“Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”, - так писал В.А. Сухомлинский о роли природы в жизни ребёнка.
Действительно, трудно переоценить воспитательное значение природы. Ребенок чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением. У него развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к ее объектам и явлениям. Непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей экологической ответственности.
Программа кружка “Природа, мы твои друзья!” общеинтеллектуальной направленности, способствует формированию здорового образа жизни и становлению экологической культуры личности, так как в возрасте 6-10 лет у ребенка зарождается ответственность как черта личности, способность отвечать за свое поведение, поступки.
Актуальность программы заключается в обогащении экологических представлений учащихся, их конкретизации, иллюстрирование новыми запоминающимися примерами на краеведческом материале.
Педагогическая целесообразность программы велика, так как она охватывает различные области знания, сохраняя при этом воспитательную направленность проводимых занятий, связанную с развитием у детей основ экологической ответственности.
Цель курса: создание среды для формирования познавательного, эмоционально-нравственного, деятельностного отношения обучающихся к окружающей среде, к своему здоровью.
Задачи:
- воспитание потребностей, направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
- стремление распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- развитие способности к анализу экологических ситуаций;
- развитие эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- выявление и развитие творческих способностей учащихся.
При разработке программы кружка учитывались следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей.
2. Принцип преемственности (кружок может работать на протяжении четырех лет начальной школы и может быть продолжен в основной школе).
3. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности.
4. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.
Формы проведения занятий: дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки, моделирование, театрализованное представление, разработка экознаков, составление памяток и пр.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: в вовлечении младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность, так как современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность. Ведь по В.А. Сухомлинскому “...Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям”.
Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности. Предусмотрено в рамках реализации программы кружка проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Сделать процесс познания природы реальным, развивающим, непрерывным представляется только через включение детей в учебную экскурсионную деятельность с использованием метода наблюдения. Экскурсии направлены на обогащение памяти ребенка знаниями о многообразии живой и неживой природы, овладение умениями устанавливать в ней взаимосвязи, пробуждению интереса к изучению природных явлений, любви и бережного отношения ко всему окружающему. Поэтому запланировано проведение ряда экскурсий.
Методы и приемы:
- беседы;
- наблюдения;
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- конкурсы, викторины;
- коллективно-творческие дела;
- исследовательская деятельность.
Срок реализации программы кружка 4 года. Курс кружка “Природа, мы твои друзья!” представлен в виде двух блоков: “В гостях у леса” (для обучающихся 1-3 классов) и “Человек на планете Земля” (для обучающихся 4 классов). Таким образом, занятия охватывают весь курс начальной школы.
Изучение тем идёт в соответствии с особенностями природных явлений, уровнем развития обучающихся, конкретными условиями школы. Содержание направлено на закрепление умений и навыков, полученных при изучении отдельных тем уроков окружающего мира.
Работа кружка может планироваться для подгруппы в рамках одного класса (15 человек), одного класса или планироваться и осуществляться не только для учащихся конкретного класса, а с учетом возможности привлечения обучающихся параллели. Продолжительность занятия в 1 классе – 35 минут, 2-4 классы – 45 минут.
Прогнозируемый результат:
- Умение вести наблюдения в природе.
- Знание экологических терминов, основных видов растений и животных родного края.
- Развитие навыков самостоятельной работы с детской научно – художественной, справочной, энциклопедической литературой.
- Расширение кругозора, воображения, эмоциональной сферы обучающихся.
- Знание правил охраны природы и укрепления здоровья.
- Совершенствование навыков работы с географическими картами и атласами, с гербариями растений.
- Умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами.
- Принимать участие в мероприятиях по охране природы.
Планируемые результаты реализации программы кружка “Природа, мы твои друзья!” ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов:
- Результаты первого уровня - приобретение школьниками опыта природосберегающей и природоохранной деятельности.
- Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям.
- Результаты третьего уровня - приобретение школьниками опыта самостоятельного действия.
