Цель урока:
- сформировать у учащихся доброжелательное отношение к близким и незнакомым людям;
- развить навыки проявления сострадания и милосердия.
Задачи:
- привить детям нравственные понятия искренности, сострадания;
- подвести детей к желанию проявлять добродушие;
- создать благоприятные условия для внедрения проекта в жизнь коллектива класса.
Ход урока
Психологический настрой на урок. Слайд 2
- Ребята, подскажите, какое сейчас время года?
Покажите, что вы замерзли и съёжились, а теперь огорчились и расслабились. Вам случайно попали капли холодного дождя в лицо, изобразите огорчение, печаль. А теперь улыбнитесь. Человеческая доброта и улыбка – самые удивительные явления в мире. С их помощью можно изменить не только своё состояние, но и состояние другого человека. Давайте настроимся на работу и ещё раз улыбнемся друг другу. Какие красивые улыбки у вас получились! Я вижу настроение у вас хорошее. Давайте начнем работать.
Работа над темой урока.
- Сейчас мы с вами прослушаем выпуск новостей. Посмотрим, изменится ли ваше настроение после его просмотра.
Трагедия Крымска. Слайд 3,4
- Очень часто мы слышим о землетрясениях, наводнениях, пожарах. Все мы знаем, что одним из самых страшных бедствий этим летом в России было наводнение в городе Крымске. Обильные проливные дожди сильно подняли уровень воды в реке. 6 июля 8 метровая волна за 20 минут затопила весь город. Небольшой городок в считанные минуты был практически полностью уничтожен. Были разрушены дома, повалены деревья, кустарники, затоплены машины, дороги, уничтожено имущество. Погибло 171 человек.
Наводнение в Армавире. Слайд 5,6
- Ребята, а в 2002 году, когда вы ещё не родились, жители нашего города пережили такую же беду. Вода не пощадила никого. 1900 домов были полностью разрушены. 3501семья лишились имущества, хозяйственных построек, огородов. Армавир потерял десять своих граждан.
- Я очень внимательно наблюдала за каждым из вас. В классе было очень тихо, улыбки исчезли с ваших лиц.
Проблемная ситуация. Слайд 7
- Скажите, какие чувства вызывали эти два сюжета? (дети отвечают)
Вы чувствуете жалость к этим людям, желание обнять их, поддержать накормить, защитить, сделать их жизнь приятной? Конечно, Вы хотели оказать милость этим людям.
Прошлым летом мы с Вами помогали крымчанам, собирали гуманитарную помощь (кто-то продуктами, кто-то вещами, добрым словом поддержки). Что чувствовало Ваше сердце? (дети отвечают).
-Когда мы оказываем кому-нибудь милость, проявляем сострадание, наше сердце испытывает радость. Вы должны помнить прекрасное свойство нашей души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его взамен.
–Детки, а что такое милосердие и к кому мы его проявляем? Слайд 8,9
– Как Вы думаете, кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете слово сострадание? Можно ли научиться состраданию и милосердию? – А надо ли этому учиться? Зачем?
– Можно ли за милосердие получать плату?
Работа со словарём.
Исследовательская работа в тетради. Слайд 10
Очень хочется посмотреть, насколько Вы поняли, о чём мы сейчас говорили. Предлагаю поработать самостоятельно, с последующей самопроверкой.
Задание 1. Вам необходимо вычеркните лишние утверждения.
Благость, радость, жадность, месть, бескорыстие, равнодушие, помощь, сострадание, доброта, злорадство, счастье, любовь, обида, гнев.
Проверьте себя.
Физкультминутка.
Притча о самарянине. Слайд11
Просмотр мультфильма.
- Мы с вами на прошлом уроке говорили о заповедях. Что это такое?
Заповеди – это то, что требуется делать всем людям, чтобы не навредить как им, так и самому себе. Исполнение заповедей сохраняет наши души. Но есть нечто выше заповедей и выше законов. Это – любовь и она бывает разной. Например, радостной. Мы счастливы, когда видим наших близких, любимых.
- Но бывает любовь и с печальным лицом , когда мы встречаемся с бедой. Ведь, чужой беды не бывает. Протяни руку нуждающемуся и если тебе когда-нибудь нужна будет тоже помощь, кто-нибудь поможет тебе в ответ. Как бумеранг возвращаются благие дела. Знай, что при виде горя никогда нельзя остаться равнодушным.
Христос говорил: “Люби ближнего как самого себя”.
Работа с учебником.
Обсуждение притчи.
– Найти в тексте учебника ответы на вопросы:
– Какой был задан вопрос Христу?
– Как Иисус Христос ответил?
– Что произошло?
– Кто оказался ближе пострадавшему незнакомцу?
- Подумайте и ответьте на вопрос, что означает притча Иисуса?
Проектная работа. Слайд 12, 13,14,15,16,17,18.
- Жить честно, следовать заповедям Господа легко. Стоит лишь ежедневно обращать внимание на мелочи, быть добрым в делах: подать стакан воды старикам, кусок хлеба нуждающимся, крупы голодным птицам. Много дел можно ещё сделать, стоит только захотеть!
