Класс – 5 общеобразовательный
Цель урока: (Слайд 2)
- развитие творческой и познавательной активности;
- формирование практических умений работать в малом коллективе (группе);
- формирование понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта;
- воспитание любви к Родине и народной культуре.
Тип урока – урок формирования навыков и умений.
Оборудование и материалы
Для учителя:(зрительный ряд)
- иллюстрации с изображением элементов русской печи, “красного угла”, “горницы”, “печного угла”, домашней утвари;
- примеры интерьеров крестьянского жилища;
- мультимедийный проектор(презентация).
Литературный ряд: стихи, сказки.
Музыкальный ряд: народные мелодии, русские народные песни.
Для учащихся (художественные материалы) – гуашь, бумага (белая и цветная), клей ,ножницы, картонная коробка, разные материалы.
План урока 1
- Беседа о внутреннем убранстве русской избы.
- Постановка художественной задачи.
- Самостоятельный подбор материалов для работы.
План урока 2
- Формирование групп.
- Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской избы.
- Работа в малых группах.
- Подведение итогов.
Ход урока
Организационный момент.
Дети сидят за партами, разделены на 4 группы. Звучит русская народная музыка. Учитель читает стихи на фоне музыки. (Слайд 3)
Вот вам русская изба...
В центре стол, печь, образа,
Люлька - нянчит малыша,
Самовар и утюг, у стены большой сундук.
Беседа учителя.
- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (о внутреннем мире избы).
Появляется заголовок РУССКАЯ ИЗБА.(Слайд 4)
Представьте, что мы с вами в настоящей русской избе. Рассмотрим внутренний мир русской избы.
Сколько интересного и мудрого “впитала” русская изба! Внутренний мир русского дома был особенным, неповторимым. Предметы быта, наполняющие его, играли в жизни людей определенную роль.
Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение –изба с русской печью.(Слайд 5)
Изба на Руси начиналась с крыльца, которое “зазывало” гостей войти внутрь дома.(слайд 6) В каждом доме обязательно была лавка. Лавки и скамьи отличались друг от друга. Лавка чаще всего располагалась вдоль стены и стояла неподвижно. (слайд 7)
Скамья же имела ножки, и ее легко можно было передвинуть. Если хозяин дома усаживал гостя на лавку, это расценивалось как знак уважения со стороны семьи. Так гость мог судить об отношении к нему хозяина.
Загадка:
Белая старуха на одном месте сидит,
Из угла в угол не переставить и из избы не
вытащить (печь).(слайд 8, 9)
- А какие обряды и обычаи были связаны с печкой на Руси? (слайд 10)
Варила | Готовили пищу, пекли хлеб. |
Сушила | Сушили вещи зимой, а летом и осенью –зерно, грибы и ягоды. |
Грела | Обогревали помещение. |
Мыла | Мылись, парились, омывали новорожденного и умершего, лечили, то есть заговаривали болезни. |
Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.
Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу.(слайд11) Печь обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки.(слайд12) Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.
Почетное место в избе – “красный угол” -находилось по диагонали от печи, в дальнем углу комнаты, -так , чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин, прежде всего, крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяином.(слайд 13, 14)
Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. По традиции, в день свадьбы невесту увозили на венчание именно из красного угла.
Мебели в избе было немного – стол, лавки, сундуки, посудные полки –вот, пожалуй, и все.(Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.)(слайд15)
Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. (слайд 16) В обычные дни, за обеденным столом, сидел глава семьи. Каждый член семьи знал свое место. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человека, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко сундуки имели хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. (слайд 17, 18)
Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой. Для грудных детей предназначались подвесные люльки, зыбки или колыбели, которые украшали резьбой, росписью, фигурными вырезами в досках. В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалось от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.(слайд 19, 20)
Убранство крестьянской избы было необычайно гармонично. Интерьер избы – столь же прекрасное творение, как и все, что создавал крестьянин.
Творческое задание.
А теперь давайте посмотрим, какие иллюстрации вы принесли. Используя их, придумайте свою композицию интерьера избы.
На втором уроке учащиеся в заранее подготовленной для макета коробке (в коробке убираются 2 стены и сделается угловая композиция), используя разные материалы, создают макет внутреннего убранства русской избы, предметов быта и труда.
Подведение итогов урока.
Учащиеся демонстрируют свои работы. В интерьер можно поместить принесенные игрушки, которые будут выполнять роль жильцов.