“Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране”.
Д.С.Лихачёв
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной проблемой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить тот хрупкий “мостик”, что и предполагает национально-региональный компонент. НРК на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике: по истории и литературному чтению, по географии, животному миру и растительному миру, фольклору.
Основная задача Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования создание специальной педагогической среды для формирования человеческого потенциала России.
ФГОС разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
Региональные, национальные и этнокультурные составляющие отражены в требованиях к личностным результатам освоения ООП НОО.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):
Одна из всех - любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Региональный компонент в программе нашей школы структуирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.
Региональный компонент по учебному предмету включает:
- цели изучения регионального компонента (материала) в учебном предмете;
- обязательный минимум содержания регионального компонента (материала), в основных образовательных программах, по учебному предмету; который представлен в форме набора предметных тем регионального содержания, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях образования;
- требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету – установленные результаты освоения выпускниками обязательного минимума регионального компонента государственного стандарта начального образования.
Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;
- обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;
- развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;
- применение знаний, умений в повседневной жизни.
Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала.
Способы реализации регионального компонента государственного стандарта начального образования:
- введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ (в настоящее время таким предметом является предмет “Коми язык”;
- органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.
- углубленное изучение регионального содержания через специальные учебные курсы, факультативы, дополнительные образовательные модули, элективные курсы за счет часов вариативной части базисного учебного плана. На данный момент в начальной школе МОУ “СОШ” пгт Кожва ведется курс “Краеведение”.
В нашей школе краеведческий материал основном реализуется через:
Уроки с региональным содержанием (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изо, технология, музыка, физическая культура.)
Таблица охвата краеведческим материалом содержания учебных предметов
Предметы | Краеведческий материал | ||||
Растения РК | Животные РК | Люди РК | Культура, обычаи и традиции коми | Быт народа коми | |
Математика | + | + | + | + | |
Русский язык | + | + | + | + | + |
Литературное чтение | + | + | + | ||
Коми язык | + | + | + | + | + |
Окружающий мир | + | + | + | + | |
Изобразительное искусство | + | + | + | + | + |
Технология | + | + | + | + | + |
Физическая культура | + | + | |||
Музыка | + | + |
Как видно из таблицы краеведческим материалом можно охватить любой предмет, даже математику.
Региональные, национальные и этнокультурные составляющие также отражены в требованиях:
- к базисному учебному плану;
- к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку и родному языку, литературному чтению и литературному чтению на родном языке.
В требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку и родному языку, литературному чтению и литературному чтению на родном языке отмечено, что должно быть обеспечено :
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
Реализация РК на уроках русского языка с использованием и изучением местного языкового материала, который имеет и образовательный и воспитательный потенциал. Успех преподавания в большинстве своем определяется личностью учителя и его творческим подходом. Источником изучения материала становится использование на уроках русского языка загадок, пословиц, поговорок, примет народа коми, художественных произведений местных писателей и поэтов. Такие материалы дают возможность обогатить и расширить кругозор ребенка, его представление о Коми крае.
Пример некоторых заданий.
Педагогами нашей школы разработано пособие для учителей начальной школы, реализующих ФГОС, где раскрыта примерная тематика уроков по русскому языку с учетом реализации НРК, которые включены в календарно-тематическое планирование для учащихся школы I ступени, главными составляющими которых являются актуальность подобранных тем, ценностно-мировоззренческий и компетентностный подходы, учет возрастных читательских интересов и направленность на формирование базовых компетенций. Примерная программа и тематика уроков, не сковывая творческой инициативы учителя, формирует ядро учебного курса, в пределах которого остается возможность свободного соотнесения предлагаемых вариантов тем НРК и темы предметной образовательной области. Вписываясь в базовый (федеральный) компонент образования, предлагаемая пособие также способствуют приобретению учащимися следующих основ компетентности в социально-психологической и общекультурной сфере:
- информационная компетентность – умение извлекать, анализировать, обобщать, использовать, обогащать информационный материал о жизни РК, владение новыми информационными технологиями;
- ценностно-мировоззренческая компетентность – включение учащихся в поликультурную среду региона: воспитание уважительного отношения к культуре народностей, населяющих регион; умение давать морально-нравственную оценку событиям и явлениям социальной действительности и выстраивать свою траекторию поведения.
Введение регионального компонента в предмет “Литературное чтение” необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании. Именно в младшем школьном возрасте закладывается привязанность к культуре своего народа, развитие национальной гордости, чтобы воспитывать у ребенка не ложное понимание своего превосходства над другими народами, а неповторимость каждой национальной культуры.
Введение РК позволяет младшим школьникам на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена коми поэтов, писателей, особенности повествования литературных произведений. Развивает художественный кругозор учащихся. Знакомит с жанровым разнообразием литературного наследия коми края. Развивает фантазию и образное мышление в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.
Примеры заданий.
Региональные, национальные и этнокультурные составляющие отражены в требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметам “Окружающий мир”, “Искусство” и другие.
На уроках окружающего мира как нигде лучше можно формировать представления о родном крае, его природном, историческом и культурном наследии. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации обучения представляем детям “малую Родину” во всем её многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, видеофильмов. Формы работы с краеведческим материалом самые разнообразные: беседы, экскурсии, викторины, знакомство с символикой РК, Печоры, Кожвы, а также с разнообразием природы республики, работа по карте и др.
В отличие от многих других предметов, принято считать, что математика – менее удачный предмет для применения РК. Формы применения регионального компонента на уроках различны. Это:
В виде информационной беседы (занимающей 1 – 2 минуты на уроке).
