АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.
Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Также плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.
Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.
Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду.
Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
- Формирование у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;
2. Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;
3. Приобщить родителей к коррекционной работе в домашних условиях;
4. Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;
5. Воспитывать у детей желание быть здоровыми.
Продолжительность проекта: 12 месяцев.
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ
- Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении или дошкольное учреждение может организовать дополнительную услугу для неорганизованных детей.
- Направленность проекта: коррекционно-оздоровительная.
- Вид: здоровьесберегающая педагогическая технология.
Образовательная область: “Физическое развитие”
Области интеграции: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Дети старшей группы | Задачи для работы с детьми:
|
Педагоги группы | Задачи для воспитателей:
|
Родители воспитанников | Задачи для работы с родителями:
|
ФОРМЫ РАБОТЫ
С детьми | С родителями |
|
|
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Кадровые ресурсы | Материальные ресурсы | Методические ресурсы |
Педагоги МБДОУ Ст. мед.сестра МБДОУ |
Для проведения проектной деятельности в МБДОУ частично имеются необходимые условия, методическое и дидактическое обеспечение. | Справочная литература Методическая литература Художественная литература |
ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
Организационно- подготовительный |
- Анкетирование родителей об
актуальности мероприятия. - Изучение специальной литературы. Подбор информации о причинах возникновения плоскостопия и их устранении. - Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей. - Подбор комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты. - Изготовление нестандартного оборудования. - Подбор рекомендаций для родителей. - Создание картотеки упражнений по профилактики плоскостопия. - Составление перспективного плана работы по профилактике плоскостопия. - Разработка презентации “ Правильная стопа – залог здоровья” |
Основной | - Просмотр презентации “Правильная
стопа – залог здоровья”. - Школа для родителей “Помоги ребенку сам”. - Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье. - НОД: “Здоровье всего дороже”, “Охрана жизни и здоровья на прогулке”, “Как следить за ногами”, “Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели” - Беседы - рассуждения с детьми: “Что значит здоровые ноги”, “Прогулка босиком. Полезно или вредно?”, “Как заботиться о ногах”, чтение энциклопедии “Азбука здоровья” раздел “Наши ноги”. - Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия. - Досуги и развлечения из цикла “Здоровые ножки”, “Тренируйтесь вместе с нами”, “Путешествие в страну гибкого носка”. - Совместная деятельность с родителями по изготовлению нестандартного оборудования. - Обучение родителей упражнениям для профилактики плоскостопия - Консультации, рекомендации, памятки, буклеты: “Подбираем правильную обувь своему ребёнку”, “Предупреждение плоскостопия. Вред от плоскостопия”, “Массаж ног – эффективный вид закаливания”, “Пальчиковая гимнастика для ног”, “Самомассаж и закаливание стоп у детей в домашних условиях”. Родительское собрание с показом мастер-класса по разучиванию упражнений “Профилактика плоскостопия” |
Заключительный | - Анкетирование по теме проекта
(сравнительный анализ). - Выставка нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия. - Презентация проекта для родителей и педагогов “Сохраним стопы здоровыми”. - Спортивные развлечения совместно с родителями:“По тропе здоровья”, “Постарайся угадать, чем листочек может стать”, “Веселые старты”. - Презентация материалов проекта - Обобщение опыта. Трансляция опыта среди педагогов. - Фотовыставка “В стране Здоровья” |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения. Включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.
- Улучшение состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.
- Формирование у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор.
- Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.
ЛИТЕРАТУРА.
- Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, - 2005. – 96с.
- Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: из опыта работы / Н.С.Голицына – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 72с.
- Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое пособие / О.Н.Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”, 2005. – 109с.
- Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] /И.М Новикова. – М.:Издательство Мозаика – Синтез 2010. – 96с.
- Трихункова, В.В. Познай себя // Ребенок в детском саду – 2005.-№2 – С.51-58
- Узорова, О. Физкультурные минутки. [Текст]: материал для проведения физкультурных пауз / О.Узорова, Е.Нефедова. - М.: ООО “Издательство Астрель” “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак” - 2005. – 96с
- Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей” //Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62