Вид урока: урок развития речи.
Класс: 6
Цели:
- формирование положительного отношения к нравственным ценностям;
- воспитание вкуса к изысканному слову, бережного отношения к матери;
- развитие творческого мышления, воображения, речи.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- проектор;
- компьютер.
Материалы к уроку:
- презентация к уроку;
- музыка Франца Шуберта “Ave Maria”, Джулио Каччини “Ave Maria”;
- рабочие листы.
ХОД УРОКА
Организационный момент. (Слайд № 1)
Работа с эпиграфом урока. (Слайд № 3)
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим ее, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею всё сообща,
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим её и за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза.
Но стоит с повинной прийти головою,
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце свое.
И просто за то, что она - наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.
Н. Саконская
Беседа о том, какие чувства вызывают данные строки, какие мысли приходят в момент прочтения, почему материнство на картинах чаще всего изображается, как женщина с младенцем на руках.
Задание. Запишите эти трогательные строки в тетрадь, подчеркните ключевые слова текста.
Слово учителя: МАМА – самое трогательное слово в лексике любого человека. От него веет теплотой, домом, радостью и умиротворением.
Как вы думаете, почему именно сегодня мы будем говорить о маме? (Урок проводится в преддверии Дня Матери)
Индивидуальное задание. (Слайд № 4).
Дарья Ж. работала с толковым словарем, она узнала, какие значения есть у слова МАТЬ.
Сообщение ученицы о лексическом значении слова “мать”.
Задание. Подберите к слову МАМА однокоренные слова, определите способ образования.
Работа с таблицей.
Учитель: У каждого из нас всегда есть для мамы тёплые слова. Вспомните, а затем запишите в табличку на рабочем листе нежные слова, которыми называете маму. (Слайд № 5)
Материал для наблюдения | Материал для записей |
Мама – (кто?) |
Солнышко Нежность |
Шестиклассники читают свои записи. На интерактивной доске вносят записи в таблицу презентации.
А какие прилагательные вы можете подобрать, чтобы охарактеризовать маму? Но сначала вспомним, какую часть речи называют именем прилагательным. С какой целью прилагательные употребляются в речи?
Запишите во вторую строку таблицы как можно больше прилагательных. Сейчас мы узнаем, кто не поскупился на доброе слово, посвящённое маме. (Слайд № 5)
Мама (какая?) |
Добрая Замечательная |
Продолжают заполнять таблицу на доске таблицу.
Беседа с учащимися. Почему в слове “мама” слышится не только благодатная нота, не только нежность, но и жертвенность?
Минута познания нового “Расширяем кругозор”.
Индивидуальное задание.
А знаете ли вы художников, которые писали картины, изображающие материнство? Сегодня нас с таким художником познакомит Фролов А.
Сообщение учащегося об итальянском живописце Рафаэле Санти. (Слайд № 6)
Кто назовёт самую известную его картину? Павлова Я. Расскажет удивительную историю одного из полотен этого художника. (Слайд № 7)
Сообщение ученицы о картине “Сикстинская мадонна”, о замысле этой картины.
А стихотворение, русского поэта, посвященное именно этой картине нашёл Некрасов А.. Сейчас мы услышим выразительное прочтение этого произведения под великолепное творение Франца Шуберта “Ave Maria”. (Слайд № 7)
Учитель даёт устную оценку проекта, получившегося у ребят!
Вспомните иконы русских мастеров, на которых изображена Богородица с младенцем. Сегодня мы познакомимся с иконой Божьей Матери “Неувядаемый Цвет”. Это одно из самых красивых изображений богородицы. Об этой иконе нам расскажет Яковлев В.
Сообщение об истории иконы Божьей матери “Неувядаемый Цвет”. (Слайд № 8)
Учитель: Почему говорят, что у мамы БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ? В виде какого цветка вы представили бы сердце вашей мамы? Почему?
- Что вы знаете о цветах? Вспомните строение цветка из уроков биологии. (Слайд № 9) Как за ним нужно ухаживать, чтобы он благоухал? (Слайд № 10)
Любой цветок – это воплощение красоты, поэтому часто цветы сравнивают с женщиной, с матерью, с возлюбленной. А знаете ли вы, что язык цветов родился на востоке, создали его женщины, которые перенесли на цветы все оттенки своего настроения и чувств. (Слайд № 11) Рассмотрим цветы в качестве символов.
Работа с таблицей (Слайд № 12), в которой представлены средства художественной выразительности. Учащиеся приводят примеры, объясняют, с какой целью в речи используются метафоры, сравнения, олицетворения.
Беседа. Почему с чувствами и сердцем мамы нужно обращаться очень бережно? Каким смыслом мы наполняем слово “бережно”? Что нужно делать, чтобы сберечь цветок сердца мамы? Ответьте на вопросы, записывая ответ в рабочий лист (приложение 2).
Итог урока
Учитель: Перечитайте еще раз все, что вы записали о вашей маме. А теперь я хочу прочесть вам эти замечательные строки под музыку замечательного композитора Джулио Каччини “Ave Maria”:
У матерей святая должность в мире -
Молиться за дарованных детей.
И день, и ночь в невидимом эфире
Звучат молитвы наших матерей.Одна умолкнет, вторит ей другая.
Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.
Но матерей молитвы не смолкают
За дорогого сына или дочь.Господь молитвам матерей внимает,
Он любит их сильней, чем любим мы.
Мать никогда молиться не устанет
О детях, что еще не спасены.Всему есть время, но пока мы живы,
Должны молиться, к Богу вопиять.
В молитве скрыта неземная сила,
Когда их со слезами шепчет мать.Как тихо. Во дворе умолкли птицы,
Давно уже отправились все спать.
Перед окном склонилась помолиться
Моя родная любящая мать!
Какие чувства вызывает это стихотворение? Какова его основная мысль? Созвучно ли оно с теми мыслями, что вы написали о своей маме?
Берегите своих мам, любите и цените их, ибо нет на свете ничего более дорого, чем мама и семья!
Домашнее задание: используя собранный материал, написать сочинение-откровение “Цветок сердца моей мамы...”.