Методическая разработка "Моя Тува"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи

  • духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков;
  • аоспитание у обучающихся интереса и уважительного отношения к культурно-историческим ценностям;
  • повышение духовной культуры через приобщение к традициям народа, живущего на территории Республика Тува;
  • обеспечение рациональной занятости детей в свободное от учебы время.

Форма проведения: конкурс “Игра по станциям”.

1. Предварительная подготовка:

- подбор материала о Туве,

- подготовка кабинетов для проведения игры,

- подготовка руководителей станций (педагоги, старшие ребята);

- изготовление наглядного материала;

- объявление о мероприятии в красочной форме;

- подготовка команд для участия (название, девиз, визитка).

2. Реквизит:

- диск с тувинской музыкой;

- диск с фонограммой и слова песни “В краю чудесном”;

- усилительная аппаратура;

- маршрутные листы;

- на кабинеты – названия станций.

3. Участники мероприятия: обучающиеся детских объединений ЦДО, возраст участников 9-13 лет.

Ход мероприятия

  • Вступительное слово ведущего.
  • Комплектование команд для игры.
  • Работа на станциях:

- “100 лет вместе”

- “Енисей – Великая река”

- “Быт и традиции народов Тувы”

- “Животный мир и природа”

- “Кызыл мы Родиной зовем”

- “Песенный круг”

  • Подведение итогов мероприятия:

- подсчет баллов;

- выявление команды победителя;

- награждение всех участников

Слово ведущего: Дорогие ребята, уважаемые родители, педагоги!

В этом году наша республика празднует знаменательную дату:

100-летие единения России и Тувы. В связи с этим Юбилеем проводятся различные мероприятия во всех школах, учебных заведениях, учреждениях культуры и искусства. И сегодня мы собрались с вами, чтобы объединенные этой общей радостью, сдружиться с ребятами из разных объединений, узнать много нового о Туве и самим показать свои познания и проявить свое творчество.

Наш конкурс пройдет в форме “игры по станциям”. Вы получаете маршрутные листы, в которых указана последовательность работы на станциях. На каждую станцию вам отводится 10 минут. При подсчете баллов учитываются сплоченность, взаимовыручка, знание материала, активность, творчество. После прохождения всех станций встречаемся в актовом зале.

После представления команд и раздачи маршрутных листов все расходятся по кабинетам.

Работа на станциях

1. “100 лет - вместе”

Задание: Прослушать рассказ педагога, затем ответить на вопросы.

За каждый правильный и полный ответ дается 1 балл.

 

Педагог: В начале 20-го века на долю тувинского народа выпало немало испытаний. На территорию Тувы претендовали Китай и Монголия. Необходимо было выйти из этой сложной ситуации, не дать погрязнуть тувинцам в гражданской войне и сохранить тувинский этнос.

На защиту своего народа стал Монгуш Буян-Бадыргы – крупнейший политический и государственный деятель Урянхайского края начала 20-века.

Он обратился за поддержкой и покровительством к императору Николаю II со словами…мы, урянхи, просим ныне Великого Цаган-Хана снова принять нас, как триста лет тому назад, в состав Великой России”

Обращение Буяна-Бадыргы сыграло решающую роль в установлении в 1914 году протектората Российской империи над Урянхайским краем, заложило основы единения Тувы и России. В этом же году была заложена столица - город Белоцарск (Кызыл).

В августе 2021 года образовалось новое государство – Тувинская Народная Республика. Председательствуя на Всетувинском хурале, Монгуш Буян-Бадыргы принял участие в разработке и принятии Конституции молодого государства, в первом параграфе которой закреплялась дружба народа республики с народами Советской России.

И началось строительство школ, больниц. Со всего Советского Союза приехало почти шестьсот педагогов. В Эрзине, Тээли, Кызыл-Мажалыке, Суг-Аксы, Чадане открылись русские средние школы.

Также в Туву приехали врачи, музыканты, поэты, журналисты, специалисты по культуре, связи, торговле, финансам, банкам. Почти в каждом районе была открыта машинно-тракторная станция и все инженеры, механики и даже трактористы и комбайнеры были присланы из разных областей Союза ССР. За короткое время изменился облик тувинской земли. Начали строиться, заводы, комбинаты, мельницы, пекарни, появились электростанции; по улицам городов и поселков стали ездить машины, автобусы, мотоциклы, велосипеды; улицы покрылись асфальтом.

