Цели:
закрепить знания о разнообразии злаков,
получении муки;
Материалы: пшеничное тесто из муки высшего сорта, кусочки хлеба, лупа, весы, ржаная закваска, сито, зерно ржи, соль, тмин, кориандр, кунжут, формы для выпечки, ложки, стаканы с водой, фартуки, косынки.
Словарь: пекарня, пекарь, закваска, пряности, тмин, кунжут, кориандр.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, помните, к нам в гости приходил Петушок из сказки "Круть и Верть"?
Дети: Помним! Нам очень понравилось. Мы его ещё в гости звали.
В: Сегодня он опять к нам зайдёт.
Раздаётся стук в дверь.
В: А вот и он.
Входит Петушок.
П: Здравствуйте, дети! Я очень рад снова вас видеть.
Д: Здравствуй, Петушок!
П: Помните, что мы делали в прошлый раз?
Дети повторяют полученные знания о зерне, разнообразии злаков, получении муки.
П: Молодцы! Так приятно, что вы всё помните. Сегодня я расскажу вам о том, как мука превращается в тесто.
Посмотрите на эту картинку. Что вы видите?
Д: Люди пекут хлеб.
П: Эти люди называются пекари, а место называется пекарня. Посмотрите, как одеты пекари?
Д: Они в халатах и шапочках.
П: И мы оденемся и отправимся в пекарню.
Дети надевают фартуки и косынки.
В: Теперь мы с вами домашние пекари. И отправимся мы в домашнюю пекарню.
Возьмите по кусочку хлеба, лупу и рассмотрите хлеб, а я вам прочитаю стихотворение.
Воспитатель читает (автор Н. Детская):
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке… Тоже – ямочки.
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
- Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!
П: Откуда же в хлебе дырочки?
Дети отвечают.
П: Давайте аккуратно разрежем кусок пшеничного теста. Что вы видите?
Д: Там тоже пузырьки.
П: Эти пузырьки делают дрожжи, которые мы покупаем в магазине и кладём в тесто. А вот ржаное тесто нужно делать на закваске, которую я сам сделал из муки и воды. Давайте её рассмотрим? Как она пахнет?
Д: Она похожа на жидкое тесто. Она с пузырьками. Она пахнет чем-то кислым, квасом, яблоками.
П: Вот она-то нам и поможет сделать в ржаном тесте пузырьки.
Воспитатель раздаёт миски с закваской.
П: Как вы думаете, что нам понадобится для хлебного теста кроме закваски?
Дети дают свои варианты ответов.
П: Давайте добавим воды и хорошенько размешаем.
Дети работают.
В: А теперь давайте вспомним, что нам рассказывал Петушок о том, как получается мука.
Физминутка.
Дети повторяют движения по тексту.
Возьму чудо-меленку,
Положу туда зернышки.
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели - засыпай,
И в мешочки набивай.
Покручу, поверчу,
Покручу, поверчу,
Да муку получу.
П: Теперь намелем зёрна ржи. Вы помните, почему полезно цельное зерно? Как называется мука из цельного зерна?
Ответы детей.
П: Теперь добавим муки и соли. Хорошенько перемешайте.
Дети работают.
П: Легкая это работа?
Д: Нет, очень трудно размешивать, остаются комочки.
П: Как вы думаете, почему люди говорили: "Пот на спине, хлеб на столе"?
Ответы детей.
В: Теперь, когда наше тесто готово, давайте сравним его с пшеничным.
Д: Оно разного цвета. Из пшеничного можно лепить. Ржаное тесто липкое. Из него нельзя лепить.
П: Молодцы! Вы очень наблюдательны. Ржаное тесто вязкое. Поэтому в форму мы его будем раскладывать ложкой.
Дети получают ложки и перекладывают тесто в формы для выпечки.
В: Петушок, посмотри, что у нас получилось.
П: Очень хорошо. Только посмотрите, красивый ли у нас получился верх?
Д: Некрасивый.
П: Чтобы получилась гладкая шапочка, нужно её разгладить ложкой.
Дети пытаются выполнить задание.
Д: У нас не получается, потому что тесто прилипает к ложке.
П: Я вам открою маленький секрет: чтобы тесто не прилипало, надо ложку опускать в стакан с водой и разглаживать тесто.
Дети получают по стакану с водой и выполняют задание.
Д: Теперь у нас красиво!
П: Да, у вас получились ровные красивые шапочки. Если вы хотите ещё украсить свой хлеб, можно посыпать его пряностями. Кто знает, что это такое?
Ответы детей.
В: Пряности -- это растения с сильным запахом. Обычно в ржаной хлеб добавляют тмин и кориандр. Давайте рассмотрим их и сравним.
Дети сравнивают тмин и кориандр по форме, цвету и запаху.
П: Можно добавить и кунжут. Рассмотрите его.
Дети рассматривают и сравнивают, выбирают пряности для своего хлеба и посыпают ими свою заготовку.
Теперь наши заготовки готовы и хотят постоять в тепле. Закваска будет работать, и в тесте появятся...
Д: Пузырьки!
П: Правильно. А мы пока уберём рабочее место и помоем руки.
Дети выполняют задание.
П: Когда тесто поднимется, мы поставим его в духовку. Когда вы достанете готовый хлеб, и он немного остынет, погладьте его руками, почувствуйте его запах. Это -- ваш первый хлебушек.
В: Недаром русский народ говорит: "Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь". Во время блокады Ленинграда выдавали кусочек хлеба весом 125 гр. Мы сейчас с вами взвесим хлеб, который давали на целый день.
Воспитатель взвешивает кусок хлеба.
В: А когда стала кончаться мука, в хлеб добавляли овёс, ячмень, кукурузу, картофель. Вскоре продукты закончились. Как вы думаете, что придумали пекари?
Дети дают свои варианты ответов.
В: В тесто стали добавлять обработанную древесину. Муку делали из коры берёзовых веток, из сосны, добавляли семена трав. К хлебу относились очень бережно, ни крошечки не теряли.
Итоги занятия.
П: Ребята, мне уже пора. Скажите, понравилось вам сегодня работать? Давайте вспомним, что мы сегодня узнали.
Дети повторяют понятия: пекарня, пекарь, закваска, пряности, тмин, кунжут, кориандр.
П: Молодцы! Когда мы встретимся снова, я с удовольствием послушаю о вашем первом хлебушке. Теперь вы знаете, какой это нелёгкий труд и будете бережно относиться к своему и чужому хлебу.