- Ребята, выделяют семь дел милосердия для чужого тела (обговаривание):
- Голодных нужно кормить
- Жаждущих нужно поить
- Одевать нужно нагих
- Бесприютных принимать
- Больных посещать
- Узников нужно навещать
- Мёртвых нужно хоронить
- Предлагаю поработать по группам и составить коллажи по темам:
“Помогай животным”, “Прояви милосердие к бездомным людям”, “Не скупись на сострадание тяжело больным”, “Сочувствуй людям, попавшим в беду”.
1. Капитаны выбирают названия творческих групп.
2. Участники отбирают фотографии по теме.
3. Участники каждой группы пишут на шаблонах-сердечках имена и качество, необходимое милосердному человеку.
4. Составляют коллажи по группам, клеят на макет земли фото и сердца.
5. Защищают проекты.
Ребята, посмотрите, какой проект получился у меня. Слайд 19
Добрые дела мы с Вами совершали уже не единожды.
Ежегодно поздравляем с 9 мая ветерана ВОВ Пуга Алексея Николаевича. Приносим ему открытки, угощения и главное хорошее настроение.
Участвуем в “Акции письмо солдату”. Вы с большим трепетом ребята писали письма ветеранам, неизвестным солдатам, своим прадедам. Восторгались храбростью и самоотверженностью защитников Родины. Каждое письмо наполнено теплом и искренностью, пожеланиями добра и здоровья!
В декабре 2013 года мы с вами участвовали в проекте “Горячие ладошки холодной зимы”. Проект стал началом сотрудничества между детьми с ограниченными возможностями и учителями, учениками МАОУ - СОШ № 4.
Мы с вами подготовили и провели праздничный концерт, показали кукольный спектакль, который оставил незабываемые минуты радости и веселья. Вниманию маленьких зрителей с ограниченными возможностями было представлено театрализованное шоу с участием Дед Мороза. В программе новогоднего праздника были также увлекательные конкурсы, танцевальные и музыкальные номера, подготовленные и показанные вами!
Завершился праздничный утренник мастер- классом, на котором была создана коллективная работа: все без исключения оставили отпечатки своих горячих ладошек, из которых получилась великолепная ёлочка. Дед Мороз вручил всем не только сладкие подарки, как и водится под Новый год, но также символы Нового года и Милосердия-ангелов защиты от бед, изготовленные тоже Вами.
В ходе проведения праздника нам с вами удалось включить детей с ограниченными возможностями в новую для них социальную среду, способствующую расширению их круга интересов и творческих возможностей. Мы с вами на пути дороги милосердия!
Закрепление темы
- Я Вам задавала вопрос, может ли человек научиться милосердию? Да, может, если будет совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь). Эти дела со временем изменят и Ваше сердце, сделают его более человечным.
Работа в тетради. Слайд 20
Задание 2. Уберите те значения, которые не соответствуют милосердию.
- Проверьте себя.
- Ребята, предлагаю Вам тест, ответив на вопросы, Вы сможете оценить самостоятельно уровень Вашего милосердия и сострадания (на карточке). Слайд 21
За каждый положительный ответ да вы приклеиваете себе одно сердечко!
1. Если тебя обижают, ты легко прощаешь обиды?
2. Смог ли бы ты истратить все накопленные тобой деньги из копилки на милостыню?
3. Если у друга проблемы, ты будешь ему сопереживать?
4. Ты щедр на похвалу другим людям?
5. Часто ли ты говоришь своим близким о том, что ты их любишь, что нуждаешься в них?
6.Ты внимательно слушаешь других людей, если тема разговора тебе не интересна?
7. Ты применяешь свои способности для пользы других людей, для благотворительности?
8. Если ты думаешь, что прав, будешь ли ты считаться с другим мнением?
9. Выполнишь ли ты работу, незапланированную тобой ранее (ухаживать за больным дедушкой, сходить в аптеку для папы)
Результаты теста. Слайд 22
- Ребята, посчитайте количество собранных сердечек!
9 сердец. Ты милосерден, нравишься людям, умеешь общаться с другими. У тебя много товарищей, друзей.
От 4 до 7 сердец. Твоё милосердие проявляется не всегда. Пересмотри своё отношение к другим людям.
Менее 4 сердец. Тебе предстоит потрудиться над собой. Ты не милосерден.
Рефлексия урока.
- И в заключение урока, прошу Вас раскрасить ваши шаблоны-сердечки, наклеенные на макет земли, тем цветом, который соответствует вашему состоянию души (красным цветом - желаю помогать и быть милосердным, коричневым – не знаю, что хочу, чёрным – ничего не хочу).
Этими сигналами мы “зажжём” наши сердца на благие поступки и добрые дела ещё больше. Слайд 23
Коллажи ребята закрепляют на воздушные шары и отпускают в окошко.
- Ребята, будьте милосердны, спешите делать добро, радуйте своими делами очень близких и совершенно не знакомых людей, тогда Ваша жизнь наполнится радостью, счастьем от того, что и другим людям тоже хорошо и спокойно. Желаю Вам мира, счастья и добра. Спасибо за сотрудничество.
Подведение итогов. Домашнее задание.