Данная программа способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий.
УУД:
- Познавательные универсальные учебные действия: строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
- Личностные универсальные учебные действия: постичь основы экологической культуры (принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения).
- Регулятивные универсальные учебные действия: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
- Коммуникативные универсальные учебные действия: строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Формы подведения итогов:
- Выставки работ детского творчества.
- Театральное представление.
- Учебно-исследовательские конференции.
Содержание программы 1 блока “В гостях у леса” (для обучающихся 1-3 классов)
Содержание программы
1 класс, 1 час в неделю
(30 часов в год)
Раздел 1. Здравствуй, лес! (10 часов)
- Лесной мир. Осенняя палитра. Осенний листопад. Запахи осеннего леса. Лесная музыка.
- Экскурсии. “На лесной тропинке”, “С какого дерева лист?”
- Практическая работа. Сбор листьев разной формы – изготовление коллекции “Форма листьев”. Составление букетов. Оформление гербария. Сбор плодов и семян. Изготовление поделок из природного материала.
- Исследовательская деятельность. “Почему деревья сбрасывают листву?”, “Почему желтеют листья?”
Раздел 2. Зимняя лесная сказка (4 часа + 6 часов на театральную постановку).
- Портреты зимних деревьев. Следы птиц, зверей на снегу.
- Экскурсия. “Следы зверей и птиц”.
- Практическая работа. Изготовление кормушек, подкормка зимующих птиц.
- Театральная постановка. “Маленькой ёлочке хорошо в лесу”
Раздел 3. Лес в фольклоре и литературе (10 часов).
- Загадки о лесе. Лесные обитатели – герои народных сказок, басен. Сладков Н. И. “Лесные тайнички”. Бианки В. В. “Лесная газета”, “Лесные были”. Рассказы о природе Г. А. Скребицкого. Дмитриев Ю. Д. “Лесные загадки”. Пришвин М. М. “Беличья память”.
- Творческая деятельность. Сочинение экологических сказок.
Содержание программы 2 класс, 1 час в неделю
(34 часа в год)
Раздел 1. В царстве лесной красоты (9 часов).
- Калейдоскоп красок леса. Сезонные наряды леса. Лесные букеты. Лес в поэзии, музыке, изобразительном искусстве.
- Экскурсии. “Осень в лесу”, “Рисунок с натуры”.
- Практическая работа. Сбор шишек, корней, плодов для поделок. Изготовление поделок из природных материалов.
- Создание художественной выставки “Рисунок с натуры”.
Раздел 2. Что, что в лесочке растёт? (7 часов)
- Этажи (ярусы) леса. Почему лес многоэтажный. Какие деревья растут в лесу. В лесу растут не только деревья. Многообразный растительный мир леса.
- Исследовательская деятельность. “Растения леса”, “Моё любимое дерево”.
Раздел 3. Кто, кто в лесочке живёт? (10 часов)
- Лесные животные. Кто на каком этаже живёт. Пищевые связи в лесу. Лесные хищники. Язык зверей и птиц. “Профессии” лесных животных. Лесные мастера. Садовники леса. Санитары леса.
- Исследовательская деятельность: “Животные леса”, “По страницам лесного журнала мод”.
Раздел 4. Лесная скатерть – самобранка (8 часов).
- Дары леса. Ягодные адреса. Грибные адреса. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Советы ягодникам и грибникам. Дружат ли грибы с деревьями? Лесная кулинарная книга.
- Исследовательская деятельность: “Гриб, грибок, полезай в мой кузовок!”, “Необычные грибы”, “Грибы и медицина”, “Почему животные едят мухоморы”, “Грибы-двойники”, “Как приготовить вкусное варенье из лесных ягод”.
Содержание программы
3 класс, 1 час в неделю
(34 часа в год)
Раздел 1. Лес в жизни человека (15 часов).
- Кладовая леса. Изделия из древесины. Лесные профессии. Лес просит помощи. Памятка юным защитникам леса. Заповедные места родного края. Красная книга края.
