Познание как процесс отображения мира в сознании человека

Разделы: История и обществознание


Предмет: обществознание

Класс: 10

Тип: комбинированный с использованием ЭОР.

Цель: раскрыть сущность процесса познания, особенности чувственного и рационального познания.

Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить понимание и усвоение теоретических знаний, основных понятий темы;
  • Раскрыть содержание основной проблемы гносеологии;
  • Показать роль знаний в современном обществе;

Развивающие:

  • Формировать умение выявлять и анализировать проблему, давать объяснение и аргументацию на основе критического анализа, связывать объяснение с различными аспектами жизненных ситуаций;
  • Формировать умение учащихся давать оценку своих действий на основе интерактивных упражнений;
  • Формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • Развивать у учащихся умение организовывать   учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;    работать индивидуально и в группе;

Воспитательные:

  • Способствовать формированию стремления к познанию мира;
  • Обеспечить формирование целостного мировоззрения обучающихся, соответствующего современному уровню развития науки.

Оборудование:

  • Презентация (Приложение 1)
  • Мультимедийный проектор, компьютеры.
  • ЭОР с сайта www.school-collection.edu.ru.
  • Учебники и тетради.

УУД:

Личностные:

  • смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; умение соотносить события и явления прошлого с принятыми этическими принципами;

Регулятивные:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.
  • Оценка – осознание уровня и качества усвоения.
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов;
  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

  • уровни познавательной деятельности человека, основные виды человеческого знания;
  • научные подходы к проблеме познаваемости мира;

Уметь:

  • работать с информационными источниками, самостоятельно анализировать информационную базу по данной тематике;
  • оценивать различные данные;
  • решать познавательные задачи;
  • выстраивать цепочку умозаключений;

Личностные:

  • сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развить навыки сотрудничества со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности;
  • способствовать осознанному выбору будущей профессии, сформировать отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении общественных и государственных проблем.

Метапредметные:

  • уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
  • владеть навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности;
  • владеть способами самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Ход урока

I. Организационный этап.

Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм.

Учитель начинает урок с высказывания Э.Канта (слайд 2):

“Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся”.

Учащиеся раскрывают смысл данного высказывания, основную проблему, которую ставит автор. Затем учащиеся определяют тему, цели и задачи урока (слайд 3,4).

Учитель помогает учащимся сориентироваться в правильном направлении, корректирует выдвигаемые ими цели и задачи.

Учащиеся записывают в тетради тему и план урока (слайд 5).

План урока

  1. Познание как особый вид человеческой деятельности
  2. Основные подходы к проблеме познания мира
  3. Уровни познания
  4. Виды познания
  5. Эмпиризм и рационализм
  6. Самопознание
  7. Заблуждение и ложное знание.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вводное слово учителя о значимости познавательной деятельности в жизни человека и общества в целом.

III. Изучение нового материала.

1. Работа с ЭОР (слайд 6).

Учащиеся просматривают ЭОР, отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради.

2. Работа по группам.

  • Задание для 1 группы – выявить особенности чувственного познания (используя текст учебника).
  • Задание для 2 группы – выявить особенности рационального познания (используя текст учебника).

Защита мини-проектов (кластеров) каждой из групп.

Анализ ответов, заполнение и обсуждение таблицы-схемы “Особенности чувственного и рационального познания” (слайд 7-9).

3. Решение проблемной задачи – “Можно ли доверять нашим органам чувств?” (слайд 11-13).

4. Работа с иллюстрациями (слайд 14-17).

Задание учащимся – определить, какое знание изображено на картинке и к какому виду оно относится.

5. Сообщения учащихся об основных направлениях в науке: эмпиризме и рационализме (слайд 18).

Решение проблемы – “Что первично: чувственный опыт или разум?”

Учащиеся определяют значимость каждого уровня познания, доказывая первичность того или иного уровня знаний, и подходят к пониманию основных направлений в науке – эмпиризма и рационализма.

6. Работа с информационным источником на сайте http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a5ec0182-2026-4425-a5af-d495c8fdfc48/61_all.html (слайд 19-20).

Учащиеся изучают представленный текст, отвечают на вопросы к тексту письменно в тетради.

IV. Этап систематизации и обобщения знаний.

Решение заданий (слайд 21,22)

Решение упражнений представленных на сайте http://files.school-collection.edu.ru/ (слайд 23)

V. Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений учащихся

Учащиеся самостоятельно подводят итоги урока, делают общий вывод по изученной теме.

Каждый ученик оценивает свою работу на уроке и выставляет себе отметку.

VI. Домашнее задание.

Параграф 6 (пересказывать), написать эссе на высказывание Э.Канта (слайд 24).