Коррекционная НОД по теме «Дифференциация звуков Ш–Щ»

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Образовательные: Дифференциация звуков [Ш] - [Щ’] в словах, предложениях и текстах.
  • Коррекционные:
    • Автоматизация звуков в речи.
    • Закрепление навыков звукового анализа.
    • Практическое усвоение словообразования страдательных причастий.
    • Работа над составлением предложения с однородными членами.
    • Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Воспитательные: Воспитание навыка самостоятельности.

Оборудование:

  • Предметные картинки;
  • Сюжетные картинки по рассказу И.С. Тургенева “Воробей”;
  • Игрушки, в названиях которых есть звуки Ш и Щ.

Ход НОД

Организационный момент:

1.Сообщения детям цели НОД.

Сегодня мы поедем на автобусе в музей сюжетных картин. Путь длинный, и, чтобы не скучно было ехать возьмем игрушки, но только те, в названиях которых есть звуки Ш или Щ.

Дети выбирают: мишка, кошка, петушок, щенок, щетка, трещотка, счёты, шар, машина.

Артикуляционная гимнастика

“трубочка-улыбочка”, “блинчик-иголочка”, “чашечка”

Уточнение и сравнение артикуляции звуков

Глядя в зеркало, произнести звук [Ш]. Описать артикуляционный уклад.

Глядя в зеркало, произнести звук [Щ’]. Описать артикуляционный уклад.

Сравнение звуковых характеристик

Пользуясь схемой, дать характеристику звукам [Ш] и [Щ]

Чем они похожи? Чем отличаются? Почему эти звуки нельзя назвать парными?

2. Выставляется игрушка - автобус или картинка с изображением автобуса. На нём мы и поедем в музей. По дороге нам будут встречаться герои разных сказок. Они будут давать нам задания, а мы должны их правильно выполнить.

3. Первым появляется шмель: “Дети, поиграйте со мной в игры”.

“Составь новое слово”

Ш И Н А
3 2 1 4

“Будь внимателен”: хлопни в ладоши, когда услышишь звук Щ – ширина, лещи, щавель, щеки, шары, щит, кошка, лукошко, щенки.

4. Появляется щенок: “Я пропущу вас в музей, но вы должны четко и громко повторить чистоговорки со звуками Ш и Щ.

Ща – ща – ща – щавель ша – ша – ша – наша Маша хороша
Щё – щё – щё – щётка шо – шо – шо – летом очень хорошо
Щи – щи – щи – клещи шу – шу – шу – бабушке пишу
Щу – щу – щу – тащу ши – ши – ши – Паше напиши

Щенок разрешает проехать дальше.

5. Появляется Мишка и предлагает детям поиграть в игру “Эхо”

  • Возвратить –
  • Восхитить –
  • Посвятить –
  • Простить –
  • Смутить –
  • Возмутить –

А теперь Мишка загадает детям загадки:

- По лесу рыщет, пищу ищет (волк).

- Малые ребятки любят играть в прятки. Не сиди на печи, а иди скорей ... (ищи).

- Мне неженки – сандалии доверчиво сказали:

Боимся мы щекотки, большой сапожной ... (щетки)

Физминутка:

А сейчас прибежали две мышки (картинки) и предложили игру.

Вышли мыши как – то раз, посмотреть который час,
Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири,
Вдруг раздался страшный звон – убежали мыши вон...

6. После игры мышки предлагают детям определить позиции звуков Ш, Щ в словах и записать буквами в схеме (начало, середина, конец):

ПЛАЩ, РОЩА, ЩАВЕЛЬ, ШУТ, МИШКА, МАЛЫШ, ГОЛЫШ.

7. Мы приехали и входим в музей. Здесь выставлены картины по рассказу И.С. Тургенева “Воробей”.

Чтение рассказа логопедом.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Беседа по рассказу:

  • Откуда возвращался автор (охотник)?
  • С кем он возвращался?
  • Кого увидели охотник и собака?
  • Опишите воробышка?
  • Как повел себя старый черногрудый воробей?
  • Как относится к героизму воробья автор?

Стимулировать использование в ответах детей сложноподчиненные предложения.

Повторное чтение.

Пересказ.

Предложить подобрать родственные слова к слову воробей: воробышек, воробьиха, воробьенок, воробьишка.

Итог:

Ребята, с каким звуком мы сегодня работали? Что вам понравилось больше всего? Что было самое интересное? Что было самое трудное?

Домашнее задание: нарисуйте картинки к рассказу “Воробей”.