Цели урока:
- обучающая – повторить основные понятия курса, даты, события, вспомнить известных исторических деятелей этой эпохи; обеспечить усвоение учащимися главных отличий Средневековья от истории Древнего мира; обеспечить системное усвоение знании учащихся по характерным чертам средневекового общества;
- развивающая – совершенствование коммуникативных умений и навыков, продолжить формирование умений изучать исторические источники, извлекая из них новые знания, анализировать и делать выводы, составлять рассказ;
- воспитывающая – способствовать нравственному воспитанию, воспитанию бережного отношения к историческому наследию человечества.
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. На различных этапах урока используются возможности интерактивной доски.
Оборудование:
- Учебник. Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков, 6 класс. Москва. “Просвещение”. 2013г.
- Компьютер, интерактивная доска Promethean Planet.
- Презентация к уроку (для более эффективного использования необходимо импортировать в программу интерактивной доски Promethean Planet).
- Исторические карты по истории Средних веков.
- Рабочие листы для каждого учащегося.
- Тесты.
Ход урока
I. Фронтальная беседа с классом.
Как называется курс, который мы изучили? (Средние века). Какой период охватывает история Средних веков? (V - XV вв. н.э.)
Средневековье - мир особый:
Тут замки, дамы в париках,
Тут рыцари в турнирах гибнут,
За честь сражаясь на мечах.
II. Основные группы населения Средневекового общества.
Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Заполните таблицу “Основные группы населения Средневекового общества”.
Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Отработка вопросов: Как назывались группы людей, на которые делилось средневековое общество? (Сословия). Что такое сословия? (Сословие – группа людей, имеющих закреплённые законом права и обязанности, передаваемые по наследству.) Можно ли было перейти из сословия в сословие?
Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.
Работа учащихся по заполнению в рабочих листах таблицы “События и характеристика периодов Средних веков” (Приложение 1). Внести в таблицу в соответствующий период только цифры, под которыми записаны события или их характеристики.
1. Формирование сословий.
2. Появление ислама.
III. “Работающие”.
Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Заполните таблицу “Основные черты феодального хозяйства”.
Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Отработка вопросов: Дайте определение понятию “повинность”? (Это принудительные обязанности за пользование крестьян землей феодала.) Какие повинности несли крестьяне? (Барщину и оброк.) Что называлось барщиной? (Все работы в поместье феодала.) Что такое оброк? (Это часть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину. Что такое феодальная вотчина? (Вотчина – земли с работавшими на них земледельцами, которая передавалась по наследству от отца к сыну.)
Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.
Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Заполните таблицу “Основные черты натурального хозяйства”.
Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Отработка вопросов: Крестьяне и феодалы вели натуральное хозяйство. Что такое натуральное хозяйство? (Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором всё производилось для собственного потребления). Развивалась ли торговля? (Очень незначительно). Почему? (Всё необходимое производилось в хозяйствах?)
Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.
Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Основные черты ремесленного производства”.
Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Отработка вопросов: Ремесленная мастерская. Кто работал в ремесленной мастерской? (мастера, подмастерья, ученики). Для чего в ремесленной мастерской производилась продукция? (Для продажи.) Стало формироваться какое хозяйство? (Товарное). Что такое товарное хозяйство? (Товарное хозяйство – это хозяйство, в котором всё производилось для продажи, а не для собственного потребления). Как назывались союзы ремесленников одной специальности? (Цехи.)
Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.
Работа учащихся по заполнению в рабочих листах таблицы “События и характеристика периодов Средних веков”.
3. Преобладание натурального хозяйства.
4. Развитие товарного хозяйства.
IV. “Воюющие”.
Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Заполните таблицу “Феодальная лестница”.
Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Отработка вопросов: Человек, который выдавал землю, назывался сеньором, а который получал - вассалом. Итак, повторим, кто такой сеньор и кто такой вассал? (Ответы учащихся.) Отношения между феодалами и сеньорами представляли собой феодальную лестницу. На одной из ее ступеней стояли рыцари. Кто такие рыцари? Что такое рыцарский турнир? (Рыцари - это мелкие феодалы, которые несли военную службу. Рыцарский турнир - это состязание рыцарей за свою честь, достоинство и сердце прекрасной дамы.) Как мы помним, рыцари были участниками крестовых походов. Дайте определение понятию “крестовые походы”? (Крестовые походы — военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания Святых мест.)
Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.
V. “Молящиеся”.
Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Заполните таблицу “Соотнесите понятия и их определения”.
Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Отработка вопросов: Кто являлся вдохновителем крестовых походов? (Папа-глава католической церкви.) Но у папы было множество других забот кроме крестовых походов, например, еретики. Кто такие еретики? (Еретики-противники господствующего вероучения церкви.) Для борьбы с еретиками папа использовал различные методы, какие? (Пытки и т.д.) Как в целом назывался суд церкви над еретиками? (Инквизиция.)
Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.
VI. Причины феодальной раздробленности.
Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Заполните таблицу “Причины феодальной раздробленности”.
Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Отработка вопросов: Назовите хронологические рамки феодальной раздробленности? (9-11 вв.) Существовали ли государства, у которых почти не было феодальной раздробленности? (Англия)
Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.
VII. Соотнесите даты и события.
Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Заполните таблицу “Соотнесите даты и события”.
Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Отработка вопросов: В ходе изучения Средних веков мы с вами усвоили такие понятия, как “парламент”, “республика”. Если монархия - форма правления, при которой власть передается по наследству от отца к сыну, то что такое республика? (Республика – это форма правления, при которой органы власти избирают народом). Одним из выборных органов являлся парламент. Расскажите, что вы знаете о парламенте? (Парламент создан в Англии в 1265 году, он помогал королю решать государственные вопросы, состоял из двух палат.) С появлением парламента формируется новый вид монархии. Назовите. (Сословно-представительная монархия).
Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.
Работа учащихся по заполнению в рабочих листах таблицы “События и характеристика периодов Средних веков”.
5. Феодальная раздробленность.
6. Крестовые походы.
7. Объединение Франции.
VII. Известные деятели Средневековья.
Короли, шуты, герои,
Столько лиц прошло сквозь нас.
Эти люди делают историю,
Кто они - вопрос для вас.
Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Заполните таблицу “Соотнесите даты и события”.
Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Отработка вопросов: Кто такой Иннокентий III? (Римский папа, призывавший к крестовым походам). Кто такой Ян Гус? (Чех, профессор, призывавший к ослаблению в Чехии влияния католической церкви и немцев). Кто такой Уот Тайлер? (Возглавлял крестьянское восстание в Англии). Кто такая Жанна д'Арк? (Возглавила освобождение Франции от англичан во время Столетней войны). Кто такие турки-сельджуки? (Воинственный народ, живший на территории Малой Азии). Кто такие инквизиторы? (Участвовали в инквизиции- церковном суде против еретиков)
Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.
VIII. Работа с историческими картами.
- Что, когда, в какой стране?
- Всегда ответит карта мне.
- Проверим, как вы можете работать с картой.
Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Заполните таблицу “Соотнесите даты и события”.
Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Отработка вопросов: Ребята, вы должны вспомнить в какой стране происходило событие и показать эту страну на карте. В какой стране были созваны Генеральные штаты? (Франция.) В какой стране произошло восстание Уота Тайлера? (Англия.) В какой стране было гуситское движение? (Чехия.) В какой стране пешее войско называлось янычары, а правителем государства был султан? (Османская империя.) Историю еще каких стран мы изучали, покажите их на карте. (Италия, Германия, Испания...)
Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.
IX. Работа с историческими документами.
а) О каком событии идет речь?
Папа прямо сказал: “Освободите ту землю из рук язычников подчините ее себе, земля та течет молоком и медом. Иерусалим - плодоноснейший пуп земли, второй рай...” (Ответ: призыв папы к крестовым походам).
б) “Желая предупредить смуту, Филипп IV созвал собрание, на которое пригласил не только церковных и светских феодалов, но и по два депутата от каждого города. Собрание состоялось 8 апреля 1302 года в главной церкви Парижа - соборе Парижской богоматери... По свидетельству очевидцев, король “просил как друг и требовал как господин” помощи у сословий в его борьбе против притязаний папы. За него выступили городские депутаты. Они заявили, что готовы умереть за дело короля”. (Ответ: созыв первых Генеральных штатов во Франции).
