Цель: формирование музыкальной культуры школьников.
Задачи:
- Знакомство детей с историей музыки и с музыкальными инструментами;
- Музыкальное развитие учащихся через непосредственное участие в разных видах музыкальной деятельности;
- Развитие творческого потенциала ребят, благодаря приобщению к великим образцам музыкальной культуры человечества.
Методы:
- Словесный.
- Наглядный.
- Практический.
- Объяснительно-иллюстративный.
Оборудование.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Музыкальные инструменты.
Музыкальный материал.
- З.Роот “Звуки музыки”
- Ф.Шуберт “Аве Мария!”
- Л.Обер “Тамбурин”
- Г.Гендель “Ларго”
- И.Брамс “Колыбельная”
- Итал.нар. песня “Санта Лючия”
- Л.Бетховен “Торжественная песнь”
- Ж.Бизе “Хабанера”
- П.И.Чайковский “Утро”
- П.И.Чайковский “Камаринская”
- Ж.Рамо “Рондо”
- Ф.Шуберт “Колыбельная”
- Бальный танец
- Современный танец
- Г.Струве “Музыка”
Действующие лица:
Можно пригласить для концертного выступления учеников, обучающихся игре на музыкальных инструментах. В данном варианте - исполнители на скрипке, виолончели, флейте, кларнете, трубе, фортепиано, арфе саксофоне, а также исполнители бального и современного танцев.
- Королева - Музыка
- Композитор
- Музы (9)
- Музыканты – исполнители
- Танцоры
ХОД УРОКА-КОНЦЕРТА (СЛАЙД 1)
КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 2)
Дорогие слушатели, сегодня мы отмечаем Международный день музыки. Этот праздник был учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки являлся композитор Д.Д.Шостакович. В этот день во всем мире звучат музыкальные сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 3)
Музыка живет в каждом из нас. Очень важно научиться воспринимать её. Имеет значение не только стиль музыки, ритм и тональность, но и на каком музыкальном инструменте исполняется произведение, ведь звучание каждого музыкального инструмента уникально и оказывает свое, неповторимое влияние на человека. Музыка делает нас лучше, умнее, и добрее.
КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 4)
Когда и как возникла музыка? В древности было сложено много легенд, мифов и сказаний о происхождении музыки. Немало красивых сказок было сложено и о происхождении музыкальных инструментов, о замечательных певцах и музыкантах прошлого. Такие сказки есть у всех народов. Древнегреческий миф о певце Орфее рассказывает, что даже дикие звери приходили послушать его голос и мирно лежали у ног певца.
КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 5)
В старинной русской былине повествуется о певце-гусляре Садко, искусство которого покорило морскую стихию. В этих легендах нашла выражение любовь человечества к музыке, восхищение ее красотой.
КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 6)
Изобретение музыки нельзя приписать никому, так же как нельзя приписать кому-либо изобретение нашей речи. Только человек может выражать в музыке все разнообразие своих чувств, мыслей, свое отношение к окружающей жизни. Слово “композитор” происходит от латинского “compositor”, что означает “сочинитель”. О чем же думает композитор, прежде чем приступить к созданию своего шедевра? Может быть, с такими словами рождается музыка?
Чистый лист бумаги,
Нотная строка...
Звуки всей Вселенной
В мыслях у меня...
Дай мне силы, Боже,
Это удержать,
Красоту созвучий
Людям передать!
(Е.Арсенина)
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА (СЛАЙД 7)
Слово “музыка” происходит от греческого “musike”, что означает “искусство муз”. Это вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА
Исполняют все слушатели в зале!
(песня учится заранее на уроках музыки )З.Роот ПЕСНЯ “ЗВУКИ МУЗЫКИ” (СЛАЙД 8)
КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 9)
В древнегреческой мифологии музы - это красавицы богини, дочери бога Зевса и богини памяти Мнемозины. Они - покровительницы искусств и наук. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошло слово “музей”).
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА (СЛАЙД 10)
От слова “муза” происходит слово “музыка”, первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но и любое искусство или науку, которые связаны с деятельностью муз.
МУЗЫ (читают все вместе) (СЛАЙД 11)
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада –
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав, в шуме дубрав,
Только прислушаться надо.Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечно своей
Мир наполняет природа!Тихие слёзы свои ива роняет у брода...
Трелью приветствуют ночь соловьи
Звоном ветвей, песней дождей
Мир наполняет природа.Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт,
Только прислушаться надо.
(В.Семернин)
КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 12)
В Париже в Лувре находится древний саркофаг муз. (II в. н. э.)
Слева направо: Клио (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато, Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния, Каллиопа, Терпсихора (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове).
КОРОЛЕВА – МУЗЫКИ (СЛАЙД 13)
Древние греки считали музыку великим даром богов, а солнечного бога Аполлона — покровителем искусств и особенно музыки. Весной и летом на склонах Геликона Аполлон водит хоровод с девятью музами. Он руководит хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.
КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 14)
Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется на светлом Олимпе, и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все, воцаряются мир и тишина. Все боги Олимпа участвуют в веселом хороводе. Квадрига Аполлона украшает Большой театр в центре Москвы.
МУЗА 1 (СЛАЙД 15)
Я - Муза – музыки. Зовут меня Эвтерпа. Я покровительствую всем музыкантам. Если ваша музыка дарит людям радость и хорошее настроение, то ждите меня в гости.
МУЗА 2 (СЛАЙД 16)
Я - Муза лирической поэзии. Меня зовут Эрато. Прихожу я к вам тогда, когда душа ваша готова петь любовную серенаду возлюбленному человеку.
МУЗА 3 (СЛАЙД 17)
Я - Муза героической поэзии и красноречия. Зовут меня Каллиопа. Я дарую поэту власть над человеческими душами.
Я побуждаю человека преодолеть свой страх перед судьбой.
МУЗА 4 (СЛАЙД 18)
Я - Муза трагедии. Меня зовут Мельпомена. Я - символ театрального искусства.
Мои “жрецы” — актеры и режиссеры. Мой “храм” — театр.
МУЗА 5 (СЛАЙД 19)
Я - Муза комедии. Имя мое – Талия. Я вдохновляю вас посмотреть с юмором на все проблемы. Когда на вашем лице милое выражение, а глаза ваши искрятся добротой, то весь мир улыбается вам в ответ.
МУЗА 6 (СЛАЙД 20)
Я – Муза серьезной поэзии и гимнов. Зовут меня Полигимния. Я знаю великое множество хвалебных песен – гимнов, и храню в памяти эти песни, призванные славить Богов...
МУЗА 7 (СЛАЙД 21)
Я - Муза танцев и хорового пения. Имя мое – Терпсихора. Я открываю людям гармонию между внешним и внутренним, между душой и телом.
МУЗА 8 (СЛАЙД 22)
Я - муза истории. Мое имя Клио. Я помогаю каждому из вас найти свое предназначение.
МУЗА 9 (СЛАЙД 23)
Я - Муза астрономии. Зовут меня Урания. Я помогаю вам почувствовать себя частью Вселенной. Вы только рождаетесь, а звезды уже запечатлели для вас всю вашу жизнь.
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА
Музы исполняют песню.
Ф.Шуберт“ АВЕ МАРИЯ!” (СЛАЙД 24-25)
МУЗА 1 (СЛАЙД 26)
Музыка - творит чудеса! Она пробуждает чувства человека!
МУЗА 2
Музыка обладает огромной силой. На свете нет людей, равнодушных к музыке.
МУЗА 3
Композиторы раскрывают нам тайны своей души, сочиняя музыкальные произведения. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки.
МУЗА 4 (СЛАЙД 27)
С музыкой человечество знакомо с давних времен.
МУЗА 5 (СЛАЙД 28 - 29)
В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен. На рисунках изображены люди с музыкальными инструментами.
МУЗА 6 (СЛАЙД 30)
В 2000 году китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, созданных 2 тысячи лет назад, в эпоху древнейшей китайской династии Хань. Несмотря на почтенный возраст, почти все 150 найденных экспонатов были в хорошем состоянии.
МУЗА 7 (СЛАЙД 31)
Самыми древними инструментами среди тех, что найдены в Китае, являются разного рода свистульки и костяные дудочки, созданные в 5-4 тысячелетии до нашей эры. Так же во время археологических раскопок ученые нашли литофоны (цин), шаровидные глиняные окарины (сюнь), колокола из бронзы (чжун) и другие музыкальные инструменты, относящиеся к тому же времени.
КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 32)
Слово “оркестр” пришло к нам из греческого языка. Так называлась площадка круглой формы, на которой выступал хор и артисты театра.
КОРЛЕВА – МУЗЫКА (СЛАЙД 33)
Первые оркестры в современном понимании этого слова появились в 17-18 веке. Оркестр – это большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.
МУЗА 8 (СЛАЙД 34)
Современный симфонический оркестр состоит из четырех основных групп: струнная группа, деревянные духовые, медные духовые и ударные инструменты. Фундаментом оркестра служит струнная группа – это скрипка, альт, виолончель и контрабас. Струнные инструменты являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных инструментах, составляет примерно две трети всего коллектива.
КОРОЛЕВА - МУЗЫКА
Играет скрипка. СКРИПКА Л.Обер “Тамбурин”
КОРОЛЕВА - МУЗЫКА
Играет виолончель. ВИОЛОНЧЕЛЬ Г.Гендель “Ларго”
МУЗА 9 (СЛАЙД 35)
Мы уже не услышим той музыки, которую исполняли наши предки, но когда-то она заставляла их радоваться или печалиться.
КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 36)
Легенда “Пан и Сиринга”.
Пан увидел однажды прекрасную Сирингу и полюбил её. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь пресекла река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке руки Сиринга и стала молить спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив тростник воском.
