Предмет: обществознание
Класс: 10
Тип: комбинированный с использованием ЭОР.
Цель: раскрыть сущность процесса познания, особенности чувственного и рационального познания.
Задачи:
Образовательные:
- Обеспечить понимание и усвоение теоретических знаний, основных понятий темы;
- Раскрыть содержание основной проблемы гносеологии;
- Показать роль знаний в современном обществе;
Развивающие:
- Формировать умение выявлять и анализировать проблему, давать объяснение и аргументацию на основе критического анализа, связывать объяснение с различными аспектами жизненных ситуаций;
- Формировать умение учащихся давать оценку своих действий на основе интерактивных упражнений;
- Формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- Развивать у учащихся умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
Воспитательные:
- Способствовать формированию стремления к познанию мира;
- Обеспечить формирование целостного мировоззрения обучающихся, соответствующего современному уровню развития науки.
Оборудование:
- Презентация (Приложение 1)
- Мультимедийный проектор, компьютеры.
- ЭОР с сайта www.school-collection.edu.ru.
- Учебники и тетради.
УУД:
Личностные:
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; умение соотносить события и явления прошлого с принятыми этическими принципами;
Регулятивные:
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
- Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.
- Оценка – осознание уровня и качества усвоения.
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать:
- уровни познавательной деятельности человека, основные виды человеческого знания;
- научные подходы к проблеме познаваемости мира;
Уметь:
- работать с информационными источниками, самостоятельно анализировать информационную базу по данной тематике;
- оценивать различные данные;
- решать познавательные задачи;
- выстраивать цепочку умозаключений;
Личностные:
- сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
- развить навыки сотрудничества со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности;
- способствовать осознанному выбору будущей профессии, сформировать отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении общественных и государственных проблем.
Метапредметные:
- уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
- владеть навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности;
- владеть способами самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Ход урока
I. Организационный этап.
Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм.
Учитель начинает урок с высказывания Э.Канта (слайд 2):
“Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся”.
Учащиеся раскрывают смысл данного высказывания, основную проблему, которую ставит автор. Затем учащиеся определяют тему, цели и задачи урока (слайд 3,4).
Учитель помогает учащимся сориентироваться в правильном направлении, корректирует выдвигаемые ими цели и задачи.
Учащиеся записывают в тетради тему и план урока (слайд 5).
План урока
- Познание как особый вид человеческой деятельности
- Основные подходы к проблеме познания мира
- Уровни познания
- Виды познания
- Эмпиризм и рационализм
- Самопознание
- Заблуждение и ложное знание.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Вводное слово учителя о значимости познавательной деятельности в жизни человека и общества в целом.
III. Изучение нового материала.
1. Работа с ЭОР (слайд 6).
Учащиеся просматривают ЭОР, отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради.
2. Работа по группам.
- Задание для 1 группы – выявить особенности чувственного познания (используя текст учебника).
- Задание для 2 группы – выявить особенности рационального познания (используя текст учебника).
Защита мини-проектов (кластеров) каждой из групп.
Анализ ответов, заполнение и обсуждение таблицы-схемы “Особенности чувственного и рационального познания” (слайд 7-9).
3. Решение проблемной задачи – “Можно ли доверять нашим органам чувств?” (слайд 11-13).
4. Работа с иллюстрациями (слайд 14-17).
Задание учащимся – определить, какое знание изображено на картинке и к какому виду оно относится.
5. Сообщения учащихся об основных направлениях в науке: эмпиризме и рационализме (слайд 18).
Решение проблемы – “Что первично: чувственный опыт или разум?”
Учащиеся определяют значимость каждого уровня познания, доказывая первичность того или иного уровня знаний, и подходят к пониманию основных направлений в науке – эмпиризма и рационализма.
6. Работа с информационным источником на сайте http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a5ec0182-2026-4425-a5af-d495c8fdfc48/61_all.html (слайд 19-20).
Учащиеся изучают представленный текст, отвечают на вопросы к тексту письменно в тетради.
IV. Этап систематизации и обобщения знаний.
Решение заданий (слайд 21,22)
Решение упражнений представленных на сайте http://files.school-collection.edu.ru/ (слайд 23)
V. Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений учащихся
Учащиеся самостоятельно подводят итоги урока, делают общий вывод по изученной теме.
Каждый ученик оценивает свою работу на уроке и выставляет себе отметку.
VI. Домашнее задание.
Параграф 6 (пересказывать), написать эссе на высказывание Э.Канта (слайд 24).