Целевые установки уроков.
Предметные результаты: учащийся читает и анализирует “Сказку о мёртвой царевне...” А.С. Пушкина.
Метапредметные результаты: учащийся контролирует выполнение учебной задачи, свободно читает отрывки из прозаического и стихотворного текста вслух с соблюдением интонации, отвечает на вопросы по тексту.
Личностные результаты: учащийся описывает и оценивает поведение героев “Сказки о мёртвой царевне...”.
I. Целеполагание. Учебная задача по чтению формулируется совместно с учащимися в результате просмотра иллюстраций и рисунков на доске.
- Сегодня на уроке мы прочитаем и обсудим отрывок из сказки А.С. Пушкина, вспомним его стихи и другие сказки.
II. Аналитический этап начинается с актуализации знаний: дети рассказывают о своих рисунках к стихам и сказкам А. С. Пушкина.
III. Презентация “А.С. Пушкин”.
IV. Чтение детьми стихотворений А.С. Пушкина.
Осень
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
* * *
(из романа “Евгений Онегин”)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
* * *
(из романа “Евгений Онегин”)
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
- * *
(из поэмы “Руслан и Людмила”)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
V. Просмотр фрагмента “Разговор с месяцем” из мультфильма “Сказка о мёртвой царевне...”.
VI. Словарная работа: месяц, мольба, рожок, светлоокий; тьма глубокая, обычай твой любя, дева красная, на стороне стою.
VII. Физминутка под музыку “Во саду ли”.
VIII. Чтение отрывка из сказки хорошо читающими учащимися (с.93) и обсуждение поведения героев сказки.
IX, Чтение отрывка по ролям (автор-Пушкин, Елисей, Месяц).
X. Итоги урока. Ответы на вопросы на с.93.
XI. Инсценировка по сказкам А. С. Пушкина.
Выходят четверо рассказчиков.
1 рассказчик:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
2 рассказчик:
“Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.”
3 рассказчик:
“Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.”
4 рассказчик:
“Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.”
1 рассказчик:
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
2 рассказчик:
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла!
3 рассказчик:
“Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
1 рассказчик:
...и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
4 рассказчик:
И она перед Дадоном
Улыбнулась - и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
2 рассказчик:
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
1 рассказчик:
“Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна?”
3 рассказчик:
“Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за 3 года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный.”
1 рассказчик:
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря.
...Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
4 рассказчик:
“Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?” -
Говорит она ему.
1 рассказчик:
“Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу.”
4 рассказчик:
“А кого же на примете ты имеешь?”
1 рассказчик:
“Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.”
4 рассказчик:
“Знай, близка судьба твоя.
Ведь царевна эта - я!”
1 рассказчик:
Князь недолго собирался,
На царевне обвенчался.
2 рассказчик:
Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
3 рассказчик:
Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
4 рассказчик:
У моря видел дуб зеленый
Под ним сидел, и кот ученый
Хором:
Свои нам сказки говорил.
(Уходят)
ХII. Подведение итогов работы. Чтение учителем любимого стихотворения.
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Приложение 2 (Словарь)
Приложение 3 (Фото)