в) Кому принадлежат эти слова и о каком событии идет речь? “Дорогой дофин, бог послал меня для того, чтобы принести вам спасение, дайте мне людей, и я сниму осаду с Орлеана, а затем поведу вас короноваться в Реймс. Бог хочет, чтобы англичане вернулись в свою страну и оставили в мире наше королевство. Отныне оно будет принадлежать вам... Ведь вы, Ваше высочество - законный Наследник французского престола”. (Ответ: Жанна д'Арк, Столетняя война).
X. Причины создания единых централизованных государств.
Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Заполните таблицу “Причины создания единых централизованных государств”.
Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Отработка вопросов: В каких европейских государствах были созданы единые централизованные государства в эпоху Средневековья? Когда? (Англия, Франция, Испания. К концу 15 века.) В каких европейских государствах не было создано единых централизованных государств в эпоху Средневековья? (Италия, Германия).
Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.
XI. Знаешь ли ты историю технических открытий?
Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Заполните таблицу “Знаешь ли ты историю технических открытий?”.
Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Отработка вопросов: Во второй половине XV в. было издано более 35 000 различных книг, общий тираж которых превысил 19 млн экземпляров. К началу XVI в. в Европе насчитывалось более 200 типографий. Какова причина столь стремительного распространения книгопечатанья и столь больших тиражей? (Стремительное развитие науки и техники требовало канала передачи знаний. Им стали книги.) Чем было порождено изобретение книгопечатанья? (Развитием металлообработки, технологий производства бумаги). Какое открытие позволило издать за короткий срок такое большое количество книг? (Изобретение подвижных металлических литер, которыми набирался текст книги.) Что за корабль? (Каравелла). Каково значение его появления? (Можно было плыть в нужном направлении и не зависеть от направления ветра). Что это за механизм? (Нижнебойное колесо). Каково значение его изобретения? (Можно было заменять ручной труд на механический.)
Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.
Работа учащихся по заполнению в рабочих листах таблицы “События и характеристика периодов Средних веков”.
8. Могущество католической церкви.
9. Развитие науки, техники, которые начали изменять средневековое производство и средневековый мир.
10. Создание единых централизованных государств.
XII. Культура Средневековья.
Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Заполните таблицу “Знаешь ли ты архитектурные стили средневековья?”.
Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Отработка вопросов: Предположите, из каких слоев населения могли выйти авторы этих строк? Как вы это можете объяснить? (Автор первых стихотворных строчек, скорее всего, студент (вагант), т. к. он прославляет радости жизни. Автор других строчек - выходец из крестьянской среды (есть обращение “юный хлопец”). К каким видам литературы относятся эти строки? (Первое стихотворение - это городская литература, второе — крестьянская).
Оставим занятия Бросим все премудрости, По боку ученье! Наслаждаться в юности – Наше назначение... Нам ли, чьи цветущие годы, Над книгою сутулиться? Нас девичьи хороводы Ждут на каждой улице. | Сатира на сватовство Юный хлопец, ты невесту Не ищи себе на глаз. Уши, думаю, здесь к месту И помогут в самый раз. Пусть бела и пусть румяна Панна с ангельским лицом, Но беда, коль эта панна С очень длинным языком. |
Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.
XIII. Выполнение учащимися тестовых заданий (Приложение 2).
Проверка выполнения тестовых заданий и заполнение таблицы “События и характеристика периода Средних веков”. Выставление оценок за работу на уроке.
Рефлексия. Как я работал на уроке: активно, удовлетворительно, не работал?
Домашнее задание. Записать в тетрадь вопросы, которые требуют повторения.
Использованные материалы и литература.
Список литературы.
- Учебник. Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков, 6 класс. Москва. “Просвещение”. 2013г.
- О.В. Арасланова, К.А. Соловьев “Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков”, Москва, “ВАКО”, 2007.
- Атлас. История средних веков. 6кл. “Издательство ДИК”, Дрофа, Москва, 2012
- История Средних веков. Итоговая аттестация. 6кл. Чернова М.Н. Издательство “Экзамен”, Москва, 2013.
- Тесты по истории Средних веков. 6кл. Максимов Ю.И. Издательство “Экзамен”, Москва, 2013.
Сайты Интернета.
- https://urok.1sept.ru/
- http://www.distedu.ru/mirror/_hist/lesson-history.narod.ru/
- http://www.uchportal.ru/
- http://pedsovet.su/
ru.wikipedia.org/wiki/