Пояснительная записка
Данная рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2010 года, Примерной образовательной программы основного общего образования, разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. “Обществознание. 6 класс” и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час.
Курс “Обществознания” опирается на знания, полученные и получаемые при изучении Отечественной и Всеобщей истории.
Данный курс рассчитан на личностно ориентированный подход, новый образовательный результат и использование образовательных технологий деятельностного типа (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания, проектная технология).
Данный курс через актуальные для шестиклассников проблемы представляет целостную картину социальных отношений с позиции наук, изучающих основные сферы жизни общества (духовную, социальную сферу, экономику, политику), а также с позиций регулирования всех этих отношений моральными и правовыми нормами современного общества.
Цели курса:
- Способствовать развитию духовно- нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, на уважении закона и правопорядка, а также развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- Способствовать формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- Способствовать развитию:
- умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников;
- умения анализировать и систематизировать получаемые данные;
- освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Задачи курса:
- Сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- Логично выстраивать устные высказывания, монолог, вести дискуссию, при этом следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Выполнять познавательные и практические задания;
- Делать причинно-следственный анализ.
Предметные результаты изучения обществознания
Учащиеся должны знать/понимать:
- смысл понятия “общество”;
- содержание сфер общества;
- содержание экономической сферы общества;
- смысл понятий “экономика”, “производство”, “рынок”, “ресурсы”;
- смысл понятий “труд”, “трудовой договор”;
- содержание политической сферы общества;
- смысл понятий “политика”, “власть”, “выборы”;
- смысл понятий “государство”, “монархия”, “республика”;
- содержание социальной сферы общества;
- смысл понятий “социальная группа”, “социальная общность”, “этнос”;
- различия между социальными группами;
- содержание духовной сферы общества;
- смысл понятий “культура”, “культурные ценности”, “культурное наследство”;
- различать типы и виды общества;
- смысл понятий “аграрное общество”, “индустриальное общество”, “постиндустриальное общество”;
- особенности общественного развития;
- смысл понятий “прогресс”, “регресс”, “реформа”, “революция”;
- смысл понятий “глобализация”, “информационная революция”, “глобальные проблемы современности”;
- смысл понятий “Конституция”, “Парламент”, “гражданин”;
- основы конституционного устройства РФ;
- важность наличия различных правил как социальных регуляторов, необходимых для совместной жизнедеятельности людей;
- необходимость наличия у человека различных прав;
- связь прав и обязанностей.
Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:
- раскрывать смысл понятия “общество”;
- характеризовать сферы общественной жизни;
- приводить примеры, показывающие понимание содержания экономической, политической, социальной и духовной сфер общества;
- объяснять изученные положения на конкретных примерах;
- пояснять смысл различных прочитанных текстов;
- выделять в тексте смысловые фрагменты;
- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Требования к результатам обучения и освоения учащимися содержания курса обществознания
Познавательными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются умения и способности:
- находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
- владеть смысловым чтением- самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую концептуальную информацию;
- анализировать (выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения;
- классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
- сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в том числе используя ИКТ);
- устанавливать причинно- следственные связи на простом и сложном уровне;
- устанавливать аналогии (создавать модели объектов)для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;
- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ.
Регулятивные результаты изучения обществознания проявляются в умениях:
- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно- практической, в том числе в своих проектах;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе проект), используя ИКТ;
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ;
- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативными результатами освоения данного курса являются способности:
- излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
- понимать позицию другого, в том числе вести диалог с автором текста;
- различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории;
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать своим ошибки;
- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения- с помощью и самостоятельно;
- сознательно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
- преодолевать конфликты- договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого человека.
Личностными результатами, формируемыми в 6 классе изучения обществознания, являются способности:
- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
- осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор;
-осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах- объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего
общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других;
- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
- вырабатывать уважительно- доброжелательное отношение к непохожим на себя людям, идти на взаимные уступки в разных ситуациях;
- осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом;
- выбирать, как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор;
- использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Учебно-методическое обеспечение курса
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 класс. Учебник. М.: Русское слово, 2013.
- Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. Автор-составитель- Т.А.Корнева.- М. Планета.2014.
- Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой “Обществознание”.6 класс.- М.:Русское слово, 2013.
- Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А.Певцовой. 6 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград : “Учитель”, 2010.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Глава 1. Общество – большой “дом” человечества. | 13 |
3 | Глава 2. Общество, в котором мы живём | 14 |
4 | Уроки итогового повторения | 3 |
5 | Резервное время | 3 |
ИТОГО: | 34 |
Содержание программы
Введение (1 час)
Что изучает обществознание? Цели и задачи курса.
Глава 1. Общество – большой “дом” человечества (13 часов)
Что такое общество?
Понятие общества. Науки об обществе. Общественные отношения. Коллективные нормы.
Сферы общественной жизни.
Сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. Взаимосвязь четырех сфер жизни общества.
Экономическая сфера жизни общества
Что такое экономика? Четыре сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление. Виды экономической деятельности.
Труд и образ жизни людей
Что такое труд и каким он бывает? Для чего нужен трудовой договор. Разнообразный мир профессий. Труд и образ жизни людей.
Политическая сфера и государственная власть
Что такое политика? Внутренняя и внешняя политика. Государственная власть. Три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная. Государственная власть и общественная жизнь.
Какие бывают государства?
Происхождение государства. Признаки государства. Государственные символы России. Какие бывают государства?
Социальная сфера общества
Социальные группы. Социальные общности. Этносы.
Социальные различия в обществе
Социальные различия. Социальное неравенство (высший, средний, низший классы). Как решается проблема социального неравенства.
Духовная сфера общества
Что такое духовная сфера? Что такое культура? Из чего складывается духовная культура: искусство, наука, образование, религия. Нравы.
Духовные богатства общества и культурное наследие
Что составляет духовное богатство общества? Сохранение культурного наследия. Создание, распространение, усвоение духовных богатств общества.
Основные типы общества
Стадии развития общества. Общество охотников и собирателей. Общество земледельцев и скотоводов. От аграрного общества к индустриальному. Постиндустриальное общество.
Общественный прогресс
Общественные изменения. Пути общественного прогресса: революции и реформы. Влияние технического прогресса на общество.
Глава 2. Общество, в котором мы живём (14 часов)
Мир как единое целое
Всегда ли мир был един? Современный мир как единое целое. Мировое сообщество. Всемирные международные организации. Средства массовой информации. Глобализация. Ускорение мирового общественного развития.
Современное сообщество
Состав современного общества. Мегаполисы. Современное производство. Современные средства связи и коммуникации.
Глобальные проблемы современности
Какие проблемы называют глобальными? Загрязнение окружающей среды и нехватка природных ресурсов. Демографические проблемы и противоречия между бедными и богатыми странами. Угроза войн и распространения ядерного оружия. Международный терроризм.
Как спасти природу
Общество и природа. Взаимодействие человеческого общества и природы. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Спасение природы.
Российское общество в начале XXI века
Россия как часть мирового сообщества. Россия в начале XXI века.
Ресурсы экономического развития
Экономические ресурсы. Природные и людские ресурсы России. Ограниченность ресурсов. Потеря ресурсов. Какие задачи стоят перед отечественной экономикой?
Конституция – основной закон государства
Что такое конституция? Из истории Конституции нашей страны. Референдум.
Основы конституционного строя Российской Федерации
Что такое конституционный строй? Основы конституционного строя. Демократическое государство. Федеративное государство. Социальное государство. Светское государство. Республика.
Государственное устройство России
Государственная власть в России. Принцип разделения властей. Президент РФ- глава государства. Законодательная власть России. Парламент и его функции. Федеральное собрание РФ. Исполнительная власть России. Правительство РФ. Судебная власть России. Судебные органы власти.
Что значит быть гражданином России
Кто такие граждане и что такое патриотизм. Кто является гражданином Российской Федерации. Достойный гражданин своего Отечества.
Духовные ценности российского народа
Общечеловеческие ценности. Духовные ценности российского народа.
Культурные достижения народов России
Культурные достижения народов нашей страны. Как сохранить культурные достижения? Государственная поддержка культурных достижений России.
Россия в современном мире
Место России среди других государств мира. Нобелевская премия. Что помогает усилению авторитета и влияния нашей страны в мире. Россия как часть мирового сообщества.
Повторительно-обобщающий урок
Уроки итогового повторения (3 часа).
Формы и сроки контроля:
Вид контроля | 1 полугодие | 2 полугодие | Год |
Диктанты | 2 | 2 | 4 |
Тестирование | 1 | 2 | 3 |
Практические работы | - | 1 | 1 |
Проекты | 2 | - | 2 |
Эссе | - | 2 | 2 |