Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока:
- дать представление о взаимосвязи музыки с живописью, литературой, историей на примере “ Богатырской темы”;
- познакомить с жанром былина ;
- воспитывать патриотизм и прививать любовь и уважение к искусству, к Родине на примере героя былины “Садко” и кубаира “Урал – батыр”.
Средства обучения:
- презентация по теме урока;
- Фрагменты музыкальных произведений М.П.Мусоргского“Богатырские ворота”, А.П. Бородин а“Богатырская симфония”, былина об Илье Муромце в исполнении Ф.Шаляпина, “Песня Садко” из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Садко”, былина об Илье Муромце, кубаир “Урал - батыр”.
Виды деятельности:
- сообщения учеников;
- слушание музыки;
- вокально-хоровая работа.
Ход урока
Сегодня нам предстоит увлекательное и интересное путешествие в мир прекрасного. Мы познакомимся с жанром былина. Представьте себе, что мы сейчас с вами пассажиры необычайного поезда, на котором и отправимся в путь.
(Видео на интерактивной доске) таблица
Обратите внимание на доску. Там изображены станции, мимо которых нам придется проехать. На этих станциях мы будем делать остановки.
Станция “История” | Станция “Литература” | Станция “Живопись” | Станция “Музыка” |
Восточнославянская эпоха, период возникновения былин. | Былины – героические песни о великих деяниях необыкновенных людей. | “Я всегда только и жил Русью” (В. М. Васнецов). | Напевность, мелодичность, ритм. |
Представьте себе, что ваши тетради - путеводные листы, где вы будете делать заметки на каждой станции.
Итак, в путь. ( Звучит музыка М. П. Мусоргского).
Станция “ История”.
Едва ли найдется такой жанр в фольклоре, о котором было бы написано статей и книг больше, чем о былинах. Это объясняется, прежде всего, художественными особенностями эпоса.
Сообщение ученика:
Былины – русские народные песни – сказания складывавшиеся в 9–13 вв. Они повествуют о событиях, связанных со становлением и развитием Древнерусского государства, борьбе с внешними врагами ( печенегами, половцами, монголами, татарами), соперничестве христианства с язычеством. Характерная черта былин – переплетение реалий с вымыслом сказителей, смешение событий и действующих лиц. Былины отражали нравственные и социальные идеалы народа. Они пронизаны идеей единства, независимости и могущества Руси.
Учитель:
Один из главных и самый любимый народом богатырь – Илья Муромец. Первое упоминание о великом воине Илье, которое можно считать историческим свидетельством, сделано литовским воеводой Кмитой Чернобыльским в 1574 г. А 20 –ю годами позже в 1594 г. Киев посетил немецкий путешественник Эрих Лясота, он осмотрел все достопримечательности города и описал их в своем дневнике.
(Видео №1). Вид Киево-Печерской лавры
Он упомянул о том, что при осмотре Киево – Печерской лавры ему показали в одной из пещер гробницу знаменитого героя и богатыря Ильи Муровлянина.
Из свидетельства монаха Афанасия Кальфанийского. Жил Илья во времена Владимира Мономаха и преставился около 1188 г. Воинская слава Ильи гремела по всей Европе, о нем упоминается даже в германских исторических поэмах и норвежских сагах. На старости лет, израненный он принял постриг и стал монахом. Но прежде у него была семья и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых.
(Видео №2) гробница, икона, запись экспертов
То, что Илья умер старцем, утверждают эксперты, которые проводили исследования мощей монаха – богатыря. Именно они высказали предположение, что в момент смерти ему было около 50 лет. В 1643 году официально канонизирован. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем, 1998 году на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.
2. Станция “Литература”.
Сообщение ученика:
У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией.
Былины относятся к русскому народному эпосу. Создателями былин является народ. Их исполняли народные сказители по памяти, как слышали от своих предков. На Севере и в Сибири Былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России былины пелись хором. Слово былина происходит от слова быль. На Севере былины назывались старинами, старинками.
Учитель:
На самом деле о чем рассказывают былины, правда?
