Внеклассное мероприятие «Международный день музыки»

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (128 МБ)


Цель: формирование музыкальной культуры школьников.

Задачи:

  • Знакомство детей с историей музыки и с музыкальными инструментами;
  • Музыкальное развитие учащихся через непосредственное участие в разных видах музыкальной деятельности;
  • Развитие творческого потенциала ребят, благодаря приобщению к великим образцам музыкальной культуры человечества.

Методы:

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический.
  • Объяснительно-иллюстративный.

Оборудование.

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Музыкальные инструменты.

Музыкальный материал.

  • З.Роот “Звуки музыки”
  • Ф.Шуберт “Аве Мария!”
  • Л.Обер “Тамбурин”
  • Г.Гендель “Ларго”
  • И.Брамс “Колыбельная”
  • Итал.нар. песня “Санта Лючия”
  • Л.Бетховен “Торжественная песнь”
  • Ж.Бизе “Хабанера”
  • П.И.Чайковский “Утро”
  • П.И.Чайковский “Камаринская”
  • Ж.Рамо “Рондо”
  • Ф.Шуберт “Колыбельная”
  • Бальный танец
  • Современный танец
  • Г.Струве “Музыка”

Действующие лица:

Можно пригласить для концертного выступления учеников, обучающихся игре на музыкальных инструментах. В данном варианте - исполнители на скрипке, виолончели, флейте, кларнете, трубе, фортепиано, арфе саксофоне, а также исполнители бального и современного танцев.

  • Королева - Музыка
  • Композитор
  • Музы (9)
  • Музыканты – исполнители
  • Танцоры

ХОД УРОКА-КОНЦЕРТА (СЛАЙД 1)

КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 2)

Дорогие слушатели, сегодня мы отмечаем Международный день музыки. Этот праздник был учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки являлся композитор Д.Д.Шостакович. В этот день во всем мире звучат музыкальные сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 3)

Музыка живет в каждом из нас. Очень важно научиться воспринимать её. Имеет значение не только стиль музыки, ритм и тональность, но и на каком музыкальном инструменте исполняется произведение, ведь звучание каждого музыкального инструмента уникально и оказывает свое, неповторимое влияние на человека. Музыка делает нас лучше, умнее, и добрее.

КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 4)

Когда и как возникла музыка? В древности было сложено много легенд, мифов и сказаний о происхождении музыки. Немало красивых сказок было сложено и о происхождении музыкальных инструментов, о замечательных певцах и музыкантах прошлого. Такие сказки есть у всех народов. Древнегреческий миф о певце Орфее рассказывает, что даже дикие звери приходили послушать его голос и мирно лежали у ног певца.

КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 5)

В старинной русской былине повествуется о певце-гусляре Садко, искусство которого покорило морскую стихию. В этих легендах нашла выражение любовь человечества к музыке, восхищение ее красотой.

КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 6)

Изобретение музыки нельзя приписать никому, так же как нельзя приписать кому-либо изобретение нашей речи. Только человек может выражать в музыке все разнообразие своих чувств, мыслей, свое отношение к окружающей жизни. Слово “композитор” происходит от латинского “compositor”, что означает “сочинитель”. О чем же думает композитор, прежде чем приступить к созданию своего шедевра? Может быть, с такими словами рождается музыка?

Чистый лист бумаги,
Нотная строка...
Звуки всей Вселенной
В мыслях у меня...
Дай мне силы, Боже,
Это удержать,
Красоту созвучий
Людям передать!
(Е.Арсенина)

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА (СЛАЙД 7)

Слово “музыка” происходит от греческого “musike”, что означает “искусство муз”. Это вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА

Исполняют все слушатели в зале!

(песня учится заранее на уроках музыки )З.Роот ПЕСНЯ “ЗВУКИ МУЗЫКИ” (СЛАЙД 8)

КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 9)

В древнегреческой мифологии музы - это красавицы богини, дочери бога Зевса и богини памяти Мнемозины. Они - покровительницы искусств и наук. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошло слово “музей”).

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА (СЛАЙД 10)

От слова “муза” происходит слово “музыка”, первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но и любое искусство или науку, которые связаны с деятельностью муз.

МУЗЫ (читают все вместе) (СЛАЙД 11)

Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада –
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав, в шуме дубрав,
Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечно своей
Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои ива роняет у брода...
Трелью приветствуют ночь соловьи
Звоном ветвей, песней дождей
Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт,
Только прислушаться надо.
(В.Семернин)

КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 12)

В Париже в Лувре находится древний саркофаг муз. (II в. н. э.)

Слева направо: Клио (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато, Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния, Каллиопа, Терпсихоракифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове).

КОРОЛЕВА – МУЗЫКИ (СЛАЙД 13)

Древние греки считали музыку великим даром богов, а солнечного бога Аполлона — покровителем искусств и особенно музыки. Весной и летом на склонах Геликона Аполлон водит хоровод с девятью музами. Он руководит хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 14)

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется на светлом Олимпе, и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все, воцаряются мир и тишина. Все боги Олимпа участвуют в веселом хороводе. Квадрига Аполлона украшает Большой театр в центре Москвы.

