два шага.

- Артем отойди на два шага назад.

- Дети подойдите к своим стульям.

- Обойдите стулья через середину.

- Садитесь.

Сюрпризный момент. Установка на игру.

Логопед: Сегодня к нам в детский сад по почте пришло письмо. Это письмо от девочки Стрелочки. Хотите узнать, что в нем? (Да.)

Логопед: Девочка Стрелочка хочет с вами познакомиться. Она прислала свою фотографию.

Слайд № 2 (фотография девочки Стрелочки).

Смотрите, у девочки любимая игрушка в руках. Что это? (Стрелка.)

Логопед: Как вы думаете, почему девочку назвали Стрелочка? (Потому что девочка стрелкой всем указывает путь.)

Логопед: Мы сейчас с вами играли в игру “Кто, что как передвигается”. Вы называли много слов - передвижений. А девочка Стрелочка знает еще больше слов – передвижений. В своем письме она хочет вас с ними познакомить. Хотите узнать новые слова - передвижения? (Да.)

Логопед: Тогда давайте выполнять задания девочки Стрелочки.

Игра “Пальчики - мальчики”. Определение направления движения, совершенствование мелкой моторики.

Логопед: Фотография Девочки Стрелочки ожила.

Слайды № 3-7.

Куда указывает стрелка? Куда побегут ваши пальчики – мальчики?

Дети: направо (налево, направо, вверх, вниз, по кругу)

Дети указательным и средним пальцами обеих рук имитируют движения человечков. Пальчики - мальчики бегут в направлении, указанном стрелкой.

Игра “Пальчики - мальчики гуляют”. Понимание приставочных глаголов, совершенствование мелкой моторики пальцев рук.

Логопед: Спрятались пальчики в домики (сжали кулачки). Отдохнули.

Пальчики – мальчики гуляют.

- Пальчики – мальчики подойдите к верхнему краю стола.

- Перейдите к нижнему краю стола.

- Зайдите в нижний близкий от вас угол. Выйдите из угла.

- Отойдите на середину стола.

- Зайдите в верхний близкий от вас угол. Выйдите из угла.

- Перейдите на середину стола.

- Обойдите середину стола.

- Вот и пришли в свой домик.

Дети соединяют пальцы рук в форме “крыши”.

Рассказ “Про девочку Таню”. Знакомство с приставочными глаголами по демонстрации действия с опорой на графические знаки. Сравнение с исходной формой глагола.

Логопед: Девочка Стрелочка написала в письме о подруге Тане.

Хотите узнать, что рассказала Стрелочка про Таню?

Логопед: Тогда слушайте и запоминайте.

Слайд №8.

Рассказ “Про Таню”

Таня ходит в детский сад. Утром выходит из дома. От дома отходит. Подходит к дереву. Обходит дерево. На пути речка. Мостик переходит. Доходит до детского сада. Заходит в детский сад. Вот так Таня приходит в свой любимый детский сад.

Игра “Закончи предложение”. Сравнение и закрепление преобразованных глаголов в речи.

Работа по графическим схемам.

Логопед: А теперь поиграем. Помогите мне рассказывать путь Тани в детский сад. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

- Таня в детский сад, что делает? (Ходит.)

Слайды № 9-16:

- Таня из дома, что делает? (Выходит.)

- От дома, что делает? (Отходит.)

- К дереву, что делает? (Подходит.)

- Дерево, что делает? (Обходит.)

- Мостик, что делает? (Переходит.)

- До детского сада, что делает? (Доходит.)

- В детский сад, что делает? (Заходит.)

- В детский сад, что делает? (Приходит.)

Динамическая пауза. Уточнение понятий “приближение”, “удаление”, развитие эмоций, пластики движения.

Логопед предлагает детям пройти на ковер.

1) Игра: “Говори и показывай”. Дети читают стихотворение с движениями.

Мы знаем, что птицы летают,
Что бегают звери порой,
Что ползают змеи, мы знаем,
И плавают рыбки гурьбой.

Они могут к нам приближаться,
А могут от нас удаляться.
Ты должен знать, без сомненья,
Где приближенье, а где удаленье.
(Л.Г. Парамонова)

2) Игра “Превращения” (под тихую спокойную музыку). Понимание приставочных глаголов, обозначающих передвижение животных, птиц, рыб. Развитие пластики движения, слухового восприятия.