Вопросы.

  1. В начале какого века Тува вошла в состав России? (20 век)
  2. Кто обратился о принятии Тувы в состав России? (Буян Бадыргы)
  3. Как в то время называлась Тува? (Урянхайский край)
  4. В каком году были заложены основы единения Тувы и России? (1914)
  5. Как называлась в самом начале столица Тувы? (Белоцарск)
  6. В каком году образовалось новое государство? (1921).

7. Сколько новых педагогов приехало в Туву? (Более 600)

8. Назовите строящиеся в то время населенные пункты (Белоцарск,

Эрзин, Тээли, Кызыл-Мажалык, Суг-Аксы, Чадан)

9. Что нового появилось за эти годы на тувинской земле?

2. “Енисей – великая река”

Задание: Прослушать рассказ педагога о реке Енисей, затем ответить на вопросы. За каждый правильный и полный ответ дается 1 балл.

 

Педагог: Любовь к своему родному краю, гордость за него связаны с восприятием красоты природы. Но нельзя любить то, чего не знаешь.

Мы думаем, что красота природы где-то далеко, думаем, что для восприятия красоты нужно путешествовать в далекие страны. А красота – рядом с нами, в нашем окружении. Вот только жаль, что мы зачастую это воспринимаем, как данность, не ценим, не бережем!

 

Информация на тему “Енисей - Великая река”

 

  1. Енисей самая большая и многоводная река Сибири. Она берет начало в Монголии (Малый Енисей) и впадает в Карское море Северного Ледовитого океана.
  2. Длина Енисея 3487 километров. Он занимает 2 место среди рек России (после Оби) и 7 место среди всех рек мира.
  3. Енисей пересекает все климатические зоны Сибири. В его верховьях можно встретить верблюдов, а спустившись вниз по течению к Океану – белых медведей.
  4. Протекая по Тувинской котловине, он, то разбивается на множество “рукавов”, то бывает закован в горные громады. Его ширина может колебаться до 650 метров, а глубина достигать до 25 метров.
  5. У северо-восточной окраины Кызыла две крупные реки Бий-Хем (Большая река) и Каа-Хем (Малая река) сливаются и образуют Улуг-Хем (Верхний Енисей).
  6. Место слияния Большого и Малого Енисея у города Кызыла является географическим центром Азии. В ознаменование этого на памятном месте установлен обелиск.
  7. Города, расположенные вниз по Енисею: Кызыл, Шагонар, Саяногорск, Минусинск, Абакан, Дивногорск, Красноярск, Сосновоборск, Железногорск, Лесосибирск, Енисейск, Игарка, Дудинка.

Вопросы.

  1. Где берет начало и куда впадает река Енисей?
  2. Какое место река занимает среди рек в Туве и в России?
  3. Какова длина Енисея?
  4. Где можно встретить белых медведей: в верховье или у Океана?
  5. Какая самая большая глубина и ширина Енисея?
  6. Из каких рек образуется Улуг-Хем (Верхний Енисей)?
  7. Назовите города, расположенные на берегу Енисея.

3. “Быт и традиции тувинского народа”

Педагог: На протяжении многих веков тувинский народ, чтобы выжить в суровых северных условиях, очень мудро организовал свой быт и свои традиции. Чтобы выяснить, хорошо ли вы их знаете, необходимо выбрать один правильный ответ.

Задание: из трех предложенных вариантов, выбрать один правильный ответ. За каждый ответ дается 1 балл.

1. Что являлось основой питания?

- пчеловодство

- земледелие

+ животноводство

2. Наиболее почитаемым продуктом у тувинцев было:

- овощи

+ молоко

- мясо

3. Чего раньше не было в тувинском рационе?

+ рыбы

- мяса

- овощей

4. Какие продукты называют тувинцы “Белой пищей”

+ молочные

- мясные

- крупяные

5. Что является национальным жилищем у тувинцев?

- чум

+ юрта

- изба

6. Какие по форме юрты ставились летом и почему?

- низкие

- широкие

+ высокие (чтобы стекала вода)

7. Чем покрывается юрта снаружи?

