Сохраним природу - сохраним жизнь

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (731 кБ)


Пояснительная записка.

Наша Земля всего лишь бесконечно малая частица Вселенной, но только на ней одной из всех обследованных человеком планет есть жизнь. А раз так, то нам надо вдвойне стараться, чтобы природа нашего общего дома не только сохранилась, а становилась все изобильнее и краше. Ведь все, что мы едим, пьем, даровано нам природой. Вся наша маленькая и большая техника – от лопаты до космических ракет – из природных материалов. Сам человек тоже часть природы и всякое неблагополучие в природе угрожает его здоровью и жизни. В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины...

Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате гибнут реки, изменяется климат, исчезают растения и животные. Это бедствие называют экологическим кризисом.

Предмет изучения экологии – связь живых существ со средой. Экология призвана вырабатывать общую стратегию поведения человека в природе. А также она призвана искать пути к восстановлению пострадавших природных систем в измененном виде.

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Возросла роль экологии и в современной науке. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы.

Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными. Поэтому проблема охраны окружающей среды и влияние загрязнений на здоровье человека остаются актуальными.

Сохранить природу – сохранить жизнь.

Цели:

  • воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому;
  • помощь учащимся в осознании своей моральной ответственности за судьбу родной земли, своего поселка;
  • формирование экологической культуры.

Оборудование:

  • презентация.
  • плакаты об охране природы;
  • фотографии влияние человека на природу;
  • репродукции картин с изображением природы;
  • детские рисунки о птицах нашего края;

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступления учащихся с экологической информацией по теме классного часа.

3. Проблемная ситуация “Наличие источников чистой пресной воды п.Ноглики”

4. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “ Биологи”

5.Беседа с учащимися “Загрязнение окружающей среды”.

6. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Медицинский работник”.

7.Экологический рейд. “Какие законы нарушены”.

8. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Экономист”.

9. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Ученик”.

10.Работа в группах. “ Обращение от имени Природы”.

Ход мероприятия

Нельзя допустить, чтобы люди  направляли на своё уничтожение
те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.
 Ф.Жолио-Кюри

1. Вступительное слово.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить “чудеса света” - чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звёзд мы пока ещё не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

- Это чудо – Природа. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу – сохранить жизнь.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды.

- Всего четыре строки стихотворения Р.Рождественского, но в них самая суть серьёзнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?

2. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Эколог”.

Многие годы не существовало общепринятого представления о количественной связи между загрязнением окружающей среды и состоянием здоровья человека.

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

Указ Петра I от 1718 года предписывал “преступников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, наказа в батогами, посылать в каторжную работу”. Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоёмов: “...если кто осквернит реку отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...”.

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.

  Научно-технический прогресс принёс и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить... К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города...

Ещё несколько десятилетий назад академик В.И.Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерёг от хищнического отношения к природе и её богатствам: результат может быть только один – полное её уничтожение.

Выражение “необходим как воздух” возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.

За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.

Более 50 городов России имеет уровень загрязнённости окружающей среды, превышающий санитарные нормы.

Всё острее становится проблема источников чистой пресной воды.

Леса – “лёгкие планеты”, безотказные фильтры атмосферы, - вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощённой из воздуха углекислоты.

Природа щедро одарила богатствами остров Сахалин. Главным богатством острова, несомненно, являются нефть и газ крупных месторождений на шельфе Сахалина. По данным ОАО “РоснефтьСахалинморнефтегаз”, они превышают запасы на суше острова соответственно в 27 и 57 раз, составляя просто космические объемы: более чем один миллиард тонн нефти и 3,6 триллиона куб. м газа.

Сравнительно небольшая по размерам территория Сахалинской области подвергается все более жесткому антропогенному воздействию, имеющему тенденцию к возрастанию в связи с освоением континентального шельфа, разработкой новых месторождений полезных ископаемых.

Загрязнение земель нефтепродуктами в Сахалинской области, в том числе и в Ногликском районе, не снижается. В области действует магистральный нефтепровод - 303 км, центральный нефтепровод - 273,7 км, подводящие нефтепроводы - 85,9 км, магистральный газопровод - 329 км, подводящий газопровод - 220,8 км, а также перекачивающие станки, нефтепарки, участки добычи нефти, нефтесборочные пункты, нефтенасосные станции всего - 71 шт., действует 377 складов ГСМ, свыше 100 заправочных станций, нефтеперерабатывающий завод АОЗТ “Петросах”. Все они являются экологически опасными объектами.