МУЗА 1 (СЛАЙД 15)

Я - Муза – музыки. Зовут меня Эвтерпа. Я покровительствую всем музыкантам. Если ваша музыка дарит людям радость и хорошее настроение, то ждите меня в гости.

МУЗА 2 (СЛАЙД 16)

Я - Муза лирической поэзии. Меня зовут Эрато. Прихожу я к вам тогда, когда душа ваша готова петь любовную серенаду возлюбленному человеку.

МУЗА 3 (СЛАЙД 17)

Я - Муза героической поэзии и красноречия. Зовут меня Каллиопа. Я дарую поэту власть над человеческими душами.

Я побуждаю человека преодолеть свой страх перед судьбой.

МУЗА 4 (СЛАЙД 18)

Я - Муза трагедии. Меня зовут Мельпомена. Я - символ театрального искусства.

Мои “жрецы” — актеры и режиссеры. Мой “храм” — театр.

МУЗА 5 (СЛАЙД 19)

Я - Муза комедии. Имя мое – Талия. Я вдохновляю вас посмотреть с юмором на все проблемы. Когда на вашем лице милое выражение, а глаза ваши искрятся добротой, то весь мир улыбается вам в ответ.

МУЗА 6 (СЛАЙД 20)

Я – Муза серьезной поэзии и гимнов. Зовут меня Полигимния. Я знаю великое множество хвалебных песен – гимнов, и храню в памяти эти песни, призванные славить Богов...

МУЗА 7 (СЛАЙД 21)

Я - Муза танцев и хорового пения. Имя мое – Терпсихора. Я открываю людям гармонию между внешним и внутренним, между душой и телом.

МУЗА 8 (СЛАЙД 22)

Я - муза истории. Мое имя Клио. Я помогаю каждому из вас найти свое предназначение.

МУЗА 9 (СЛАЙД 23)

Я - Муза астрономии. Зовут меня Урания. Я помогаю вам почувствовать себя частью Вселенной. Вы только рождаетесь, а звезды уже запечатлели для вас всю вашу жизнь.

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА

Музы исполняют песню.

Ф.Шуберт“ АВЕ МАРИЯ!” (СЛАЙД 24-25)

МУЗА 1 (СЛАЙД 26)

Музыка - творит чудеса! Она пробуждает чувства человека! 

МУЗА 2

Музыка обладает огромной силой. На свете нет людей, равнодушных к музыке.

МУЗА 3

Композиторы раскрывают нам тайны своей души, сочиняя музыкальные произведения. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки.

МУЗА 4 (СЛАЙД 27)

С музыкой человечество знакомо с давних времен.

МУЗА 5 (СЛАЙД 28 - 29)

В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен. На рисунках изображены люди с музыкальными инструментами.

МУЗА 6 (СЛАЙД 30)

В 2000 году китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, созданных 2 тысячи лет назад, в эпоху древнейшей китайской династии Хань. Несмотря на почтенный возраст, почти все 150 найденных экспонатов были в хорошем состоянии.

МУЗА 7 (СЛАЙД 31)

Самыми древними инструментами среди тех, что найдены в Китае, являются разного рода свистульки и костяные дудочки, созданные в 5-4 тысячелетии до нашей эры. Так же во время археологических раскопок ученые нашли литофоны (цин), шаровидные глиняные окарины (сюнь), колокола из бронзы (чжун) и другие музыкальные инструменты, относящиеся к тому же времени.

КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 32)

Слово “оркестр” пришло к нам из греческого языка. Так называлась площадка круглой формы, на которой выступал хор и артисты театра.

КОРЛЕВА – МУЗЫКА (СЛАЙД 33)

Первые оркестры в современном понимании этого слова появились в 17-18 веке. Оркестр – это большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.

МУЗА 8 (СЛАЙД 34)

Современный симфонический оркестр состоит из четырех основных групп: струнная группа, деревянные духовые, медные духовые и ударные инструменты. Фундаментом оркестра служит струнная группа – это скрипка, альт, виолончель и контрабас. Струнные инструменты являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных инструментах, составляет примерно две трети всего коллектива.

КОРОЛЕВА - МУЗЫКА

Играет скрипка. СКРИПКА Л.Обер “Тамбурин”

КОРОЛЕВА - МУЗЫКА

Играет виолончель. ВИОЛОНЧЕЛЬ Г.Гендель “Ларго”

МУЗА 9 (СЛАЙД 35)

Мы уже не услышим той музыки, которую исполняли наши предки, но когда-то она заставляла их радоваться или печалиться.

КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 36)

Легенда “Пан и Сиринга”.

Пан увидел однажды прекрасную Сирингу и полюбил её. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь пресекла река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке руки Сиринга и стала молить спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив тростник воском.

