Тип урока: комбинированный (комплексного применения знаний и умений; обобщения и систематизации знаний)
Групповая работа. Тема работы в малых группах: В России создаются условия для развития малого и среднего бизнеса. Анализ документов по итогам работы международных экономических форумов.
Предварительная работа: определялась тема для изучения, интересная и актуальная для старшеклассников.
- Ставилась общая цель: выяснить, какие перспективы развития существуют в малом бизнесе; какие условия для развития малого бизнеса существуют в нашем регионе (городе)
- Определение заданий и публичная защита
- На доске в виде тезисов выстраивается ДОМ – НАПРАВЛЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ОСОБЕННОСТИ развития малого бизнеса как фактор экономического роста страны
- Для слаженной и продуктивной работы над заданием распределяются роли в группе: организатор работы, протоколист, докладчик, оформитель
- Методика: “градусник” - в отдельную группу вошли учащиеся, которые считают, что в России не созданы условия для развития малого бизнеса; “подводим итоги”, “общая награда”
- Экскурсия в бизнес – инкубатор го Краснотурьинск. Проблемы, особенности и перспективы развития малого бизнеса в нашем городе. Есть ли будущее у молодежи…
Количество групп и задания:
- 1 группа - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
- 2 группа - Саммит "Группа Двадцати" (G20)
- 3 группа - Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ)
- 4 группа - Гайдаровский форум. “Русский ДАВОС”
- 5 группа - Программа государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации
Данная форма работы позволяет в течение 2-х уроков проанализировать большое количество документов, обобщить, выявить общие тенденции развития, вовлечь в работу всех учеников в классе, лично заинтересовать каждого.
Развивались следующие интеллектуальные и коммуникативные навыки:
- Более глубокие знания по вопросу развития малого предпринимательства, развития России в условиях мирового экономического пространства
- Умение анализировать, обобщать материал, выявлять причинно- следственные связи
- Умения слушать друг друга, доверять, задавать вопросы друг другу
- Умения пользоваться “обратной связью”, разрешать споры, приходить к согласию
- Умение работать в команде
Предварительное задание: ознакомиться с историей появления развития заданного экономического форума. Все материалы заранее готовятся учителем в отдельные папки, т.к. все документы за 2013 г
Расстановка мебели менялась, каждая группа имела своё рабочее место с табличкой на столе и названием задания
Ход урока
I. Организационный.
Ставится проблемный вопрос: “В июне 2013 г. на экономическом форуме в С-Петербурге провели анкетирование среди участников по вопросу создания условий для развития малого и среднего бизнеса, результат данного анкетирования удивил не только меня, оказывается Россия занимает 1 место”.
Наша задача, выяснить, действительно ли такие условия создаются, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России? У нас работает группа учащихся – провокаторов, которые не верят в то, что в России создаются условия для развития малого бизнеса.
II. Группы приступили к работе:
- Изучение материала, обсуждение (по записям протоколиста), оформление и подготовка к докладу – в течение 40 мин.
- Представление результатов работы (докладчик) и обобщение оформленного материала в виде кирпичей для ДОМА на доске
- Общие выводы по работе групп (анализ) проводится учениками в классе, затем анализирует работу учитель
- Используя методику “Подводим итоги”, ребята кратко записывают в рабочих тетрадях ответы на 2 вопроса: чему я научился сегодня (что нового узнал?); какие вопросы у меня остались?
- Учащиеся объединяются в 3 группы по принципу “жребия” (цветовые карточки) – коллегиально выбирают самые интересные вопросы, которые зачитываются классу. Если времени нет, то вопросы идут как домашнее задание
- Учитель отмечает активность и слаженность работы групп, метод “Общая награда”
- Учитывая результаты экскурсии, работа над проблемным вопросом продолжается на следующем уроке
III. Выводы: малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность.
Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью.
Как ведущий сектор рыночной экономики предприятия малого бизнеса определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, благодаря чему абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряют деятельность малого бизнеса.
В России в последнее время проводится много программ по поддержке и развитию малого сектора экономики. В настоящее время существуют различные формы финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятия, информационное обеспечение, подготовкам кадров.
Для поддержки малого бизнеса создана разветвленная инфраструктура, включающая: банки, страховые, лизинговые, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, аудиторские фирмы, бизнес – инкубаторы и учебные центры.
Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой во всех развитых странах. Данный факт подтверждает, что малый бизнес как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малый бизнес является источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
IV. Подводим итоги.
- Цель достигнута. Ребята изучили условия развития, особенности малого бизнеса. Данная тема имеет профориентационное значение, т.к. для ребят важно знать какие перспективы существуют на рынке профессий и рабочей силы.
- Изучить, за ограниченной учебное время, большое количество документов по проблеме, позволяет организация групповой работы в малых группах. Но уроки с использованием такой формы работы часто проводить не следует. И темы необходимо подбирать, содержащие проблемный вопрос, обсуждение которого может вызвать дискуссию.
- Как себя вели дети: при условии четко организованной работы и ограниченности во времени, активность высокая, организаторы в группах работали четко. В старших классах проводить уроки с использованием групповой формы организации проще и достаточно эффективно
- После уроков для учащихся организуется экскурсия в бизнес- инкубатор го Краснотурьинск
- На следующем уроке - творческая работа по проблемному вопросу (метод “Общая награда”)