Производственная деятельность буровых предприятий нефтегазового комплекса оказывают существенную техногенную нагрузку на окружающую среду, вызывая сложные экологические последствия, вызывающие патологические отклонения в здоровье населения прилегающих городов и поселков, в том числе и в Ногликском районе.

В местах бурения скважин на нефть и газ отмечается загрязнение почвы, водного и воздушного бассейнов, приводящие к нарушению естественного экологического равновесия. Вопросы обезвреживания и утилизации отходов бурения имеют приоритетное значение в природоохранной политике предприятий отрасли. Решение указанной проблемы возможно лишь в рамках создания природосберегающих технологий и техники строительства скважин.

Сложной проблемой являются утилизация и обезвреживание отработанных буровых растворов и бурового шлама (буровой породы).

Основная природоохранная проблема при проходке скважин связана с использованием бурового раствора, который состоит из нефти, минеральных добавок и бентонита (глинопорошок). В мире существует три способа утилизации отработанного бурового раствора – сброс в море, закачка в пласт и вывоз на берег для захоронения. Над оценкой этих альтернатив, с точки зрения экологической безопасности, и работают ведущие российские научно-исследовательские институты и организации.

В настоящее время разработаны технологические решения по повторному использованию отработанных буровых растворов при проводке скважин, применению их вместе с буровым шламом в качестве вторичного сырья при производстве грубой строительной керамики, а также регенерация активных компонентов (получение глинопорошка, выделение утяжелителя). Но пока на Сахалине эти методы утилизации не нашли поддержки. Экономически выгодным и практически доступным является обезвреживание указанных отходов методом отведения с последующим захоронением в минеральном грунте, непосредственно на территории площадки буровой. При этом значительно упрощается процесс ликвидации шламовых амбаров и рекультивация земель.

На Сахалине одной из самых серьезных проблем стало загрязнение ландшафтов в процессе разведки и освоения нефтяных и газовых месторождений. Накопление на ограниченной площадке буровых отходов, технология утилизации которых пока отсутствует, приводит к засолению почв, загрязнению их нефтепродуктами и тяжелыми металлами. Наибольшей токсичностью по отношению к почвенной микрофлоре обладают соединения хрома, гидроксиды и карбонаты натрия и калия, соединения хлора. В почвах у буровой скважины содержания бария увеличивается в 20 раз, ванадия в 16 раз, свинца – в 6-7 раз.

3. Проблемная ситуация “Источников чистой пресной воды п.Ноглики”

Кл. руководитель. Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь изучает наука экология. Приведите примеры такой взаимосвязи в нашем поселке?

Примерные ответы детей:

1.Производственная деятельность буровых предприятий нефтегазового комплекса оказывают существенную техногенную нагрузку на окружающую среду.

2. На Сахалине одной из самых серьезных проблем стало загрязнение ландшафтов в процессе разведки и освоения нефтяных и газовых месторождений.

3.Сложной проблемой являются утилизация и обезвреживание отработанных буровых растворов и бурового шлама (буровой породы).

4. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Биологи”

Уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых “мутантов”. К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

Патологические признаки организма - это результат взаимодействия наследственных (внутренних) и средовых (внешних) факторов. Одной из важнейших причин наследственных патологий человека является мутационная изменчивость (индуцированный мутагенез).

В Ногликском районе среди новорожденных количество детей с врожденными наследственными аномалиями (при перерасчете встречаемости детей с наследственными аномалиями на 1000 здоровых новорожденных) составляет 0,219 ±0,036, а такой же показатель только среди детей первого года жизни - 0,742 ±0,123. Вероятно, одной из причин встречаемости наследственных аномалий в Ногликском районе является: неблагоприятная экологическая ситуация в п. Ноглики, связанная с загрязнением окружающей среды при нефте и газодобыче, а также та причина, что на севере острова среди популяции северных народностей, проживающих в отдаленных поселках (Вал, Тунгор, Мгачи, Даги, Сабо), в результате скрещивания происходит выщепление рецессивных генов, несущих наследственные аномалии, и увеличивается число гомозиготных организмов по данным аномальным признакам.

Общее количество людей с онкологическими патологиями в период с 1997 по 2005 гг. в Ногликском районе представлено на графике (рис. 1) увеличивается. Анализ данных показал, что с каждым годом увеличивается число людей с онкологическими заболеваниями. Так, если в 1997 г. было выявлено только 32 чел., то в 2005 г. этот показатель равнялся уже 73 чел.