МУЗА 1 (СЛАЙД 37)

Вторая группа инструментов в симфоническом оркестре - деревянные духовые. В нее входят: флейта, гобой, кларнет и фагот.

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА

Играет флейта.ФЛЕЙТА И.Брамс “Колыбельная”

КОРОЛЕВА - МУЗЫКА

Играет кларнет. КЛАРНЕТ Ж.Бизе “Хабанера”

КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 38)

Нет на земле человека, который не любил бы музыку: старинную или современную, серьезную или легкую, классическую или эстрадную. За что же мы ее любим? Наверное, за то, что она вместе с нами радуется и плачет, переживает и восторгается, зовет нас на подвиги, любит и ненавидит. Наверное, за то, что единственная из всех искусств музыка очень тонко передает чувства и переживания человека.

МУЗА 2 (СЛАЙД 39)

Третью группу симфонического оркестра составляют медные духовые инструменты: труба, тромбон, валторна, туба.

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА

Играет труба. ТРУБА Итальянская народная песня “Санта Лючия” и Л.Бетховен “Торжественная песнь”

КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 40)

Жизнь без музыки невозможна! С музыкой шли в бой войска, с музыкой люди обращались к Богу, музыкой славили царей, музыкой их свергали. Музыку возносили и запрещали, музыкантов славили и принижали.

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА (СЛАЙД 41)

Музыку слушали и в городе и в деревне. Любили её и богатые и бедные.

МУЗА 3 (СЛАЙД 42)

Четвертая группа симфонического оркестра – это ударные инструменты. Основная их функция – ритмическая. Различают ударные инструменты с определенной высотой звучания – это литавры, ксилофон, оркестровые колокольчики и другие. А также с неопределенной высотой звучания - это барабаны, тамтам, треугольник, тарелки и другие инструменты.

МУЗА 4 (СЛАЙД 43)

Композиторы иногда включают в состав оркестра фортепиано, арфу, саксофон, челесту, орган и другие инструменты.

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА

Играет фортепиано. ФОРТЕПИАНО П.И.Чайковский “Утро” и “Камаринская”

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА

Играет арфа. АРФА Ж.Рамо “Рондо”(СЛАЙД 44)

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА

Играет саксофон. САКСОФОН Ф.Шуберт “Колыбельная”(СЛАЙД 45)

МУЗА 5 (СЛАЙД 46)

Земля, весь мир людской ежечасно, ежесекундно вибрирует звуками музыки. Представьте себе, что музыка вдруг исчезнет и наступит тишина. Мы не сможем петь и танцевать. Человечество потеряет самый живой и понятный общий язык.

МУЗА 6

Эту ситуацию можно было увидеть в немом кино. Сначала фильмы были без звука. На экране двигались, разговаривали, спешили куда-то люди. Они напоминали движение теней, безмолвных и бесшумных. Поэтому музыка оказалась необходимой в кино.

МУЗА 7 (СЛАЙД 47)

Очень часто мы запоминаем музыку из фильма, хотя не помним самого фильма. Как правило, хорошая музыка, прозвучав в кино, приобретает новую жизнь вне экрана. Она звучит с концертной эстрады. Да просто остается в нашем сердце!

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА

Исполняется бальный танец. БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ (СЛАЙД 48)

МУЗА 8 (СЛАЙД 49)

Начало третьего тысячелетия показывает, что музыка не утратила своего значения, а напротив – потребность в ней увеличивается. Современные представления о музыке формируются в мультикультурном пространстве, расширяя наши знания о различных культурных средах, пластах, традициях, где музыка обязательно присутствует.

МУЗА 9

Используются возможности широкого межкультурного обмена. Благодаря сети Интернет музыка стала доступней, чем когда либо. Сегодня в интернете можно найти практически все музыкальные композиции, которые были написаны и сыграны человечеством за всю его историю.

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА

Исполняется современный танец. СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ (СЛАЙД 50 )

КОМПОЗИТОР (СЛАЙД 51)

Одна из главных особенностей музыки – объединять людей. Язык нот и дирижерских жестов понятен музыкантам всего мира. Музыканты – первые посланцы мира. Они связывают народы пониманием, уважением, дружбой и любовью.

КОРОЛЕВА - МУЗЫКА

И мы с вами, дорогие ребята, делаем мир добрее. И пусть вы не станете профессиональными музыкантами, главное, чтобы музыка была так же вам нужна, как природа, дружба и любовь.

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА

Исполняют все слушатели в зале!

(песня учится заранее на уроках музыки) Г.Струве “Музыка” (СЛАЙД 52)

КОМПОЗИТОР ( СЛАЙД 53)

У каждого человека есть своя любимая музыка, которая заставляет плакать и радоваться, позволяет задуматься о смысле жизни и бытия. Музыка – это сильнейший инструмент воздействия на человека. Музыкой можно наслаждаться, ее надо слушать и понимать. Тогда жизнь будет ярче, интереснее, а люди станут мудрее и добрее!

КОРОЛЕВА – МУЗЫКА (СЛАЙД 54)

Поздравляю вас с Международным Днем музыки!