МУЗА 1 (СЛАЙД 37)
Вторая группа инструментов в симфоническом оркестре - деревянные духовые. В нее входят: флейта, гобой, кларнет и фагот.
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА
Играет флейта.ФЛЕЙТА И.Брамс “Колыбельная”
КОРОЛЕВА - МУЗЫКА
Играет кларнет. КЛАРНЕТ Ж.Бизе “Хабанера”
КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 38)
Нет на земле человека, который не любил бы музыку: старинную или современную, серьезную или легкую, классическую или эстрадную. За что же мы ее любим? Наверное, за то, что она вместе с нами радуется и плачет, переживает и восторгается, зовет нас на подвиги, любит и ненавидит. Наверное, за то, что единственная из всех искусств музыка очень тонко передает чувства и переживания человека.
МУЗА 2 (СЛАЙД 39)
Третью группу симфонического оркестра составляют медные духовые инструменты: труба, тромбон, валторна, туба.
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА
Играет труба. ТРУБА Итальянская народная песня “Санта Лючия” и Л.Бетховен “Торжественная песнь”
КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 40)
Жизнь без музыки невозможна! С музыкой шли в бой войска, с музыкой люди обращались к Богу, музыкой славили царей, музыкой их свергали. Музыку возносили и запрещали, музыкантов славили и принижали.
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА (СЛАЙД 41)
Музыку слушали и в городе и в деревне. Любили её и богатые и бедные.
МУЗА 3 (СЛАЙД 42)
Четвертая группа симфонического оркестра – это ударные инструменты. Основная их функция – ритмическая. Различают ударные инструменты с определенной высотой звучания – это литавры, ксилофон, оркестровые колокольчики и другие. А также с неопределенной высотой звучания - это барабаны, тамтам, треугольник, тарелки и другие инструменты.
МУЗА 4 (СЛАЙД 43)
Композиторы иногда включают в состав оркестра фортепиано, арфу, саксофон, челесту, орган и другие инструменты.
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА
Играет фортепиано. ФОРТЕПИАНО П.И.Чайковский “Утро” и “Камаринская”
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА
Играет арфа. АРФА Ж.Рамо “Рондо”(СЛАЙД 44)
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА
Играет саксофон. САКСОФОН Ф.Шуберт “Колыбельная”(СЛАЙД 45)
МУЗА 5 (СЛАЙД 46)
Земля, весь мир людской ежечасно, ежесекундно вибрирует звуками музыки. Представьте себе, что музыка вдруг исчезнет и наступит тишина. Мы не сможем петь и танцевать. Человечество потеряет самый живой и понятный общий язык.
МУЗА 6
Эту ситуацию можно было увидеть в немом кино. Сначала фильмы были без звука. На экране двигались, разговаривали, спешили куда-то люди. Они напоминали движение теней, безмолвных и бесшумных. Поэтому музыка оказалась необходимой в кино.
МУЗА 7 (СЛАЙД 47)
Очень часто мы запоминаем музыку из фильма, хотя не помним самого фильма. Как правило, хорошая музыка, прозвучав в кино, приобретает новую жизнь вне экрана. Она звучит с концертной эстрады. Да просто остается в нашем сердце!
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА
Исполняется бальный танец. БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ (СЛАЙД 48)
МУЗА 8 (СЛАЙД 49)
Начало третьего тысячелетия показывает, что музыка не утратила своего значения, а напротив – потребность в ней увеличивается. Современные представления о музыке формируются в мультикультурном пространстве, расширяя наши знания о различных культурных средах, пластах, традициях, где музыка обязательно присутствует.
МУЗА 9
Используются возможности широкого межкультурного обмена. Благодаря сети Интернет музыка стала доступней, чем когда либо. Сегодня в интернете можно найти практически все музыкальные композиции, которые были написаны и сыграны человечеством за всю его историю.
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА
Исполняется современный танец. СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ (СЛАЙД 50 )
КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 51)
Одна из главных особенностей музыки – объединять людей. Язык нот и дирижерских жестов понятен музыкантам всего мира. Музыканты – первые посланцы мира. Они связывают народы пониманием, уважением, дружбой и любовью.
КОРОЛЕВА - МУЗЫКА
И мы с вами, дорогие ребята, делаем мир добрее. И пусть вы не станете профессиональными музыкантами, главное, чтобы музыка была так же вам нужна, как природа, дружба и любовь.
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА
Исполняют все слушатели в зале!
(песня учится заранее на уроках музыки) Г.Струве “Музыка” (СЛАЙД 52)
КОМПОЗИТОР ( СЛАЙД 53)
У каждого человека есть своя любимая музыка, которая заставляет плакать и радоваться, позволяет задуматься о смысле жизни и бытия. Музыка – это сильнейший инструмент воздействия на человека. Музыкой можно наслаждаться, ее надо слушать и понимать. Тогда жизнь будет ярче, интереснее, а люди станут мудрее и добрее!
КОРОЛЕВА – МУЗЫКА (СЛАЙД 54)
Поздравляю вас с Международным Днем музыки!