Цель: Формировать навык правописания суффиксов –а, -о в наречиях с приставками.
Предметные задачи:
- создать условия для развития у учащихся умений:
- выделять отличительные признаки наречия от других частей речи;
- писать суффиксы –а, -о в наречиях с приставками;
- применять правило правописания наречий на практике.
Метапредметные задачи:
- создать условия для развития у учащихся:
- интереса к новому учебному материалу;
- стремления к познавательной деятельности;
- навыков коммуникации;
- умения строить монологическое высказывание;
- умения работать с информацией;
- умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: учебник “Русский язык”, 4класс, ч.2 (автор А.В.Полякова), 2013г., толковый словарь В.И.Даля, таблица, карточки, компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой.
Учитель: Сегодня мы снова вместе создадим необычный урок.
- Скажите, что вы ждёте от нашего урока?
(Научиться чему-то новому, обменяться впечатлениями, хочу продемонстрировать свои знания, порадоваться успехам друзей и т.д.)
Учитель:
Ужасно интересно, (а далее хором ученики) всё то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старания,
Тогда вот с вами многое удастся нам понять.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Работа с доской.
Учитель: Прочитайте слова на доске: чистота, чистый, начисто, чистить (слова на карточках).
- Что объединяет все написанные слова? ( Это однокоренные слова, корень чист).
- Прочитайте ещё раз записанные слова.
- Предлагаю игру “Выбывание”. – Исключите слово, у которого один из суффиксов не входит в основу ( это глагол чистить, т.к. – ть не входит в основу).
- Исключите слово, обозначающее признак предмета. ( Это имя прилагательное чистый).
- Исключите слово, которое склоняется ( Это имя существительное чистота).
- Что вы можете сказать о слове начисто? ( Это наречие, т.к. отвечает на вопрос как?)
- С какой частью речи мы будем работать сегодня? ( С наречием).
2. Работа с таблицей.
( На доске таблица. См. приложение 1. Левая часть таблицы открыта, а название и правая часть таблицы закрыты. Открывается по ходу ответов учеников).
- Как вы думаете, почему стоит вопросительный знак? ( Не всё знаем о правописании наречий).
- Назовите тему урока. ( Правописание наречий).
- Тогда над чем будем работать сегодня? ( Будем узнавать что-то новое о правописании наречий).
- Выполнение следующего задания поможет вам в этом.
III. Открытие новых знаний.
1. Организация наблюдения.
(На карточках - слова: досыта, набело, начисто, заживо, влево, сначала, затемно, издавна, сгоряча, сызнова).
- А что вам необходимо для открытия новых знаний? (Уметь наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы).
Учитель: Прочитать слова.
- Значение какого слова непонятно? (Сызнова).
- Кто сможет объяснить? (Снова).
- Давайте обратимся к толковому словарю В.И.Даля. (Один ученик зачитывает. Сызнова – снова, сначала, опять. Начинай сызнова).
- Ребята, это слово устаревшее, необычное, у него 2 суффикса: -с, -ыз, запомните.
- Что можете сказать о словах? (Это наречия).
- Какое задание можно выполнить? (Записать в тетрадь, поставить ударение в словах, выделить приставки, суффиксы, распределить в группы и т.д.).
- Распределите слова в 2 группы. ( К доске выходят поочерёдно ученики и распределяют слова с суффиксом –а в 1столбик, с суффиксом –о в другой столбик, а дети на местах записывают в тетрадь. На доске появляются столбики:
а о досыта набело сначала начисто издавна заживо сгоряча влево сызнова затемно)
- От чего зависит суффикс у наречий? (От приставок).
- Выделите приставки в столбиках разным цветом. ( К доске выходят 2ученика и выделяют маркером разного цвета приставки, а дети на местах).
- Что заметили?
2. Вывод. (Вывод делают дети. Суффикс –а пишется в наречиях с приставками –с, -из, -до; суффикс-о в наречиях с приставками –в, -на, -за).
3. Сравнение вывода с правилом учебника стр.10.
- Сравните свой вывод с правилом учебника.
Учитель: Что нового узнали о правописании наречий? ( В таблице вместо вопросительного знака появляется –в, -на, -за, -о, - с, -из, -до, -а
- Ребята, как быть, если вдруг забудете приставки?
- В данном случае мы воспользуемся словом–помощником. Им является существительное среднего рода с ударным окончанием (например, окно; появляется карточка на доске). Подставим его вместо наречия с тем же предлогом, что и приставка в наречии (открывается запись:
сделать занов... - за окно – сделать заново
прочитать снов... - с окна – прочитать снова.)
- При такой подстановке словосочетания с существительными часто оказываются бессмысленными. Но ведь нас это не очень интересует; важно проверить, что пишется в конце наречий с приставками.
4. Физминутка.
IV. Закрепление.
1. Работа по учебнику.
Учитель: А сейчас потренируемся в правописании наречий, выполнив упр.15 на стр.10. (Дети цепочкой записывают на доске с объяснением).
2. Самостоятельная работа в парах.
Учитель: Для закрепления правописания наречий я предлагаю поработать самостоятельно в парах.
- Прочитайте задание. (Один ученик читает вслух задание. См. приложение 2. Дети вставляют наречия в тексте и пропущенные буквы в них. В это время появляется на экране слайд 1 с таким же текстом.)
3. Проверка.
(Заслушиваются получившиеся предложения по одному и сверяются с образцом на слайдах.)
- Кто выполнил задание как на доске?
- У кого по-другому? В каких предложениях?
V. Рефлексия.
Учитель: Продолжите предложение...
На уроке я узнал...
Своей работой на уроке я остался доволен или недоволен, потому что...
Наш урок прошёл ... (Продолжить фразу, употребив наречие. Дети подбирают наречия: интересно, увлекательно, живо, быстро, замечательно, познавательно и т.д.).
- Ребята, как вы думаете, мы всё узнали про правописание наречий?
- Обратите внимание на многоточие в таблице. Что оно обозначает? ( Нам предстоит ещё что-то узнать).
Отметки за урок.
VI. Д/з: Стр.10, правило; упр.14 или 17.
- Кто какое упр. выбрал и почему, объясните.
Приложение 1
Наречие | |
Что за часть речи? | Неизменяемая часть речи. |
На какие вопросы отвечает? | Где?, Куда?, Откуда?... |
Какие части речи поясняет? | Глаголы, прилагательные. |
Что обозначает в предложении? | Место, время, образ действия, степень качества. |
Правописание | (суффиксы) -о -е ------------------------- |