Тип урока: ознакомление с новым материалом (Автор Саранцев Г.И.)
Форма урока: урок
Цели урока: познакомить учащихся с весенними месяцами, формировать умение различать признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края, развивать кругозор, интерес к предмету, воспитывать самостоятельность, любовь к природе.
Оборудование: учебник Плешакова А.А. “Окружающий мир” 2 класс, рабочая тетрадь Плешакова А.А. “Окружающий мир” 2 класс; проектор; ноутбук; солнышки; снежинки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя.
Форма: фронтальная
Метапредметные результаты: организация своего рабочего места.
Предметные результаты: формировать интерес к изучению родной природы.
Методическая работа: учитель читает стихотворение.
- Добрый день! Солнцу и птицам!
Добрый день! Улыбчивым лицам!
- Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность. (слайд 1)
- Ребята, посмотрите, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее.
- Мы вернемся к солнышку и снежинке в конце урока, и посмотрим какое настроение будет у вас. Надеюсь, что солнышко к концу урока ярко будет светить в нашем классе.
II. Актуализация опорных знаний (формулирование темы урока).
Задание №1
- Посмотрите, внимательно, на высказывания, назовите те, которые характерны для зимы.
Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся.
Форма: фронтальная.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, выполнить учебные действия в устной форме.
Предметные результаты: соотносить признаки времен года с его названием.
Птицы вьют гнёзда. День короткий. Люди пашут землю. У клестов вывелись птенцы. Гололедица. Метут метели. Вылупились птенцы. Тает снег. Солнце светит но не греет. Журчат ручьи. (слайд 2)
- Некоторые высказывания вы не назвали. А как вы думаете, для какого времени года они характерны? (весна)
Птицы вьют гнёзда. Люди пашут землю. Вылупились птенцы. Тает снег. Журчат ручьи. (слайд 3)
Задание № 2
- А теперь отгадайте загадки:
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока, сообщение темы урока.
Форма: фронтальная.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; устанавливать аналогии; допускать существование различной точки зрения.
Предметные результаты: умение разгадывать загадки.
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель)
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ... (май)
III. Сообщение темы, постановка целей урока.
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (весенние месяцы) (слайд 4)
- А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке про весенние месяцы? Перед вами три слова помощника. (хочу узнать, хочу выяснить, хочу научится) (слайд 4)
- Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все ваши вопросы.
Задание № 3
- Но сначала назовите весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май) (слайд 5)
Цель: выяснить знания о порядке расположения месяцев.
Форма: фронтальная.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока
Предметные результаты: знать порядок расположения весенних месяцев.
Задание № 4
- А теперь давайте прочитаем признаки весенних месяцев.
Цель: познакомить с признаками весенних месяцев.
Форма: фронтальная.
Метапредметные результаты: уметь извлекать информацию из прочитанного.
Предметные результаты: знать основные признаки весенних месяцев.
- Март – это весна света. Небо с каждым днём голубее. Солнце пригревает ласковее и горячее. День становится длиннее.
- Апрель – это весна воды. Тает снег. Бегут весёлые звонкие ручейки.
- Май – весна зелёной травы и цветов. Земля покрывается душистыми цветами. (слайд 6)
IV. Изучение нового материала.
Задание № 5
Цель: формировать умение самостоятельно применять знания.
Форма: фронтальная.
Метапредметные результаты: уметь доказывать свою точку зрения, участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать общие правила общения.
Предметные результаты: познакомить с произведениями известных художников посвященных весне, выяснить признаки марта и апреля месяца.
- Откройте учебники на с. 58-59. Посмотрите на репродукции картин. Рассмотрите репродукцию Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Какие признаки весны вы увидели? (слайд 7)
- Как выглядит небо? (лёгкое голубое сияние от робких весенних лучей солнца)
- Обратите внимание на цвет облаков, на снег? (подтаявший с проталинами)
- Как вы думаете, что в картине является главным? Что побудило автора написать эту картину? (грачи)
- Эти птицы – первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды.
- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (март)
- Рассмотрите репродукцию картины Бориса Михайловича Кустодиева “Весна” (слайд 8)
- Обратите внимание на небо, какое оно? (прозрачно-синее, с лёгкими облаками и отражается в воде)
- Как выглядят деревья? (деревья в зелёной дымке)
- А что произошло с рекой? (разлив реки)
- Какое настроение у детей? (радость, веселье)
- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (апрель)
- На стр. 58 в учебнике, есть стихотворение А.А. Коринфского. Давайте его прочитаем. (чтение детьми стихотворения)
- К какой из картин больше всего подходит стихотворение А.А. Коринфского?
Физминутка
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Форма: индивидуальная.
(видео с медведем пандой)
V. Изучение нового материала
Задание № 6
Цель: познакомить с народными названиями весенних месяцев.
Форма: фронтальная.
Метапредметные результаты: устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
Предметные результаты: дополнение и расширение имеющихся знаний о весне в творчестве поэтов; уметь подбирать рифму.