- досками

+ войлоком

- шкурами

8. Какого цвета был войлок для покрытия юрты у богача?

- серого

- коричневого

+ белого (считалось достатком и принадлежностью к богатым)

9. Перед тем, как войти в юрту, человек что делал?

- стучал

+ кашлял

- произносил короткую фразу

10. При приветствии, младший по возрасту протягивал руки:

- ладонями вниз

- ребром ладони

+ ладонями вверх

11. Какое самое святое место в юрте?

+ очаг

- входная дверь

- деревянный сундук

4. “Животный мир и природа”

Педагог: Почти половину территории Тувы занимают леса. На хвойные породы приходится 95% от всей площади. Остальное место занимают горы и степи. В суровых климатических условиях Тувы произрастают разнообразные лекарственные и целебные растения.

Очень разнообразен в Туве и животный мир. Здесь обитают 85 видов млекопитающих и 300 видов птиц; в реках и озерах живет 18 видов рыб. Многие виды животных и растительности нашей республики занесены в “Красную книгу”.

Задание: по “Красной книге Тувы” составить два кроссворда с использованием названий животных и растений. За каждое название – 1 балл.

Животные и растения Республики Тыва, занесенные в “Красную книгу”: кеклик, тарбаган, уж, пустелька, живокость, усач тувинский, волк, филин, таймень, олень, хариус, манул, дрофа, хохотун, тушканчик, пеганка, чеправа, савка, орел, цапля, сурок, кречет, бобр, ящурка, щелкун, куница, перепел, выдра, полевка, эпитрихия, лунь, стриж, ящурка, аир, лилия, черепоплодник, астрагал, лютики, шизостома, бесшипник, микростигма, шлемник, борец, незабудочник, щитовник, осока,, горькуша , полынь, зайцегуб, скрипун, кандык, фиалка, копеечник, флокс, лапчатка

5. “Кызыл мы Родиной зовем”

Педагог: За последнее время наш город стал красивым, уютным и чистым; улицы широкими с новыми современными домами и учреждениями; много достопримечательных мест, где можно отдохнуть, и которые с удовольствием посещают гости нашей столицы.

Задание:

- назвать и показать на фотографиях историческое и культурное место в городе Кызыле по его описанию – 1 балл.

- назвать улицы города. За каждые пять названий присуждается 1 балл.

Город Белоцарск (Кызыл) был заложен в апреле 1914 года на левом берегу реки в местечке Хем-Белдир – (слияние рек). Это место было удобным для сплава древесины под строительство города, и находилось оно в центре тувинских хошунов и русских поселений. К августу были построены первые дома, переправа через Енисей, лесопилка, мельница. В 1915 году была открыта больница. К 1916 году уже насчитывалось 18 казенных и 54 частных дома, в которых проживало около 500 человек.

Четыре года город назывался Белоцарск. После прихода большевиков, в 1918 году его переименовали в Урянхайск. В начале июля 1918 года пришли колчаковцы, затем, через год, в город вступили отряды партизанской армии во главе которой были А.Д. Кравченко и П.Е. Щетинкин. Через месяц произошло сражение, в результате чего город был полностью сожжен. Правительство переехало в Туран.

В сентябре 1920 года город был переименован в город Красный.

24 декабря 1925 года принято постановление о названии столицы – город Кызыл.

Фонтан на площади Арата

Горы Бай-Тайги, окрестности районного центра Тээли, богаты залежами поделочного камня – цветного агальматолита. Его тувинцы называют

чонар-даш – камень, который можно резать. Он бывает черным, серебристо-серым, золотисто-розовым, а иногда красным. Камень легко поддается обработке острым ножом, послушно принимая любую форму в талантливых руках мастера.

Из него делают как игрушки, изображения животных и зверей, обитающих в горах и степях Тувы, резные шахматы, так и монументальные скульптуры: сказочных арзыланов и драконов, верблюдов, сарлыков, оленей, снежного барса и степного манула. Эти скульптуры ставят возле дорог, в особо почитаемых населением местах.

Скульптуры для фонтана на площади Арата создали пятеро молодых мастеров, среди которых Дондук Дойбухаа и Елизавета Байынды стали лауреатами Государственной премии Тувы в области архитектуры.

