Педагогический проект «Книжкиной неделе - 70 лет»

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: познавательно-творческий

Цель проекта: Активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, воспитание будущего читателя.

Задачи:

  • Формировать у детей интерес к чтению, литературе, к детским писателям и поэтам.
  • Развитие творческой личности детей; знакомство с жанровыми особенностями, структурой, видами литературных произведений; театрализованной деятельностью.
  • Приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений.

Участники проекта: Воспитатели всех возрастных групп, музыкальный руководитель

Целевая группа: дети всех возрастных групп и их родители.

Продолжительность проекта: среднесрочный

Период выполнения: январь-апрель 2013 г.

Подготовка к проведению:

  • Отбор литературных произведений по возрастным группам
  • Отбор художественной литературы для чтения детям
  • Пополнение разных видов театра
  • Составление перспективного плана работы

Актуальность

Почему люди не могут обойтись без книг? Правда, не всем людям книги нужны одинаково – одному человеку больше, другому меньше. Но всем людям вместе, то есть всему человечеству, книги необходимы. Один человек может прожить без книг. Плохо, скучно, неинтересно, но может. А вот человечество – нет. Нельзя прожить без памяти. Если люди забудут себя, забудут, что делали 10, 20, 100, 1000 лет назад, жизнь просто не сможет двигаться дальше. Человечество будет топтаться на месте, будет без конца повторять свои ошибки, не в силах их преодолеть. Книги – это память. Такова суть книги, её содержательная сторона.

В современной психологии и социологии чтения термин “читатель” распространяется и на ребенка-дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восприятия и понимания книги, свойственные слушанию в той же мере, что и чтению. Ученые (А. В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.С.Славина, Д.М. Арановская, Н.С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, характеризующегося способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора. Психологи выделяют в эстетическом развитии дошкольников два периода, имеющие резкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К.И. Чуковский. Первый длится от “двух до пяти”, когда малыш еще недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начинается второй период, когда искусство, в том числе и искусство слова, отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным. Рассмотрим по подробнее особенности восприятия литературных произведений в каждый из этих периодов.

Младший дошкольный возраст

Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы ребенком 2—4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

  • формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
  • обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
  • учитывать при отборе книг для детей тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;
  • помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении;
  • помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их
  • поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;
  • помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.), учить рассматривать иллюстрации

Средний дошкольный возраст

  • продолжать формирование у детей интереса к книге;
  • учить внимательно слушать и слышать литературные произведения;
  • помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении;
  • помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
  • развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
  • поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
  • поддерживать сопереживание детей героям произведений, личностное отношение к прочитанному.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:

  • закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову;
  • расширять наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и др.);
  • формировать воссоздающее воображение;
  • учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
  • помогать ребенку не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые мотивы поступков;
  • помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
  • обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.

Реализация проекта

1 этап Подготовительный

  • Анкетирование родителей
  • Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
  • Подбор необходимой литературы по данной теме.

2 этап Деятельный

Январь

- Чтение сказок Ш. Перро в разных возрастных группах

Задача: Познакомить детей с творчеством Шарля Перро

Работа с детьми

  • Выставка произведений Ш. Перро с иллюстрациями разных художников.
  • Внесение раскрасок по сказкам автора
  • Изготовление дидактических игр по типу “Из какой мы сказки”, “Узнай и назови сказочного героя”
  • Приобретение пазлов, кубиков, разрезных картинок по сюжетам сказок
  • Детская продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование любимых сказочных героев
  • Изготовление кукол для театра на столе “Кот в сапогах” /старшая, подготовит. группы/
  • Игры-драматизации по сказкам Ш. Перро с использованием разного вида театров.
  • Выставка детских работ “Вернисаж” по сказкам Перро
  • Разучивание танца “Красная шапочка и волк” автор Л.Кустова /подгот.гр./
  • Разучивание танца “Ладушки” автор Л.Кустова /старшая группа/
  • Просмотр мультфильмов по сказкам Ш. Перро

Работа с родителями

  • Папка-передвижка “Первый детский сказочник”
  • Консультации – “Прочитайте детям сказку” /по возрастам/
  • Рекомендации посетить детский театр

Итог. Выставка “Наш вернисаж”

Февраль

- Чтение сказок А.С. Пушкина в разных возрастных группах

Задача: Познакомить детей с творчеством Пушкина

Работа с детьми

  • Выставка произведений А.Пушкина с иллюстрациями разных художников /Конашевич, Куркин, Билибин, Зворыкин.
  • Внесение раскрасок по сказкам автора
  • Изготовление дидактических игр по типу “Из какой мы сказки”, “Узнай и назови сказочного героя”
  • Приобретение пазлов, кубиков, разрезных картинок по сюжетам сказок
  • Детская продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование любимых сказочных героев;
  • Игры-драматизации по сказкам А. Пушкина с использованием разного вида театров.
  • Викторина по сказкам /для старшего возраста/
  • Разучивание фрагментов сказок
  • Рассматривание репродукции М. Врубеля “Царевна-Лебедь”
  • Слушание фрагмента оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”, “Полёт шмеля” /подготовит. гр./
  • Слушание фрагмента оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”, “Три чуда” /подготовит. гр./
  • Разучивание танца “Богатырская сила” автор А. Буренина
  • Презентация “Путешествие в Сказку о царе Салтане”
  • Просмотр мультфильмов “Сказки Пушкина”

Работа с родителями

  • Папка-передвижка “А.С. Пушкин – гордость земли русской”
  • Рекомендации посетить детский театр

Итог. Выставка “Наш вернисаж”

Март-апрель

  • Русские народные сказки – группа раннего возраста
  • С. Маршак “Детки в клетке” - младшая группа
  • К. Чуковский “Мойдодыр”, “Тараканище” - средняя группа
  • К. Чуковский “Муха-цокотуха” - старшая группа
  • В. Драгунский “Денискины рассказы” - подготовительная группа

3 этап. Заключительный

  • Итоговое занятие “Детки в клетке”
  • Театрализованное представление “Муха-цокотуха”
  • Выставка конкурсных работ
  • Фотоотчёт “Книжкина неделя”

Приложение.