Фактические данные по различным нозологическим единицам онкологических заболеваний населения п. Ноглики приведены на рисунке 2 . В целом важно отметить, что на первом месте по числу заболевших находятся люди, имеющие онкологию молочной железы (38% от общего числа анализируемых признаков), на втором месте – тела матки (16%), на третьем месте – легкого (14%). Далее в порядке убывания онкологические заболевания расположились следующим образом: рак желудка (10%), рак кишечника (8%), рак яичников (7%) и меланома кожи (7%).

Рис.1.
Обще количество людей с онкологическими патологиями в Ногликском районе (1997-2005 гг.):
1 – 1997, 2 -1998, 3 – 1999, 4 – 2000, 5 – 2001, 6 – 2002, 7 – 2003, 8 – 2004, 9 – 2005 гг.

Рис.2.
Фактические данные по различным нозологическим единицам
онкологических заболеваний населения п. Ноглики

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось всё и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

5. Беседа с учащимися “Загрязнение окружающей среды”.

Кл.руководитель. Какой экологический урок приносит загрязнение окружающей среды.

Примерные ответы детей:

1. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

2. Причин встречаемости наследственных аномалий в Ногликском районе является: неблагоприятная экологическая ситуация в п. Ноглики, связанная с загрязнением окружающей.

3. Рост заболевания людей.

Приведённые факты тревожны.
И только ахает природа...
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озёр и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем всё это, Человек?!
Иду таёжною долиной...
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берёз осыпалась листва,
На травах – чёрные болячки –
Беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь смачно:
- А что? Кислотные дожди...
...Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескались тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Её созданье – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Всё может быть, всё может статься...
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем всё час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя поить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
- Да сын ли ты мне, Человек?
В. Глебов

6. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Медицинский работник”.

Экологическая ситуация в нашей стране тоже не радует и заставляет задуматься каждого. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

Загрязнение воздуха на 43-45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. На Сахалине наблюдения за состоянием окружающей среды проводит единственная служба – Сахалинское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Контроль за состоянием окружающей природной среды осуществляют Государственный комитет окружающей среды по Сахалинской области и Сахалинский комитет природных ресурсов.

Установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов при беременности, на увеличение мёртворождённых детей и врождённых аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создаёт постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведёт к заболеваемости детей анемией, туберкулёзом.

Учёными зарегистрирован рост общей смертности на 17-24%.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, всё живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25% птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения...).

7. Экологический рейд. “Какие законы нарушены”

Классный руководитель. Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего поселка и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?

Примерные ответы детей:

  1. Загрязнение воздуха, виноват человек. (транспорт, производства.)
  2. Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно.
  3. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания растений и животных.

8. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Экономист”.

Что может сделать каждый из нас для сохранения природы? Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным оборудованием... На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.

Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчётам учёных, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.

9. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Ученик”.

Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоёмов! Соблюдайте правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений. Заботьтесь о братьях наших меньших: муравьях, птицах, ёжиках. Украшайте в зелёный наряд города и сёла.

Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

10. Работа в группах. “ Обращение от имени Природы”.

Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

  • Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
  • Вторая группа напишет военным.
  • Третья группа подготовит обращение к учёным.
  • Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.
  • Пятая группа напишет морякам и рыбакам.
  • Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите...
М.Дудин

Слушание в аудиозаписи песни “Берёзы” (муз.И.Матвиенко, слова М.Андреева – из телесериала “Участок”, исп. группа “Любэ” и С.Безруков).

Обобщающая беседа по теме классного часа.

Список литературы.

1. Aлексеев В.А. (ред). 1990. Лесные экосистемы и атмосферное загрязнение. Наука. Л. 200 стр. Алексеев С.В., Янушанец О.И.

2. Экологические проблемы охраны водных ресурсов. Чверткин Н.С., Рязанцева А.В., Заломнова О.Н., Лукашина Г.В.

3. Оценка негативного воздействия предприятий по ремонту транспортных средств на окружающую среду Гапонюк Н.А.

4. Гигиеническая оценка факторов среды. Гапонюк Н.А.

5. Природопользование : учеб. пособие Заломнова О.Н., Резчиков Е.А. М.

6.. Экология :учеб. пособие Резчиков Е.А., Заломнова О.Н. M.