В былинах много исторически достоверных примет. Например старинное вооружение воинов – меч ,щит, копье, шлем, кольчуга. В былинах воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Былины настолько достоверны в деталях реальной жизни, что по описаниям былин ученые восстанавливают старинный облик зданий, судят о том как жили наши предки. Однако нельзя думать, что в былинах все изображено так, как было в действительности. Былины – это не летопись, в которую заносились с хронологической точностью даты выдающихся событий. Былина – произведение искусства, поэтому для них характерен вымысел.
Итак, былины – это, прежде всего, героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитниках русской земли. Нет ни одной героической былины, где богатырь – воин не победил врага. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Старший – Илья Муромец.
Разбор домашнего задания. Былина “Илья Муромец и Соловей – Разбойник”
(Видео № 4) текст былины
Былина возникла в 3 – й Владимиро-Суздальский период создания былин. В ней изображен мир Киевской Руси. Именно в Киев едут богатыри на службу к стольному князю Владимиру. Эти былины называются Киевскими. Есть былины - Новгородские. Они создавались в период расцвета Великого Новгорода. Героями являются Василий Буслаев и Садко. Давайте вспомним в основу какого произведения легла былина “Садко”? (Опера Н. А. Римского-Корсакова “Садко”).
(Видео № 5) Песня Садко “Ой ты, темная дубравушка” из оперы “Садко”
Кто такой Садко? Гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре и покровительству Водяного. Садко попадает в подводное царство, по требованию морского царя играет ему на гуслях. Царь хочет, чтобы Садко остался у него и предлагает ему в жены дочь царевну Волхову, но любовь сильнее и Волхова помогает ему вернуться домой.
Звучит музыка М. П. Мусоргского.
3. Станция “Живопись”.
На интерактивной доске портрет В.М. Васнецова.
(Видео № 6) Васнецов “Богатыри”
Будущий художник Васнецов в детстве впервые услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах богатырей. Былинные события оживали в воображении, а когда мальчик вырос, мечты воплотились в картины. Лучшей картиной на былинный сюжет по праву считается “ Богатыри”. (Разбор картины: композиция, пейзаж, снаряжение, настроение).
Так же образы богатырей мы можем встретить в таком виде изобразительного искусства, как палехская роспись. Главные сюжеты палехской росписи - русские сказки и былины.
(Видео №7) картина Васнецова “ Илья Муромец”
Звучит музыка М. П. Мусоргского
4. Станция “ Музыка”.
Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому иногда ошибочно считаем их литературными произведениями. Но это не так. Они создавались народом не для чтения. А для пения. В культуре Древней Руси древние слагатели былин назывались баяны, певцы – дружинники. Любители народного творчества оставили много воспоминаний о том, как исполнялись былины. (Воспоминание этногрофа В. Н . Харузиной об исполнении былин их знатоком Никифором Прохоровым ).
Слушание и разбор былины об Илье Муромце в исполнении Ф. Шаляпина.
(Характер движения мелодии, склад текста, темп,музыкальные интонации)
Разучивание и исполнение былины. (Вокально-хоровая работа.
Слушание и разбор “Богатырской симфонии” А. Бородина.
Национальный характер эпоса наблюдается в его национальных названиях: у русских – былина, у украинцев – дума, у якутов – олонхо. А у башкирского народа это кубаиры. Башкирский эпос в прошлом исполнялся под аккомпанемент домбры. Сейчас прозвучит кубаир в исполнении участницы республиканского конкурса юных сказителей эпоса “Урал –Батыр”.
(Видео № 10) кубаир “ Урал – Батыр”
Давайте сравним с русской былиной
1. Речитативное исполнение, медленный темп, напевность интонации подчиняется слову.
2. О героях.
Вывод:
1. Былины возникли в восточно – славянскую эпоху, в 9–13 веках. Бывают Киевскими и Новгородскими.
2. Былины – это героические песни, главные герои былин – богатыри.
3. Герои былин становились героями картин, их образы использовали композиторы в своих произведениях.
4. Характерно для исполнения былин напевность, мелодичность, музыкальная интонация подчиняется слову.
5. В разных видах искусства мы встречаемся с былиной.
Наше путешествие подошло к концу.
Подведение итогов урока.
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание: прочитать былину по выбору.