Цели:
- Образовательные: Дифференциация звуков [Ш] - [Щ’] в словах, предложениях и текстах.
- Коррекционные:
- Автоматизация звуков в речи.
- Закрепление навыков звукового анализа.
- Практическое усвоение словообразования страдательных причастий.
- Работа над составлением предложения с однородными членами.
- Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.
- Воспитательные: Воспитание навыка самостоятельности.
Оборудование:
- Предметные картинки;
- Сюжетные картинки по рассказу И.С. Тургенева “Воробей”;
- Игрушки, в названиях которых есть звуки Ш и Щ.
Ход НОД
Организационный момент:
1.Сообщения детям цели НОД.
Сегодня мы поедем на автобусе в музей сюжетных картин. Путь длинный, и, чтобы не скучно было ехать возьмем игрушки, но только те, в названиях которых есть звуки Ш или Щ.
Дети выбирают: мишка, кошка, петушок, щенок, щетка, трещотка, счёты, шар, машина.
Артикуляционная гимнастика
“трубочка-улыбочка”, “блинчик-иголочка”, “чашечка”
Уточнение и сравнение артикуляции звуков
Глядя в зеркало, произнести звук [Ш]. Описать артикуляционный уклад.
Глядя в зеркало, произнести звук [Щ’]. Описать артикуляционный уклад.
Сравнение звуковых характеристик
Пользуясь схемой, дать характеристику звукам [Ш] и [Щ]
Чем они похожи? Чем отличаются? Почему эти звуки нельзя назвать парными?
2. Выставляется игрушка - автобус или картинка с изображением автобуса. На нём мы и поедем в музей. По дороге нам будут встречаться герои разных сказок. Они будут давать нам задания, а мы должны их правильно выполнить.
3. Первым появляется шмель: “Дети, поиграйте со мной в игры”.
“Составь новое слово”
Ш И Н А 3 2 1 4
“Будь внимателен”: хлопни в ладоши, когда услышишь звук Щ – ширина, лещи, щавель, щеки, шары, щит, кошка, лукошко, щенки.
4. Появляется щенок: “Я пропущу вас в музей, но вы должны четко и громко повторить чистоговорки со звуками Ш и Щ.
Ща – ща – ща – щавель ша – ша – ша – наша Маша хороша Щё – щё – щё – щётка шо – шо – шо – летом очень хорошо Щи – щи – щи – клещи шу – шу – шу – бабушке пишу Щу – щу – щу – тащу ши – ши – ши – Паше напиши
Щенок разрешает проехать дальше.
5. Появляется Мишка и предлагает детям поиграть в игру “Эхо”
- Возвратить –
- Восхитить –
- Посвятить –
- Простить –
- Смутить –
- Возмутить –
А теперь Мишка загадает детям загадки:
- По лесу рыщет, пищу ищет (волк).
- Малые ребятки любят играть в прятки. Не сиди на печи, а иди скорей ... (ищи).
- Мне неженки – сандалии доверчиво сказали:
Боимся мы щекотки, большой сапожной ... (щетки)
Физминутка:
А сейчас прибежали две мышки (картинки) и предложили игру.
Вышли мыши как – то раз, посмотреть который час,
Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири,
Вдруг раздался страшный звон – убежали мыши вон...
6. После игры мышки предлагают детям определить позиции звуков Ш, Щ в словах и записать буквами в схеме (начало, середина, конец):
ПЛАЩ, РОЩА, ЩАВЕЛЬ, ШУТ, МИШКА, МАЛЫШ, ГОЛЫШ.
7. Мы приехали и входим в музей. Здесь выставлены картины по рассказу И.С. Тургенева “Воробей”.
Чтение рассказа логопедом.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Беседа по рассказу:
- Откуда возвращался автор (охотник)?
- С кем он возвращался?
- Кого увидели охотник и собака?
- Опишите воробышка?
- Как повел себя старый черногрудый воробей?
- Как относится к героизму воробья автор?
Стимулировать использование в ответах детей сложноподчиненные предложения.
Повторное чтение.
Пересказ.
Предложить подобрать родственные слова к слову воробей: воробышек, воробьиха, воробьенок, воробьишка.
Итог:
Ребята, с каким звуком мы сегодня работали? Что вам понравилось больше всего? Что было самое интересное? Что было самое трудное?
Домашнее задание: нарисуйте картинки к рассказу “Воробей”.