- Весна всегда вдохновляла поэтов на создание стихотворений. Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к названиям весенних месяцев. А сначала я скажу вам, какие весенние рифмы нашел писатель, автор рассказов о ежике и медвежонке, Сергей Козлов в замечательном цикле стихотворений „Золотая карусель“ : март — рад, апрель — капель, май — вставай. А теперь, ребята, ваша очередь. Итак: март — ..., апрель — ..., май — ...”. (слайд 9)
- Подобрать рифму и написать стихотворение достаточно сложное дело, требующее многих качеств: образованности, богатого словарного запаса, умения видеть необычное в обычном. Помните, мы с вами говорили, что народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом еще раз убедимся на примере народных названий весенних месяцев.
- Март – зимобор, протальник, сухий, берёзозол, водотёк, дорогорушитель,
- свитстун, перезимок, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны,
- наследник февраля, ветронос, грачевник, капельник.
- Апрель – снегогон, первоцвет, цветень, солнечник, парник, водолей, зажги снега, заиграй овражки.
- Май – травень, светодень, соловьиный месяц, росенник, пролетень, ранопашец, маковей. (слайд 10)
- Названия весенних месяцев все радостные: так и слышится в них веселый говорок весенних ручьев, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы. Постарайтесь объяснить, что обозначают старинные названия весенних месяцев. О каких явлениях природы они говорят? (ответы учеников)
- Еще раз посмотрите на картины и скажите, какие из старинных названий подходят к этим пейзажам?
- Ребята, у какого из весенних месяцев больше всего названий? (у марта)
- Как вы думаете почему? (это первый месяц весны, и, наверное, дождавшись, люди встречали с радостью)
Задание № 7
- Но у марта в старину была еще одна особенность. Прочитайте текст на с. 60 учебника.
Цель: познакомить учащихся с праздником весенний новый год.
Форма: индивидуальная, фронтальная.
Метапредметные результаты: уметь понимать и осмысливать прочитанное, строить сообщения в устной форме, осуществлять поиск нужной информации.
Предметные результаты: приобретение знаний о празднике весенний новый год в старину.
- Когда в старину отмечали весенний новый год? (14 марта в день святой Евдокии) (слайд 11)
- Давайте и мы с вами отметим в нашем календаре, когда в старину отмечали весенний новый год. (ученик отмечает в календаре наклейкой)
- Как звали святую Евдокию в народе? (Евдокия-Весновка)
- А теперь послушайте рассказ “Весенний новый год”.
- Посмотрите какие еще праздники есть весной, но они мы еще будем говорить на уроках окружающего мира. (слайд 12)
- А теперь на стр. 61 учебника прочитайте, как дети в старину кликали (звали) весну. (чтение заклички)
- Давайте обсудим с вами, о каких подарках весны говорится в закличке. Что такое „короб житушка, два — пшеничушки“?
- Почему так ласково названа пшеница?
- Почему, в связи с каким праздником, к подаркам весны относят и „яичушки“?
- Чем порадуют девушек „перстенечки“?
- Какую радость приготовила весна молодым женщинам, „молодушкам“?
- Что за радость будет у „стариков да старушек“?
- Какой из подарков кажется вам самым радостным?
- Сейчас мы с вами попробуем разыграть эту закличку по-своему:
Ой, весна-красна, что нам вынесла?
(Дети приветственно машут.)
— Короб житушка, два — пшеничушки,
(Раскрытые ладони протянуты вперед, как бы переполненные зерном, затем руки выполняют „сеющие“ движения.)
— Малым детям — по яичушку,
(Ладонь округлена „под яичушко“.)
— Красным девушкам — по перстенечку,
(Руки подняты, „хвалятся“ перстнем.)
— Молодым молодушкам — по детенышку,
(„Качают“ младенца.)
— Старикам да старушкам — по внучоночку!
(Руки опущены, „гладят“ голову ребенка.)” (слайд 13)
VI. Обобщение полученных знаний
Задание № 8
Цель: обобщить знания о весенних месяцах.
Форма: индивидуальная.
Метапредметные результаты: перерабатывать полученную информацию.
Предметные результаты: обобщить полученные знания о весенних месяцах.
- Работа по карточкам. Ответить на вопросы.
1. Назови весенние месяцы по порядку.
________________________________
2. приведи примеры народных названий весенних месяцев. (3-4 примера)
________________________________
3. Когда в старину отмечали весенний новый год?
________________________________
VII. Итог урока
Цель: систематизировать знания полученные на уроке.
Форма: фронтальная.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, оценивать совместно с учителем результат своих действий, адекватно воспринимать оценку работы учителем, товарищами; выполнять учебные действия в устной речи.
Предметные результаты: систематизировать и преобразовывать полученную на уроке информацию.
- Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно его сделать?
- Прочитаем вывод на стр. 61 учебника.
- А теперь я хочу спросить у вас тему нашего урока, цель.
- Что вы узнали, выяснили и чему научились сегодня на уроке? (слайд 14)
- Как вы думаете, все ли мы узнали о весне?
- Ребята нашего класса подготовили стихи о весенних месяцах. Давайте их послушаем. (дети читают стихи)
VIII. Рефлексия
Цель: умение оценивать свою деятельность.
- Ребята, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее.