Цели: формировать представление учащихся о разнообразии профессий, углубить знания о том, что люди должны делать и знать, чтобы научиться определённой профессии, чем отличается та или иная работа от других, обогатить речь детей профессиональной лексикой, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям труда,
Оборудование: выставка фотографий “Каким делом заняты ваши родители”; плакат с пословицами: “Белые руки чужие труды любят”, “Дело и учит, и мучит, и кормит”; карточки-задания; предметные карточки с изображением инструментов, механизмов, относящихся к какой-либо профессии; предметы и инвентарь трудовой и профессиональной деятельности — письма, лекарства, термометр, краски, кисти, фотоаппарат, сочинения детей, благодарственные письма и сувениры для родителей и гостей, презентация.
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя.
У каждого в жизни своя забота:
Чтоб всегда любимая была работа,
Кто из вас смекалкою обладает,
Пусть загадку хитрую отгадает.
Ответ услышать буду рада,
Только говорите дружно, складно.
Чтоб заиграл красиво музыкант,
Проявить ему нужно ... (талант).
Чтоб сшить модные брюки,
Нужны портному умелые ... (руки).
Чтоб шофёру автобусом управлять,
Нужно правила ... (соблюдать).
Вижу, что знаете вы, друзья,
Трудом гордится ... (Земля).
Ребёнку и взрослому нужен ... (труд),
Умение, терпение всё... (перетрут).
- Ребята, вы, конечно же, догадались, чему посвящается наше сегодняшнее занятие. Прочтите все вместе тему классного часа выразительно, с таким отношением, которое мы испытываем к этим словам. Мне очень хочется, чтобы вы, не стесняясь и не смущаясь, порассуждали о различных профессиях, о том, что должны делать и знать люди, чтобы научиться определённой профессии. Я надеюсь на ваше активное участие, любознательность, инициативность, смекалку, сообразительность, творческое расположение. Согласны? Готовы? Слайд 1.
II. Игра “Ищи Петину ошибку! ”
Учитель. - Сначала хочу проверить: действительно ли вы разбираетесь в профессиях и можете безошибочно указать, что входит в обязанности человека определённой профессии?
- Некоторые ребята подготовили чтение стихотворения по ролям. Послушайте внимательно: всё ли в нём правильно, нет ли какой путаницы?
Путаница о профессиях (Дети читают по ролям).
Наш знакомый мальчик Петя
Неплохой парнишка, но ...
Говорит, что все на свете
Знает он давным-давно.
Как-то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
Санитар, - спросила Ната, -
Это кто еще такой?
А связист? - спросил Сережа,-
Слесарь кто - не знаю тоже...
Погодите, - крикнул Вова, -
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: - Друзья! Вам на всё отвечу я.
Все профессии я знаю.
Так! Внимание! Объясняю! Слайд 2.
Санитар - на санках мчится,
Ничего с ним не случится.
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте. Слайд 3.
По горам, по перевалам
Всё идет горняк усталый.
Он к горам давно привык.
Покорит он горный пик. Слайд 4.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам связист:
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист! Слайд 5.
Собирает банщик банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит.
Банк с ружьем он сторожит. Слайд 6.
Мельник стены белит мелом
И рисует между делом –
На асфальте мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи! Слайд 7.
В офисе официант
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет,
К телефону позовет. Слайд 8.
Вот в машину машинист
Вновь закладывает лист.
Тук-тук-тук! Помчались строчки
От начала и до точки. Слайд 9.
Операция идет:
Кровельщик здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному...
Он уже здоров - и дома. Слайд 10.
А печник печет печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!
Учитель.
Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно – о - го сделал!
Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться, что к чему.
Если Петя подоспеет,
Объясните и ему.
(В.В. Агафонов, О.Л. Соболева)
- Кто нашел ошибки Пети?
- В чем он ошибся?
- Каким делом в действительности занимаются люди этих профессий?
- Давайте, исправим путаницу и неурядицу в ситуациях.
- Я буду называть предмет, а вы - профессию или дело, работу.
(Показываю написанные названия профессий, а дети рассказывают, чем занимается тот или другой человек данной профессии). Слайд 11.
Санитар - работа по оказанию помощи больным.
Горы - альпинист.
Горняк - добывает руду.
Морзянка - радист.
Связист - на телефонной станции.
Спицы - вязальщик.
Клады - кладоискатель.
Склад - кладовщик.
Банкир - в Сбербанке.
Охранник - сторожит.
Мельник - мелет муку.
Маляр - красит, белит.
Художник - рисует.
Официант - в кафе, ресторане обслуживает.
Секретарь - в офисе.
Машинистка (секретарь) - печатная машинка.
Машинист - управляет тепловозом.
Кровельщик - кроет крыши.
Донор - сдаёт кровь для больного.
Печник - делает печки.
Кондитер, пекарь, повар - печенье, булочки, варенье.
III. Беседа “Что мы знаем о профессиях? ”
Учитель.
- Как вы думаете, ребята, какая из этих профессий древнее, существует с давних пор?
- А какая из них появилась совсем недавно? Их можно назвать “молодыми”?
- Что необходимо человеку, чтобы получить нужную ему профессию?
- Что было, если бы люди не обучались профессиональным навыкам?
(Показываю сюжетные картинки с изображениями различных профессий и выполнением разных видов работ).
- Что создают рабочие на заводе?
- Что делает гончар?
- Чем занимаются рыбаки?
- А что делают врачи, учителя, артисты?
- Чем отличается работа космонавта от труда рабочего на заводе?
- Кто такие секретари-референты, юристы, банкиры, бухгалтеры, программисты?
- Какие качества необходимы людям этих профессий?
IV. Развлекательно - игровые минутки для дела, ради шутки.
Игра “Что кому нужно”.
Цель: упражнять детей в классификации предметов по признаку их необходимости людям отдельной профессии, воспитывать уважение к людям труда.
Игровое задание. Называю профессию человека, а дети говорят, что ему нужно для работы. Например, сапожнику - гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка, лапа, нож, клей, нитки; швее - игла, нитки, машинка, ткань, отделочные материалы, пуговицы, замок, оверлок и др.
Побеждает тот, кто назовет быстрее и больше предметов.
Игра "Кто больше назовет действий?”.
Цель: расширять представления детей о профессиях, активизировать словарный запас.
Игровое задание.
Учитель.
- А теперь я называю профессию (врач, шофер, повар, и др.), а вы назовите действия человека этой профессии. Например, врач осматривает больных, выслушивает, даёт лекарство, делает уколы, операции. Кто больше назовет действий, считается выигравшим.
Оборудование: карточки с изображением людей разных профессий.
V. Исполнение песенных куплетов на мотив песни “Ой, полным - полна коробушка”.
Девочки.
Ой, полным - полна коробушка -
В ней профессий не сосчитать!
Покупайте, добры молодцы,
Можно цену набавлять.
Мы девчата-референты,
Хороши, как на подбор.
Вмиг оформим документы,
По-английски разговор.
Мы компьютер знаем прочно,
Дела в порядок приведем,
Выполним работу срочно,
Если надо, и споем.
Мальчики.
Специалисты нам такие
Просто позарез нужны.
Умные и молодые
В любой фирме так важны!
Мы юристы-правоведы,
Консультации дадим.
Пусть минуют фирму беды –
За этим мы уж проследим!
Мы банкиры и бухгалтеры,
Все расчеты проведём.
Знаем деньгам цену, бартеру,
От инфляции спасем.
(Поют все, обращаясь к учителю.)
Знанья нам нужны немалые,
Не торгуйся, не скупись!
Все хотим стать мастерами мы!
Учитель. Тогда за дело, не ленись!
- Ребята, к нам пришёл в гости Загадалкин.
(Выходит ученик, исполняющий роль гостя Загадалкина. Её исполняет ученик 6 класса).
Загадалкин. Знаю, что в вашем классе, без сомненья, есть хорошие обычаи и увлеченья: умельцы трудиться, в игры играть, со смекалкой загадки загадать. Умеете вы веселиться? Хочется мне у вас поселиться!
Учитель. Прошу, Загадалкин, проверь ребят: как они знают профессий отряд!
Загадалкин. Согласен! Для задания вам - вот о профессиях кроссворд!
Кроссворд “Профессии”:
Слайды 12 - 19.
1 | ||||||||||||
ф | ||||||||||||
2 | п | о | ж | а | р | н | ы | й | ||||
т | ||||||||||||
3 | д | о | к | т | о | р | ||||||
5 | г | |||||||||||
4 | п | о | в | а | р | |||||||
о | а | |||||||||||
д | ||||||||||||
и | ||||||||||||
6 | у | ч | и | т | е | л | ь | |||||
е | ||||||||||||
7 | м | а | л | я | р | |||||||
ь |
1.
Наведем стеклянный глаз,
щелкнет раз - и помним вас.
2.
С огнем бороться мы должны
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
3.
Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас от всех болезней?
4.
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
5.
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота
Всех отвозить утром на работу.
6.
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
7.
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
VI. Творческая работа.
Вручение родителям подарков, заранее приготовленных детьми и благодарственных писем родителям, которые активно помогали учителю в приготовлении классного часа.
VII. Итог классного часа.
Учитель.
- Скажите, пожалуйста, кем бы вы хотели стать? Почему?
(Ответы детей. Дети, кто хочет, зачитывают свои мини-сочинения “Когда я вырасту, я хочу стать...”)
- Кем бы вы в жизни не захотели стать, вам надо много трудиться. Можете ли вы сейчас объяснить смысл пословиц?
Слайд 20.
- Наш классный час подошёл к концу. Благодарим ваших родителей за труд, за помощь в проведении мероприятия.
Слушайте, смотрите, мотайте на ус -
Выбирайте работу по душе на любой вкус!
Да нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Скалолазом,
Знаменитым скрипачом.
Стать полярником отважным,
К дальним звёздам улетать.
Самым лучшим,
Самым нужным,
Самым важным сразу стать.
Да, нельзя...
Но можно сразу
И учиться
И мечтать!
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Мы будем учиться,
Мы будем трудиться,
Чтоб Родина нами
Могла бы гордиться!