Правописание наречий. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Формировать навык правописания суффиксов –а, -о в наречиях с приставками.

Предметные задачи:

  • создать условия для развития у учащихся умений:
  • выделять отличительные признаки наречия от других частей речи;
  • писать суффиксы –а, -о в наречиях с приставками;
  • применять правило правописания наречий на практике.

Метапредметные задачи:

  • создать условия для развития у учащихся:
  • интереса к новому учебному материалу;
  • стремления к познавательной деятельности;
  • навыков коммуникации;
  • умения строить монологическое высказывание;
  • умения работать с информацией;
  • умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: учебник “Русский язык”, 4класс, ч.2 (автор А.В.Полякова), 2013г., толковый словарь В.И.Даля, таблица, карточки, компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой.

Учитель: Сегодня мы снова вместе создадим необычный урок.

- Скажите, что вы ждёте от нашего урока?

(Научиться чему-то новому, обменяться впечатлениями, хочу продемонстрировать свои знания, порадоваться успехам друзей и т.д.)

Учитель:

Ужасно интересно, (а далее хором ученики) всё то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старания,
Тогда вот с вами многое удастся нам понять.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с доской.

Учитель: Прочитайте слова на доске: чистота, чистый, начисто, чистить (слова на карточках).

- Что объединяет все написанные слова? ( Это однокоренные слова, корень чист).

- Прочитайте ещё раз записанные слова.

- Предлагаю игру “Выбывание”. – Исключите слово, у которого один из суффиксов не входит в основу ( это глагол чистить, т.к. – ть не входит в основу).

- Исключите слово, обозначающее признак предмета. ( Это имя прилагательное чистый).

- Исключите слово, которое склоняется ( Это имя существительное чистота).

- Что вы можете сказать о слове начисто? ( Это наречие, т.к. отвечает на вопрос как?)

- С какой частью речи мы будем работать сегодня? ( С наречием).

2. Работа с таблицей.

( На доске таблица. См. приложение 1. Левая часть таблицы открыта, а название и правая часть таблицы закрыты. Открывается по ходу ответов учеников).

- Как вы думаете, почему стоит вопросительный знак? ( Не всё знаем о правописании наречий).

- Назовите тему урока. ( Правописание наречий).

- Тогда над чем будем работать сегодня? ( Будем узнавать что-то новое о правописании наречий).

- Выполнение следующего задания поможет вам в этом.

III. Открытие новых знаний.

1. Организация наблюдения.

(На карточках - слова: досыта, набело, начисто, заживо, влево, сначала, затемно, издавна, сгоряча, сызнова).

- А что вам необходимо для открытия новых знаний? (Уметь наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы).

Учитель: Прочитать слова.

- Значение какого слова непонятно? (Сызнова).

- Кто сможет объяснить? (Снова).

- Давайте обратимся к толковому словарю В.И.Даля. (Один ученик зачитывает. Сызнова – снова, сначала, опять. Начинай сызнова).

- Ребята, это слово устаревшее, необычное, у него 2 суффикса: -с, -ыз, запомните.

- Что можете сказать о словах? (Это наречия).

- Какое задание можно выполнить? (Записать в тетрадь, поставить ударение в словах, выделить приставки, суффиксы, распределить в группы и т.д.).

- Распределите слова в 2 группы. ( К доске выходят поочерёдно ученики и распределяют слова с суффиксом –а в 1столбик, с суффиксом –о в другой столбик, а дети на местах записывают в тетрадь. На доске появляются столбики:

а о
досыта набело
сначала начисто
издавна заживо
сгоряча влево
сызнова затемно)

- От чего зависит суффикс у наречий? (От приставок).

- Выделите приставки в столбиках разным цветом. ( К доске выходят 2ученика и выделяют маркером разного цвета приставки, а дети на местах).

- Что заметили?

2. Вывод. (Вывод делают дети. Суффикс –а пишется в наречиях с приставками –с, -из, -до; суффикс-о в наречиях с приставками –в, -на, -за).

3. Сравнение вывода с правилом учебника стр.10.

- Сравните свой вывод с правилом учебника.

Учитель: Что нового узнали о правописании наречий? ( В таблице вместо вопросительного знака появляется –в, -на, -за, -о, - с, -из, -до, -а

- Ребята, как быть, если вдруг забудете приставки?

- В данном случае мы воспользуемся словом–помощником. Им является существительное среднего рода с ударным окончанием (например, окно; появляется карточка на доске). Подставим его вместо наречия с тем же предлогом, что и приставка в наречии (открывается запись:

сделать занов... - за окно – сделать заново

прочитать снов... - с окна – прочитать снова.)

- При такой подстановке словосочетания с существительными часто оказываются бессмысленными. Но ведь нас это не очень интересует; важно проверить, что пишется в конце наречий с приставками.

4. Физминутка.

IV. Закрепление.

1. Работа по учебнику.

Учитель: А сейчас потренируемся в правописании наречий, выполнив упр.15 на стр.10. (Дети цепочкой записывают на доске с объяснением).

2. Самостоятельная работа в парах.

Учитель: Для закрепления правописания наречий я предлагаю поработать самостоятельно в парах.

- Прочитайте задание. (Один ученик читает вслух задание. См. приложение 2. Дети вставляют наречия в тексте и пропущенные буквы в них. В это время появляется на экране слайд 1 с таким же текстом.)

3. Проверка.

(Заслушиваются получившиеся предложения по одному и сверяются с образцом на слайдах.)

- Кто выполнил задание как на доске?

- У кого по-другому? В каких предложениях?

V. Рефлексия.

Учитель: Продолжите предложение...

На уроке я узнал...

Своей работой на уроке я остался доволен или недоволен, потому что...

Наш урок прошёл ... (Продолжить фразу, употребив наречие. Дети подбирают наречия: интересно, увлекательно, живо, быстро, замечательно, познавательно и т.д.).

- Ребята, как вы думаете, мы всё узнали про правописание наречий?

- Обратите внимание на многоточие в таблице. Что оно обозначает? ( Нам предстоит ещё что-то узнать).

Отметки за урок.

VI.  Д/з: Стр.10, правило; упр.14 или 17.

- Кто какое упр. выбрал и почему, объясните.

Приложение 1

Наречие  
Что за часть речи? Неизменяемая часть речи.
На какие вопросы отвечает? Где?, Куда?, Откуда?...
Какие части речи поясняет? Глаголы, прилагательные.
Что обозначает в предложении? Место, время, образ действия, степень качества.
Правописание

(суффиксы) -о -е

-------------------------
?
-------------------------

Приложение 2