Задачи для устного счета.
- Текстовые задачи.
- Проекты (показать)
- Интегрированные уроки с окружающим миром.
Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг. Примеры задач.
С учетом национально-региональных особенностей Республики Коми на уроках трудового обучения формируется интерес к трудовой деятельности, актуальной для регионов Севера (традиционные ремёсла, строительство жилья и украшение интерьера северного дома, выращивание сельскохозяйственных культур, художественное оформление деталей в национальных традициях, работа с природными материалами, распространенными на севере.) Таким образом, цикл уроков и внеклассных занятий с использованием регионального компонента знакомит школьников с разными традициями, обычаями и народными промыслами малой родины.
Используя на уроках различные материалы (бумагу, картон, природные и искусственные материалы, ткани, мех), путем сгибания, резания, склеивания, лепки, вышивания, учу своих ребят получать разнообразные продукты трудовой деятельности с учетом национальных традиций народа. Это и различные панно: “Оленята”, “Северный олень”, “Серебряное копытце”, “Пернатые друзья”, “Северные просторы”; декоративное оформление предметов быта, посуды, одежды; изготовление коми жилища (чум) и многое другое. Сделанные с любовью и выдумкой оригинальные поделки, хранящее тепло человеческих рук, не только украсят “дом”, но и вдохнут в него душу.
Выделение регионального компонента в предметах “Изобразительное искусство”, “Музыка” необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере фольклора, деятельности известных людей, проживающих в Коми крае, и местных достопримечательностей, как природных, так и рукотворных.
Хороший материал для введения РК в уроки русского языка и литературы, окружающего мира и др. содержит пособия по курсу “Краеведение” (2, 3, 4 год обучения) разработанными сыктывкарскими учителями.
Кроме этого, мы пользуемся хрестоматиями по литературному чтению для начальных классов, разработанными сыктывкарскими методистами КрироИПК.
Большим подспорьем по внедрению РК является пособие “Литературное чтение в начальной школе. Национально-региональный компонент” Составители: Котречко И.В. – старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования КРИРО и ПК, Земцова З.С. - старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования КРИРО и ПК. В ней можно найти планирование уроков чтения в начальной школе (по старой программе), а также примерные тесты и проверочные работы проверки знаний почти по всем разделам учебников 1, 2, 3, 4 классов.
Несомненно, что для реализации составленной программы и примерной тематики предметных уроков необходимо методическое обеспечение материалами хрестоматийного характера и практической направленности, что представлено нашими педагогами в качестве разработок открытых уроков и собранного текстового краеведческого материала.
Регионализация может осуществляться и через организацию внеклассной работы по предметам и воспитательной работы, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников.
Традиционно каждый учебный год в школе проводятся:
1. Исследовательская работа учащихся.
- Научно-практическая конференция “Первые шаги в науку”:
- Проект “Ах, картошка!”, “Мох”, “Животные тундры”
- Социальные долгосрочные проекты: “Великая война и Великая Победа”, “Мы тоже были малышами”.
2. Проведение праздников.
3. Ежегодное участие в Районном фестивале детского творчества “Планета детства”.
4. Участие в ежегодных митингах памяти, акциях.
5. Выставки рисунков на региональную тематику и детских поделок их природного материала.
5.Школьные и муниципальные олимпиады по краеведению.(Iместо в муниципальном)
5.Конкурсы чтецов по произведениям коми поэтов, II Международный детский литературный конкурс стихов, рассказов и сказок собственного сочинения.(работы детей опубликованы на сайте “Вектор упеха”)
7.Экскурсии в музеи.
9. Классные часы на региональную тематику.
10. Участие в фестивалях и конкурсах различного уровня.
- Республиканский творческий конкурс “Лучший педагогический проект” - ДИПЛОМ ПОБЕДИТЕЛЯ за социальный проект “Мы тоже были малышами”.
- IV республиканский фестиваль педагогических идей- интерактивный тест “Береги родную природу!”
- Школьная викторина “Мой край родной”
- Республиканский конкурс методических разработок для начальной школы по предметам коми язык (родной, неродной), литературное чтение, литература Республики Коми, краеведение, по внеурочной деятельности этнокультурной направленности. – ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА за II место.
- X Всероссийский конкурс педагогов “Образовательный потенциал России” диплом II степени
- Библиотечный проект “Коми веретёнце прядёт поэзии волоконце” в рамках празднования 90-летия Республики Коми.
- Поселенческий конкурс с проектом Великая война”
Конечно, многое предстоит ещё сделать:
- Создать банк методических разработок уроков и внеклассных мероприятий по НРК, контрольно-измерительных материалов и ЦОРов по НРК
- Повысить результативность работы по обеспечению выполнения минимума содержания НРК, выполнения учебного плана.
- Активизировать и совершенствовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся по региональной тематике.
- Повышение квалификации учителей, обеспечение методического сопровождения по реализации НРК.
Список использованной литературы
1. | Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Рабочие тетради по краеведению. Творческий клуб учителей начальных классов “Поиск” - Сыктывкар, 2007 |
2. | Жеребцов И., Столповский П. Рассказы для детей об истории Коми края. - Сыктывкар. Коми книжное издательство, 2005 |
3. | Детям о культуре народа коми. - Сыктывкар, 1994 |
4. | История Сыктывкара. - Сыктывкар. Коми книжное издательство, 1980 |
5. | Попова М. Сказки народов коми и народная
педагогика. Дыхание Пармы. Книга об искусстве и литературе народа коми, - Сыктывкар, 1991 |
6. | Рочев Ю.Г. Коми легенды и предсказания. - Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1984 |