Предисловие
Я работаю учителем начальных классов 26 лет в обыкновенной общеобразовательной школе, в которую приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя все еще им неизвестное, радуются всем своим новым знаниям и навыкам. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Стараюсь заинтересовать детей, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Сама начала знакомится с компьютером с 2005 года, а применять ИКТ в своей работе с младшими школьниками с 2006 года. Сейчас я не мыслю проведение уроков без компьютера. Благодаря хорошему техническому оснащению нашей школы, почти все учителя имеют возможность проводить уроки с использованием компьютера и мультимедийного проектора.
Новым образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных действий. Использование современных цифровых ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования этих действий. Я вместе с детьми осваиваю УМК “Перспектива”. Данная программа сама по себе очень интересная, но в сочетании с ИКТ процесс познания окружающего мира и овладения детьми огромнейшего потока информации становится более эффективным. Комплект учебников и CD дисков к урокам УМК “Перспектива” даёт возможность творчески подходить к организации методов и приёмов развивающего обучения младших школьников, обеспечивает развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. А также введен учебный курс “Информатика” как учебный предмет для младших школьников.
Таким образом, проработав два года в рамках нового ФГОС, я могу с уверенностью констатировать, что использование новых ИКТ - технологий в учебном процессе, безусловно, не только повышает успешность обучения, но и, что особенно важно, формирует положительную мотивацию к учению. Впереди – не менее интересный третий год обучения, и я полна идей, как с помощью информационных средств зажечь в глазах своих детей пытливый огонек жажды знаний.
Актуальность и перспектива
Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования.
Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.
Использование различных обучающих программ
В своей практике я использую готовые программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, различные электронные учебные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), подобранные согласно учебной программе по предметам, благодаря которым успешно решаю многие дидактические задачи. Уроки с использованием информационных технологий интересны и детям и мне. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика. Новые программы появляются чуть ли не каждый месяц, а значит, растут и наши возможности. Свои первые уроки я создавала при помощи программы Power Point.
Создание презентаций к урокам
Для подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий я создаю презентации в Microsoft Power Point, в Movie Maker, используя иллюстрации, частично сканированные мной и обработанные с помощью программ Nero, частично взятые в сети Интернет и анимационный материал, который позволяет удачно продемонстрировать суть изучаемого материала, и музыкальные произведения и видиосюжеты, снятые мной на камеру. Презентации содержит подобранный мною материал, анимацию, музыку. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Дети активно работают на уроке.
Я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках.
При изучении регионального компонента в начальных классах я также использую ИКТ. Для этого применяю разработки нестандартных компьютерных уроков “Путешествия по родному краю”.
Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.
На математике чаще всего использую презентации в начале урока во время устного счета, т. к. именно на этом этапе вижу их более эффективное применение. Так в первом, во втором классах при решении примеров с окошками, дети показывают карточками с цифрами пропущенное число, а на слайде в окошке оно появляется. Сразу видно, кто ошибся. Это и решение цепочек, это и круговые примеры, это и задачи в стихах и многое другое. Тренажеры помогают отрабатывать вычислительные навыки. Мы отрабатываем табличные и внетабличные случаи умножения и деления. Тренажер может содержать обучающие слайды, которые помогают ученику найти значение произведения рациональным способом. Если обучающих слайдов нет, то в случае неправильного выбора ответа ученик остается на том же слайде, пока не даст правильный ответ. Так же использую тесты, которые научилась составлять по найденному шаблону. Такие работы на уроке может выполнять самостоятельно только два ученика, на компьютерах находящихся в классе, с остальными же учениками в это время устно работаю я. Детям такие виды работ очень нравятся, они с удовольствием остаются после уроков на некоторое время, чтобы потренироваться в устном счете.
Урок литературного чтения должен быть ярким и образным для развития эмоциональной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора. Рисунки, портреты, фотографии в единстве со словом учителя создают образ писателя, а иллюстрации к произведениям помогают представить персонажей. Все это возможно только с использованием компьютерных технологий.
На уроках литературного чтения возможно использование компьютера в начале урока для знакомства учащихся с биографией и творчеством изучаемого писателя. А также на обобщающих уроках по некоторым темам, где возможно составление кроссвордов, проведение викторин и других творческих заданий.
На уроках обучения грамоте использование ИКТ помогает организовать работу над звуком, звуковой схемой слова, над предложением, текстом, помогает учитывать уровень овладения чтением учащихся на уроке (пока слабые ученики читают текст в учебнике, более сильные читают продолжение или более сложный вариант на экране).
На уроках русского языка очень удобно проводить словарную работу, орфографическую минутку, проверочные работы. Здесь у учащихся появляется возможность быстро проверить, исправить ошибки и оценить свою работу.
Теперь в моей копилке есть презентации по математике, русскому языку, технологии, литературному чтению, внеклассной работе, окружающему миру.
Создание тестовых заданий к урокам
В качестве тренажёра для отработки ЗУН я использую программы “Фраза”, “Семейный наставник”. При помощи программы “Конструктор тестов” сама готовлю тестовые задания разного уровня для учащихся.
Когда в первый раз ученикам 2 класса было предложено ответить на вопросы компьютерного теста, сделанного в данной программе, я сомневалась – все ли у них получиться? Однако мои опасения оказались напрасными – абсолютно все ученики справились с предложенным заданием, им очень понравился данный вид работы. А сколько было восторга, когда компьютер поставил им оценку! Нет ничего лучше сияющих лиц учеников, постигающих основы информационно-коммуникационных технологий. Тест позволил проверить качество знаний учащихся по теме; работа с ним способствовала воспитанию прилежности; через многократное выполнение однотипных действий – добросовестного отношения к учебе; воспитанию навыков самоконтроля; развитию познавательного интереса учащихся, избирательности их внимания, умения выполнять интерактивные задания.
Нетрадиционные формы учебных занятий.
Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Например, мультимедийная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия, урок-путешествие, кино-урок (использование аудио-видео материалов) и др. Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего класса в работу с ИКТ, использование дифференцированных и индивидуализированных форм работы. Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания.
Работа на интерактивной доске
С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У меня появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе урока. Нужно также и не забывать про СанПиН.
Использование ресурсов Интернет
Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и технологии.
Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач. Приучаю своих учеников находить нужную информацию в интернете и электронных энциклопедиях для уроков, классных часов и внеклассных мероприятий. Ребята готовят доклады к уроку окружающего мира, литературного чтения, пользуясь ресурсами Интернета.
Кроме этого использование ИКТ активизирует познавательную деятельность ученика, развивает внутреннюю мотивационную сферу. Важно, чтобы желание, с которым дети идут в школу, сопровождало их всю жизнь.
Заключение
На личном опыте я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. У детей легче формируются познавательные, личностные, регулятивные УДД. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Анализируя свой опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
1) обеспечить положительную мотивацию обучения;
2) проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
3) обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
4) повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
5) усовершенствовать контроль знаний;
6) рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
7) формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
8) обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.