Тип проекта:
- познавательно-творческий;
- детско–взрослый;
- открытый;
- фронтальный;
Актуальность проекта:
Малая родина - родной северный край! Мы часто задумываемся над тем, какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав с родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве ямальской земли? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это мы, воспитатели, можем и должны передать детям, это чрезвычайно важно для воспитания духовно-нравственных и патриотических чувств.
Знакомство дошкольников с родным краем, приобщение к истории, природе и культуре тех мест, где мы живём, задача, несомненно, значимая и важная в развивающей работе с воспитанниками.
Цель проекта: Воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.
Задачи проекта:
- Продолжать знакомить детей с разнообразием растительного и животного мира родного края.
- Расширять представления о географическом расположении родного края, климатической зоне проживания.
- Закреплять знания о родном селе (название, социальные объекты (улица, дом, магазин, поликлиника). Знакомить с правилами поведения в селе.
- Воспитывать чувства привязанности и любви к родному краю.
Подготовительный этап:
- Подобрать иллюстрации, картинки с изображением представителей растительного и животного мира родного края; иллюстрированные книги о животных; альбомов “Наше село – Горки”, “Растения родного края”.
- Изготовить куклу Снежану в национальном костюме народа “ханты”.
- Подготовить презентацию к развлечению “Путешествие к Умке”.
Реализация проекта:
Непосредственно-организованная образовательная деятельность
Тема: “Ёлочка” (интеграция областей - Художественное творчество, Познание )
1. Формировать умение выкладывать треугольники в порядке убывающей величины, составляя изображение ёлочки и наклеивать их.
2. Продолжать учить сравнивать предметы по величине путём наложения.
3. Развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику.
4. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при наклеивании готовых форм.
Тема: “Зайчишка-трусишка” (интеграция областей - познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы)
1. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки, учить составлять описательный рассказ об игрушке с помощью взрослого.
2. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде и числе, закреплять произношение звука “В”.
3.Расширять представления о животном мире родного края.
4. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Тема: “Кто у нас в лесу живёт, что у нас в лесу растёт” (интеграция областей - познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы)
1.. Расширять представления детей о растительном и животном мире родного края.
2. Продолжать учить отгадывать загадки описательного характера.
3. Продолжать учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления; различать пространственные направления от себя: вверху — внизу;
4. Развивать внимание, память, мышление, речь; обогащать и активизировать словарный запас.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Тема “Заяц на снегу” (интеграция областей - Художественное творчество, Познание, Чтение художественной литературы)
1. Вызвать интерес к нетрадиционным способам рисования - методом тычка жёсткой полусухой кистью внутри контура.
2. Развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста.
3. Закреплять представления о жизни зайца в лесу зимой.
4. Развивать память, внимание, интерес к познавательно-творческой деятельности.
5. Воспитывать аккуратность при работе с краской.
Тема: “Жилище народов севера - чум” (интеграция областей - Познание, Труд)
1. Познакомить детей с жилищем коренных народов севера, его устройством и назначением.
2. Расширять представления о географическом расположении родного края, уточнить название родного села.
3. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали при сооружении построек (мебели), используя полученные ранее умения.
4. Формировать у детей привычку после игры аккуратно складывать детали в коробки, прибирать за собой.
5. Развивать познавательный интерес, речь, память.
6. Воспитывать интерес к родному краю, желание узнать о нём что-то новое. любовь к родному селу.
Тема: “Лестница для бельчонка” (интеграция областей - Художественное творчество, Коммуникация, Познание)
1. Закреплять умение раскатывать столбики прямыми движениями рук, создавать предметы, состоящие из нескольких частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
2. Закреплять в речи названия диких животных и их детёнышей.
3. Закреплять представления о жизни белки в лесу.
4. Развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику.
5. Воспитывать у детей отзывчивость, желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Тема: “Снегирь и мышонок” по сказке И.Истомина (интеграция областей - Чтение художественной литературы, Коммуникация, Познание)
1. Познакомить детей с новой сказкой, воспитывать умение следить за развитием сюжета, развивать интерес к художественной литературе.
2. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию распространёнными предложениями, высказывать своё отношение к поступкам персонажей.
3. Знакомить детей с птицами родного края, учить различать и называть их.
4. Развивать внимание, речь, память.
5. Воспитывать отрицательное отношение к жадности, не умению делиться.
Тема: “Житель севера - олень” (интеграция областей - Познание, Коммуникация)
1. Продолжать знакомить с представителями животного мира родного края, расширять знания об олене.
2. Расширять представления об одежде и обуви жителей родного края в соответствии с климатической зоной проживания.
3. Вовлекать детей в разговор, формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
4. Развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
5. Воспитывать любовь к родному краю.
Образовательная деятельность в режимных моментах
- Дидактические, словесные, настольно-печатные игры: “Кто у кого?” ( животные и их детёныши), “Где что растёт?” (растения леса и огорода), “Кто где живёт?” (животные жарких стран и животные севера)
- С/ж ролевые игры-ситуации “Семья на рыбалке”, “В чуме”
- Беседы: “Животные севера” “Край, в котором мы живём”, “На чём люди ездят”
- Рассматривание макетов “Чум”, “Избушка”
- Рассматривание картинок из серии “Птицы”, “Деревья”, “Дикие животные”
- Рассматривание альбомов “Наше село – Горки”, “Растения родного края”
- Мастерская – Коллективная творческая работа “Картинка о севере” “Платье для куклы Снежаны”
- Опытно-экспериментальная деятельность - “Свойства снега”
- Пальчиковые игры “Дятел”, “Сидит белочка в тележке”
- Подвижные игры: “Лиса и зайцы”, “Как-то мы в лесу гуляли…”, “Олени и волк”, “Кто дальше бросит снежок”, “У медведя во бору”, “Зайцы и волк”
- Целевая прогулка по улицам села
Участие родителей в реализации проекта:
- Подготовка совместно с детьми творческих работ к выставке “Мой северный край”;
- Разучивание с детьми стихотворения “Ёлочка” Ивенсена;
- Познавательно-творческая встреча в детско-родительской студии “Село моё родное”.
Презентация проекта:
Развлечение “Путешествие к Умке” с использованием ИКТ, выставка детских работ.