- Экскурсии. “Что мы сажаем, сажая леса?”, экскурсия в краеведческий музей.
- Исследовательская деятельность. “Животные и растения леса, занесённые в Красную книгу”, “Декоративно-прикладное искусство”.
- Экологическая акция. “Чистый лес”.
Раздел 2. Лесная аптека (7 часов).
- Лечение лесом. Целебный воздух леса. Рецепты здоровья. Лесные чаи и витаминные напитки.
- Экскурсия. “Тайны лесной тропинки”.
- Исследовательская деятельность: “Лес – лёгкие планеты”, “Кладовая лекарственных растений”.
Раздел 3. Человек отправляется в лес! (12 часов)
- Лесные ориентиры. Компас. Отдых в лесу. Внимание: поход! Опасности в лесу. Уроки выживания в лесу. Правила поведения в лесу.
- Экскурсии. “Ориентирование на местности”, “У походного костра”.
- Экологическая акция. “День Земли”.
Содержание программы 2 блока “Человек на
планете Земля”
(для обучающихся 4 классов)
1 час в неделю (34 часа в год)
Раздел 1. География планеты Земля (7 часов).
- Фотографии из прошлого планеты Земля. Древние материки. Зарождение жизни. Различные взгляды на мир. Научный подход. Настоящее планеты. Какое будущее ждёт нашу планету? Человек разумный?
- Практическая работа. Изготовление поделок из бытовых отходов. Умелые ручки. Ненужной вещи – вторую жизнь.
- Исследовательская деятельность.
Раздел 2. Я в дороге, я в пути... (14 часов)
- Научный поиск, путешествия и открытия. Первые мореплаватели и путешественники. Геродот. Путешествия Марко Поло. Кто открыл Америку? Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюсов. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н.М. Пржевальский).
- Путешественники современности. Необычный человек – Фёдор Конюхов. Путешествия Тура Хейердала. Исследователь Мирового океана Жак-Ив Кусто. “Мир животных” Н. Н. Дроздова.
- Практическая работа. Работа с географической картой.
- Исследовательская деятельность.
Раздел 3. Чудеса природы (13 часов).
- Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. Загадки растений. Растения – иностранцы. Удивительные животные. Загадки под водой и под землёй. Высочайшие вулканы. Соседи вулканов – гейзеры. Водопады. Ледяные горы – айсберги.
- Исследовательская деятельность.
Перечень учебно-методических средств
- Бианки В. В. Лесная газета: повести и рассказы. Москва: Искатель, 2010 год.
- Бианки В. В. Лесные были: рассказы и сказки. Москва: Оникс, 2006 год.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Компакт - диск для компьютера. Издательство: Кирилл и Мефодий, 2011 год.
- Детская энциклопедия животных. Мурзилка реукомендует. Компакт - диск для компьютера. Издательство: Одиссей, 2007 год.
- Дмитриев Ю. Д. Лесные загадки. Москва: АСТ: Астрель, 2007.
- Лугич М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
- Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. Начальная школа. - №3 2007.
- Плешаков А.А. “Зелёный дом”. Москва: “Просвещение”, 2002 год.
- Плешаков А.А. “Планета загадок”. Москва: “Просвещение”, 1996 год.
- Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Москва, изд-во “Дрофа”, 2000г.
- Пришвин М. М. Беличья память: рассказы о жизни леса. Москва: Малыш, 1989 год.
- Симонова Л.П. “Экологическое образование в начальной школе”. Москва: “Академия”, 2000 год.
- Скребицкий Г. А. Рассказы. Москва: Искатель, 2011 год.
- Сладков Н. И. Лесные тайнички: рассказы и сказки. Москва: Детская литература, 2000.
- Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие (+ CD-ROM) Составитель Е. Галанжина. Издательство: Планета, 2011 год.
- Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие (+ CD-ROM) Составитель Е. Галанжина. Издательство: Планета, 2013 год.