Памятник Монгуш Буяну Бадыргы

Этот памятник был установлен около Национального музея в городе Кызыле к 100-летию единения Тувы и России. Это основатель тувинской государственности, великий сын тувинского народа.

В свое время, являясь правителем Даа-Хошуна, он 26 октября 1913 года, после распада Цинской империи и обретения Тувой независимости, он вместе с известным деятелем Иннокентием Сафьяновым нашли выход из сложнейшей ситуации (на территорию Тувы претендовали Монголия и Китай), обратившись к России за поддержкой и покровительством. Это обращение сыграло решающую роль в установлении в 1914 году протектората Российской империей над Урянхайским краем, заложило основы единения Тувы и России.

Тувинский Краеведческого музея был основан в 1929 году. Он находился в здании, где раньше был клуб им. Шагдыр-Сюрюна, на углу улиц Ленина и Интернациональная. Позднее, в 1942 году, музей получил название Алдан-Маадыр – в память Восстания 60 богатырей, которые восстали в 1883 году против маньчжурских завоевателей, но были разбиты.

В нем собраны уникальные экспонаты. Здесь вся история нашей республики в подлинных документах, фотографиях; в разнообразных собраниях древних стел с руническими письменами и каменными бабами. Российских и зарубежных гостей поражает своим разнообразием флора и фауна Тувы, её полезные ископаемые, а также Курганы, особенно Аржан 2.

Сейчас это новое здание является гордостью не только нашего города, но и всей республики.

Центр Азии. Он находится на берегу Енисея, в центре города Кызыла, и символизирует собой центр Азии, который входит в состав целого комплекса. К 100-летию единения России и Тувы на этом месте был создан целый комплекс, в центре которого находится монумент, автором которого является известный бурятский мастер современной скульптуры – Даши Намдаков. Этот Обелиск выполнен в виде земного шара со шпилем, который представляет собой увеличенную и стилизованную копию заколки скифской царицы из коллекции найденного в Туве золота. Композиция расположена посреди оборудованного ночной подсветкой поющего фонтана общей длиной 32 метра, облицованного по периметру гранитом и украшенного знаками буддийского гороскопа.

 Кроме того, ярким акцентом для оформления всего комплекса “Центр Азии” стала скульптурная композиция “Царская охота”. Это величественная двойная конная скульптура, которая воспроизводит сцену мифического и священного в азиатской древности ритуала охоты.

Каждый приезжающий приходит сюда, чтобы почувствовать уникальность своего местонахождения.

6. “Песенный круг”

Педагог: В старину сказания, как правило, исполнялись мужчинами. Исполнители сказаний сами их и сочиняли. Они пели о вольной, но тяжелой песни арата, о красоте степей и гор, о сказочном полете гордых небесных птиц. Прошло время и на смену им пришли новые песни. В этих песнях воспеваются уже другие образы, другие герои, но песни любимы народом и поют их с удовольствием.

Задание: разучить песню, написанную педагогами нашего Центра “Тува – чудесный край” За исполнение от 1 до 3-х баллов.

Литература

  1. Ванштейн С. И. Загадочная Тува. – Москва, 2008.
  2. Зубков Петр Республика в центре Азии - Москва, 1984.
  3. Курбатский Г., Козлов В., Белкина И. Город юности нашей. – изд. ОАО “Тываполиграф” Кызыл, 2014.
  4. Козлов В., Белкина И. Город юности нашей. – изд. ОАО “Тываполиграф” Кызыл, 2014.
  5. Н. Тувинцы в своем фольклоре. – Кызыл, 2001.
  6. Манай-оол М. Х. Достай, И. А. История Тувы. – Кызыл, 1996.
  7. Строев Мишель Путеводитель Тува. – Москва, Авангард, 2003.
  8. Тарунов А. М. гл. ред. Сокровища культуры Тувы. – Москва, 2006.
  9. Червонная С. М. Художники республики Тыва. - Изд. “Художники России” С-Петербург, 1995.
  10. Шойгу Кужугет. Перо черного грифа. – “Новости Тувы”. г. Кызыл, 2001.
  11. Сайт: http://www.tuvaonline.ru/index.php?do=search:

“Моя Тува” в Центре дополнительного образования. Приложение