Цель урока: Создать условия для обобщения знаний по особенностям культуры Японии.
Задачи урока:
- Обучающая – закрепить представления об образе художественной культуры Японии, через создание коллективного панно.
- Развивающая – развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к прекрасному.
- Воспитательная – воспитывать толерантность, уважение к традициям народов мира.
- Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
- повышение уровня мотивации учебной и
- творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или
- неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования отношения к культуре другого народа.
Познавательные УУД:
- развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
Предполагаемые результаты:
- Личностные: включают готовность к саморазвитию, высокую мотивацию к обучению и познанию
- Метапредметные: освоение УУД
- Предметные: закрепление знаний, их преобразование и применение
План урока:
-Организационный момент
-Знакомство с темой урока (Актуализация знаний)
-Повторение и обобщение материала прошлого урока (Обобщение пройденного)
-Постановка художественной задачи .Работа в 4 группах (сакура, журавли, пагода, кимоно)
-Практическое выполнение задания (Развитие умений, применение знания)
-Сообщение с заметками от групп
-Оценка результата
-Соотнеси термины
-Подведение итогов
Беседа с показом презентации
За несколько уроков посвященных культуре Японии мы с вами лишь приоткрыли книгу под названием “искусство видеть красоту”. И нам сегодня, в итоговом уроке по культуре Японии, предстоит вписать свою страницу или скорее дополнить штрихи к портрету “Красотой Японии рожденный”
- Что же особенного в искусстве и культуре этого народа?
Это умение видеть, чувствовать и передавать красоту природы. Единение человека и природы пронизывает всю культуру Японии. Возможно, это связано с древним обожествлением природы, считая, что все ,что нас окружает, имеет свою душу. И главное - воспитать чуткость сердца.
"Никогда так не думаешь о друге, как глядя на снег, луну или цветы". В эти удивительные мгновения встречи с прекрасным в сердце человека рождаются столь же красивые и высокие чувства, и он испытывает потребность поделиться ими со всем миром и ощутить себя его неотъемлемой частью.
Кавабата Ясунари,
"Всякое изящное искусство подчиняется естеству и дружит с четырьмя временами года. Коль скоро ты видишь, то не можешь не видеть цветы, коль скоро ты думаешь, - не можешь не думать о луне. Когда то, что ты видишь, не является цветами, ты все равно что грубый варвар. Когда нет цветов в твоих мыслях, ты подобен дикому зверю" - такую запись оставил однажды в своих путевых дневниках поэт Басё. Если вспомнить, что в японской культуре цветок почти всегда олицетворял душу, живое сердце природы, а луна всегда привлекала взоры японцев своим чистым светом, то эти поэтические строки приоткроют и свою философскую глубину, - Человек начинался тогда, когда он стремился увидеть во всех вещах и явлениях их сокровенную суть и когда в мыслях его поселялся ровный и спокойный свет, подобный свету луны осенью, в самое красивое из ее полнолуний.
В японских школах есть уроки любования. Так воспитывается чувство прекрасного. Эта традиция пришла с давних времен.
Сезонные праздники
Сезоны любования первым снегом, полной луной, цветением сливы или азалии, первыми ночными светлячками - неотъемлемая часть культуры Японии; как и традиционные искусства, на протяжении веков они воспитывали в людях внимание к течению жизни природы, умение видеть и восторгаться прекрасным в самых малых ее формах. Многим из этих явлений посвящены традиционные праздники - мацури, в переводе это слово означает "служение" или "почитание".
До 894 г в Японии был праздник любования цветением сливы, которую завозили из Китая. Но император принял решение ценить собственную культуру и традиции. Любование сакурой вошло в список официальных праздников.
Цветы
Цветы всегда занимали важное место в жизни японцев. Цветок сакуры они избрали своим национальным символом, хризантема всегда напоминала им об императорском величии, а полевая гвоздика олицетворяла хрупкую, но стойкую японскую женщину. Мастерство аранжировки цветов они возвели в ранг настоящего искусства, которое получило название икебана или кадо - "путь цветка".
- Икебана – буквально - цветы которые живут. Цветы наделяются глубинным смыслом
- Бонсай - выращенное в подносе
- Хоку - сказать о многом в нескольких словах.
- Оригами - складывание из бумаги
- Кимоно - национальная одежда
- Пагода - буддийский храм
- Кокеси - кукла
Творческое задание:
Перед творческим заданием хочется сказать: "Зачерпни воду - и луна останется в твоих ладонях.
Поиграй с цветами –и, их аромат останется на твоей одежде" - это дзэнское изречение можно часто встретить на каллиграфических свитках. В такой изысканно-поэтической форме японцы утверждают, что проникнуть в сердце каждой вещи, увидеть ее истинную красоту можно только через взаимодействие и постоянную практику.
Работая в 4 группах – дополнить общее панно художественными образами.
Выступление с заметками по темам.
- 1 группа “Журавли”
- 2 группа “Пагода”
- 3 группа “Кимоно”
- 4 группа “Сакура”
Физминутка ХУДОЖНИКИ
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Руки вниз, руки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт...
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнул
Соотнеси:
- Выращивание карликового дерева
- Вид вишни
- Буддийский многоярусный храм
- Искусство складывания из бумаги
- Национальная одежда
- Искусство составления букета
- Трехстишье
Хокку
- Икебана
- Кимоно
- Пагода
- Оригами
- Сакура
- Бонсай
И в итоге хотелось бы сказать словами японского писателя:
“Всматривайтесь в привычное-
И вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое-
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое-
И вы увидите сложное.
Всматривайтесь в малое-
И вы увидите великое”
Ясунари Кавабата
Список использованных источников
1.Изобразительное искусство и художественный труд: программы общеобразовательных учреждений/ под рук. Б.М. Неменского.-М.:Просвещение, 2006.- 140 с.
2.Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/авт.-составитель Н.В.Лободина.-Волгоград:Учитель,2007.-251 с.
3.Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя./Е.Л.Мельникова.-М.,2006.-168 с.
4.Неменская, Л.А. Каждый народ -художник:Учеб.для 4 кл.нач.шк./ Л.А.Неменская; под.ред. Б.М.Неменского.-2-изд.-М.: Просвещение, 2002.-144 с.80 с.е для учителя/ О.В. Островская.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.
5.Нестерова, Е. Япония. Искусство видеть. http://www.manwb.ru/japоny_art_of_seeing/ Сайт журнала “Человек без границ”
6.Островская, О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе:1-4 кл. Пособие для учителя/ О.В. Островская.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.-280 с.
7.Рябинина, Т. Искусство Японии. Уроки для 4 класса.art.1sept.ru/.../no24_1ntm
8.Сазонова, Л.В. Два крыла. Новые подходы в обучении изобразительному искусству в средней школе/ Л.В. Сазонова.- Йошкар-Ола, 2006.-68 с.
9.Cухин, С. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры. www/scholl33kupannet.ru/suchina/html.