Дети занимают место в обручах, разложенных на ковре.

Логопед: Вы будете по моему слову превращаться рыб, зверей, птиц и выполнять их движения точно и верно.

Логопед: Рыбы плавают в бассейне. Выплывают из бассейна. Уплывают далеко. Плавают. Подплывают друг к другу. Отплывают. Доплывают до бассейна. Оплывают.

Переплывают к чужому бассейну. Подплывают к своему бассейну. Заплывают. Приплыли.

Дети имитируют движения и передвижения рыб, птиц, мышей.

Логопед: Дети, слова уплывает, отплывает, выплывает - это удаление или приближение? (Удаление.)

Логопед: А какие слова - приближения? (Доплывают, приплывают, заплывают, подплывают.)

Игра “Скажи наоборот”. Работа с предметными схемами на закрепление приставочных глаголов в словосочетаниях.

Логопед предлагает детям сесть за столы.

Слайды № 17-22 по щелчку.

Логопед: Девочка Стрелочка прислала вам игру “Скажи наоборот”. Хотите поиграть.

- Мышка забежала в норку. (Выбежала из норки.)

- Птичка вылетела из клетки. (Залетела в клетку.)

- Уточка заплыла в камыши. (Выплыла из камышей.)

- Бабочка подлетела к цветку. (Отлетела от цветка.)

- Рыбка подплыла к улитке. (Отплыла от улитки.)

- Жук подполз к листочку. (Отполз от листочка.)

Игра ““Прочитай” предложение”. Работа с раздаточным материалом на закрепление приставочных глаголов в предложениях.

У детей на столах карточки с предметными схемами (Приложение № 1).

Логопед: Давайте “прочитаем”, что написала вам девочка Стрелочка на карточке. Подвиньте карточку.

Посмотрите на стрелку. Догадайтесь, кто что делает?

Дети: Жук обползает лист. Самолет облетает дома. Мальчик оббегает дом. Бабочка перелетает с цветка на цветок. Белочка перепрыгивает с елочки на елочку. Змея заползает в траву. Змея выползает из травы. Дед Мороз обходит дом.

Просмотр мультфильма “Лисавета и Лиска”. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания.

Логопед: Девочка Стрелочка прислала вам в письме диск с мультфильмом. Хотите посмотреть?

В мультфильме вы услышите слова-передвижения, запомните их.

Слайд №23 (мультфильм).

Логопед:

- Когда горит красный свет, что нужно делать пешеходу? (Стоять.)

- А когда горит красный? (Идти, переходить дорогу.)

- Когда горит зеленый свет для самоката, что нужно делать? (Проезжать.)

Игра “Расскажи мультфильм по картинкам”. Употребление приставочных глаголов в предложениях с опорой на сюжетные картинки.

Логопед: Расскажите мультфильм по картинкам.

Логопед демонстрирует слайды № 24-27. Дети вспоминают сюжет мультфильма.

Логопед: Расскажите начало мультфильма.

Слайд №24.

Дети: Лисавета и Лиска отправились на прогулку.

Логопед: Что же было дальше?

Слайд №25.

Дети: Лисавета и Лиска подошли к светофору. Лисавета учит Лиску переходить дорогу. Горит красный свет. Переходить нельзя.

Слайд №26.

Дети: Для слоника горит зеленый. Он может проезжать.

Логопед: Чем заканчивается история?

Слайд №27.

Загорелся зеленый свет. Лисавета и Лиска переходят дорогу.

Итог занятия.

Логопед:

- Какие игры вам понравились? Я обязательно передам ваши впечатления девочке Стрелочке.

- В следующий раз, когда мы будем играть, вы расскажите “Про свой путь из дома в детский сад”, а я запишу ваши рассказы и отправлю их девочке Стрелочке.

Логопед дает оценку работе детей.

*Мультфильм и сюжетные картинки “Лисавета и Лиска” заимствованы из обучающей программы “Обучение грамоте. 1 класс”. Автор В.Г. Горецкий и др.